Смекни!
smekni.com

Этнические особенности современной семьи в социальной работе (стр. 7 из 7)

На вопрос совместного отдыха большинство участников ответили, что они проводят отдых с детьми. Многие совершают выезды на пикники, организуют совместные походы, посещают киноцентры и театры. Лишь 5% участников ответили, что предпочитают отдыхать по отдельности, либо провести весь день дома.

Участники, исповедующие мусульманство ответили, что наиболее благоприятный возраст для вступления в брак для женщин 17-19 лет, для мужчин 29-30 лет. Участники, исповедующие христианство считают, что наиболее благоприятный возраст для брака у женщин 23-25 лет, у мужчин – 30 лет.

Смогли бы усыновить ребенка 35%, не смогли бы решиться на такой шаг – 47%, затрудняются ответить на данный вопрос – 18% респондентов.

По традиции вероисповедания супруга свадьбу играли 50%, по традиции вероисповедания супруги – 45%, а 5% устроили свадьбу в традиции обоих вероисповеданий.

Среди мужчин 3 языками владеют 11%, 2 языками – 72%, только родным языком – 17%. Среди женщин 3 языками владеют 9%, 2 языками – 70%, только родным языком – 21%.

По признанию респондентов большие трудности возникали в первые годы жизни. Сложно было придти к общему мнению. Но с годами совместного проживания в браке постепенно все острые ситуации решаются и находятся компромиссы. В настоящее время могут возникать небольшие разногласия в отношении детей и их воспитания.

Таким образом, в межнациональных семьях возникает много ситуаций, касающихся вопросов этнической принадлежности и национальности. Важную роль в такой семье играет умение находить компромиссы и договариваться, особенно это касается воспитания детей.


Заключение

Подводя итоги всего вышеизложенного, можно сказать следующее: брак и семья – это первооснова любого общества, особенно, общества, которое сейчас претерпевает серьезные изменения, когда глобализация идет параллельно с процессом разжигания межнациональной розни, когда особенно остро проявляются проблемы разногласий между западным миром капитализма и восточным миром традиционного ислама, и все это – на фоне попыток налаживания политических контактов и сотрудничества между странами. Именно в такой сложной ситуации семья обеспечивает взаимодействие личности и общества, интегрирует и определяет важнейшие интересы и потребности человека. В семье, как в капле воды, отражаются, воспроизводятся в специфической форме все коллизии социума, в том числе и национальные. Конечно, реальная жизнь каждого человека с течением времени может вносить в эти взгляды определенные коррективы, однако то, что заложено в человеке с детства, игнорировать нельзя. Наивно думать, к примеру, что нынешние межнациональные конфликты с применением оружия не вызовут или уже не вызвали у детей противоборствующих сторон чувства национального недоброжелательства к "врагам", желания мести за потерянных, быть может самых дорогих людей, членов родной семьи. Следует подчеркнуть, что все позитивное, присущее современной семье, ее воспитательный потенциал могут служить в качестве консолидирующего фактора общества. Если семья здорова, если родители заинтересованы в правильном, гуманистическом воспитании детей, формировании у них благородных качеств, то такая семья может выполнить роль источника национального согласия и мира. Семье, в частности национально-смешанной, принадлежит немаловажная роль в гуманизации общества, сохранении его стабильности и целостности, а дети этой семьи составляют социальную группу, объективным интересом которой является сохранение политической и экономической стабильности, поддержание интеграционных процессов. Межнациональные семьи, уже в силу объективной социальной структуры, обеспечивают наиболее тесное взаимодействие между представителями разных народов, формируют терпимость и уважение к национальной специфике, к положительным традициям и обычаям других народов, к их культуре, языку, очеловечивают внутрисемейные отношения, гуманизируют личность, как взрослых членов семьи, так и детей. Образование смешанных семей открывает возможности передачи информации между супругами и их друзьями, родственниками, как в пределах поколения, так и между поколениями, то есть между детьми от смешанных браков. Следовательно, межэтнические семьи функционируют как канал, связующее звено взаимной информации о культурных особенностях контактирующих этносов. Межнациональная семья играет в этнокультурных процессах не столько роль инициатора, сколько "катализатора", ускорителя уже идущих процессов. Смешанная семья является уникальной структурой, где на микроуровне происходит формирование не только межличностных, но и межнациональных отношений. От степени формирования в ней национального сознания и самосознания супругов, представителей разных национальностей, в определенной степени зависят не только особенности личностных взаимоотношений супругов, но и специфика их межнациональных связей в значительно широкой, внесемейной социальной среде. Поэтому предотвращение межнациональных конфликтов и создание благоприятной атмосферы на уровне такой малой части общества как семья может оказать огромное влияние на жизнь общества в целом, и, исходя из этого, можно сказать, что гармоничная межнациональная семья – это первый шаг к гармонизации многонационального общества. А начале исследования была поставлена цель изучить специфику и проблематику межнациональных браков. В результате проделанной работы цель была достигнута.


