Контрольная работа по социологии
Этносоциология
Пермь 2008г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы этносоциологии
Глава 2. Этнонациональные конфликты
Заключение
Список литературы
Предметом этносоциологии являются национальное самосознание и этническое поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями их функционирования.
В этнографической литературе под этносом (этнической общностью) понимается природно-социальная и антропологическая общность людей, возникшая и развивающая на основе единства природно-ландшафтных условий кровного родства, языка, особенностей, внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуются наличием устойчивого самосознания и самоназвания, которое трансформируется в языках других народов, а самосознание развивается через антитезу "Мы - они". Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам.
Этносоциальный организм, составляющий ядро этноса, обладает не только культурным, но также и территориальным, политическим, экономическим единством. На определенном этапе развития он преобразуется в нацию. [1]
Во многих государствах мира в настоящее время существует многоэтническое население. В век глобализации и быстрых социальных перемен все возрастающее число государств сталкиваются с большими преимуществами, которые дает этническое разнообразие и одновременно с серьезными проблемами, с которыми оно сопряжено.
На сегодня в мире насчитывается более 2 тысяч этносов, среди которых 96,2% составляют этнические общности численностью в 1 млн. и более человек. [9]
Этническое многообразие может значительно обогащать общество. Мультиэтнические государства часто представляют собой полные жизни динамические образования. Но государства могут также оказаться беспомощными перед лицом внутренних столкновений или внешней угрозы. Иногда общество, история которого на протяжении данного времени характеризовалось этнической терпимостью и интеграцией, быстро охватывают этнические конфликты - враждебные столкновения между различными этническими группами.
Этническая принадлежность связана с культурными обычаями и взглядами того или иного сообщества, которые отличают его от других сообществ людей. Особенность культуры, отличающие одни этнические группы от других, могут быть различными, но чаще всего это язык, история, предки, религия, стиль одежды.
Для многих этническая принадлежность является центральной для идентификации индивида или группы. Она может служить важной связующей нитью с прошлым и часто сохраняется благодаря осуществлению культурных традиций. Этническая принадлежность изменчива и может приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.
Трансформационные процессы этнонационального развития и взаимодействия могут дифференцировать на объединяющие и разделяющие.
Объединяющие подразделяются:
Консолидация - представляет собой сплочение нескольких самостоятельных родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый новый, более крупный этнос. Именно такой характер имело слияние нескольких восточных племен в единую древнерусскую народность Х - XII вв.
Ассимиляция - растворение одного этноса или части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые исконные этнические особенности и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу. Такой процесс интенсивно протекает в Италии, Германии, Швеции, Дании и др. .
Кооперация - сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые длительное время осуществляют друг с другом, активно взаимодействуют во всех сферах жизнедеятельности на одной, общей им территории, но сохраняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом (польско-белорусское, белорусско-литовское).
К трансформационным этническим процессам разделительного типа относиться:
Этническое доминирование - проявляется в стремлении возвысить свой этнос при одновременном ущемлении интересов и прав других этнических групп, в период становления государственной независимости, становиться характерной чертой общественно-политической жизни в Узбекистане, Таджикистане и др. .
Этнодискриминация - ограничение или лишение прав определенной группе граждан по признаку национальной принадлежности, отчетливо проявилось в последние годы в Эстонии, Латвии, Молдове.
Этноприоритетный национализм - ориентировано на различное выставление, превозношение своего этноса, придание приоритетной значимости этому этносу, его языку, культуре, традициям. Нашел распространенные формы в Грузии, Азербайджане, Армении, Чечне.
Все виды трансформаций осложняющих нормальное этническое развитие, рано или поздно приводит к обострению межэтнической неприязни, к возникновению этнонациональных конфликтов. [2]
На территории современной России живут представители более ста наций, народностей и этнических групп. В начале XX века они обладали различной исходной базой - от жизни в условиях примитивной организации хозяйства до капиталистических экономических отношений. Соответственно большим был разрыв в уровне культуры. Разнообразие обычаев, традиций дополнялось серьезными различиями в приобщении к достижениям человеческой цивилизации.
При анализе методов решения национального вопроса исследователи часто ограничивались анализом показателей экономического и социального развития наций и народностей, мало обращали внимание на те аспекты национальных отношений, которые связаны с восприятием людьми объективной реальности, с противоречиями в национальном самосознании.
Прежде всего, исследователи отмечают значение культуры, накопленных ею ценностей для развития и укрепления национального самосознания. Разнообразие и неповторимость национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности культуры (но не исключительности) одних народов и подлинное уважение к духовным ценностям других народов - этот духовно-нравственный компонент национальных отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляются как общечеловеческие.
Национальная культура проявляет себя в таких явлениях и процессах, как деятельность массовых (библиотеки, клубы, кино) и специализированных учреждений (театры, музеи, художественные выставки, филармонии и т.д.). Как показывают социологические исследования, развитие таких форм национальной культуры и их влияние на национальное самосознание протекают своеобразно. Попытки замкнуться только в рамках отдельной национальной культуры приводят лишь к обеднению духовной жизни, к замкнутости и даже деградации.
Говоря об этносоциологии, следует выделить феномен, раскрывающий специфику проявления национального в любом гражданском обществе и степень возрастания его влияния на жизнь каждой многонациональной страны. При определенных условиях именно в сфере сознания (а впоследствии и в поведении) возникает возможность появления национализма и шовинизма, представляющих по своей сути деформацию политического и духовного компонента национальных отношений, что порождает одно из обличий этнического эгоизма - стремление обеспечить привилегии своему народу за счет других.
Каждый этнос, многочисленный или малочисленный стремится сохранить себя, свои исторические традиции и опыт, самобытную культуру. Чаще всего эти процессы в его комплексном сознании и представлении связаны с созданием независимого национального государства (курды) не территории своего компактного проживания или его восстановление (палестинцы), а также стоят перед проблемой объединения двух государств одной этнической общности (Вьетнам, Корея). [5], [9]
Этнонациональные конфликты способны приобрести особенно обостренные формы проявления в том случае, если этнообщность в стремлении национального самоопределения попытается подчинить все иные этнические группы, существующие на территории данной страны.
Этноцентризм - подозрительное отношение к чужим, сочетающееся с тенденцией оценивать культуру других людей исходя из собственной культуры. Этноцентризм часто сопровождается закрытостью этнических групп. Закрытость является результатом процесса, посредством которого группа возводит границы, отгораживающие от других групп, к числу таких приемов относиться ограничение или полное запрещение смешанных браков между группами, сокращение социальных контактов и экономических связей. Иногда границы разделения взаимно навязывают друг другу группы, имеющие один социальный статус: их члены держатся отдельно друг от друга, но ни одна из групп не доминирует над другой. При таких условиях закрытость группы совпадает с