Литература

1. Аргайл М. Психология счастья. - СПб.; Изд-во Петрополис, 19902. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.; Изд-во Леандр, 19903. Барсков И.А., М.; Конфликты в семье//Семейная политика, 2001 – с. 18-234. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия // Советская этнография, 1969, N 6. – с. 44-465. Бедный М.С., Семья–здоровье–общество. – М.; Просвещение, 19866. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.; Изд-во Прайм-ЕВРОЗНАК, 20017. Ганцкая О.А., Терентьева Л.Н. Межнациональные браки и их роль в этнических процессах // Современные этнические процессы в СССР. – М.: Политиздат, 19778. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.– СПб.: Изд-во Петрополис, 19989. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – СПб.; Изд-во Прайм-Еврознак, 199410. Давлиев И.А., Я и моя семья. – М.: Изд-во Таткнигоиздательство, 1984

11. Елизаров А.Н. К концептуальной схеме анализа межэтнических браков // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. в 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Универсум, 2008. - Т. 1. - С. 221-225

12. Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования // Социологические исследования. 1987. №1. – с. 22-26

13. Жэньер Ч. Межнациональные браки. Исследование основных причин развода; материалы семинара по проблемам семейной политики. – СПб.; 200514. Жукова Д.А. Культура семьи. – Волгоград, Изд-во КТ, 2003 г.15. Земска М. Семья и личность. – М.; Прогресс, 198616. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни – М.; Прогресс, 199117. Кузмицкайте Л. К вопросу исследования этнического сознания и самосознания у подростков // Социологические исследования в Прибалтике. Вильнюс, 1990. – с. 12-2018. Литвинова Г.И. Под защитой государства. – М.; Наука 198919. Литвинова Г.И. Человек после развода. – М.; Наука 199320. Макаров М.В. Сильные духом. Библиотека Мошкова, 200221. Мид М. Модели поведения супругов в межнациональных семьях, журнал/ Семейная политика – М.: №3, 2004 – с.12-2222. Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М., Изд-во Дрофа, 199823. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. – М.; Прогресс, 199824. Романова М.А. Замуж за иностранца//Кризис современной семьи, сборник статей. Изд-во Флегг 200425. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.; Изд-во Цинтра, 199326. Социология: учебник для вузов/ В.Н. Лавритенко, Н. А., Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавритенко. – М.: ЮНИТИ, 200027. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М.; ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. – 78 с.28. Сборник статей Культура семейных отношений. – М.; Изд-во Цинтра, 199529. Смелзер Н. Дж. Социология. // Социологические исследования. – М.: №10, 199230. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы. // Социологические исследования. – М.: №6, 199431. Сысенко В.А. Отцы и дети // Социологические исследования. – М.:1986. - №2.- 22-28 с.32. Статистический комитет Содружества Независимых Государств. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года. Minneapolis, MN, 1993, т. 7, ч. 133. Сусоколов А.А. Межнациональные браки в СССР. М.; Прогресс, 1987. – с. 25-3034. Терентьева Л.Н. Формирование этнического самосознания в национально-смешанных семьях в СССР. М.; Политиздат, 197435. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. – Минск, Изд-во Минскиздат, 199036. Фукс Э. История нравов/ Пер. с нем. В.М. Фриче. – Смоленск: Русич, 200237. Харчев А.Г. Брак и семья. – М.; Наука, 199738. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. – М.; Наука, 199739. Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. – М.; Наука, 1991.40. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. – М.; Наука, 1996. 41. Штарева С.А. Я – семья – СПб: Изд-во Логос, 2002 г

Приложение 1

Анкета

1. Пол

2. Возраст

3. Уровень образования

4. Где и кем вы работаете?

5. Стаж супружеской жизни

6. Ваше вероисповедание?

7. То, что ваш(а) супруга(супруг) другой веры / национальности не мешает вашим отношениям или воспитанию детей?

8. Какое вероисповедание дадите ребенку или он будет решать сам?

9. Ваши родители не были против вашего выбора? Как родители отнеслись к выбору?

10. Имеет ли для Вас значение вероисповедание супруга(и)?

11. Верующий ли вы человек?

12. Вы будете против, если Ваш ребенок выберет себе в супружеские отношения человека другой веры / национальности?

13. Отмечаете ли вы религиозные праздники обоих вероисповедания?

14. При выборе имени ребенка, чем Вы руководствуетесь?

15. Общаются ли Ваши родители между собой?

16. Возникают ли трудности при приготовлении пищи?

17. Как проводите свободное время?

18. Какой наиболее подходящий возраст для брака по Вашему мнению?

19. Как Вы думаете, какой возраст лучше всего для рождения ребенка?

20. Вы бы смогли усыновить ребёнка?

21. По традициям чьей веры вы играли свадьбу и почему?

22. Сколько языков вы знаете?


Приложение 2

Уровень образования (%)

мужчины

женщины


Приложение 3

Мнение родителей по поводу межнациональных браков В (%)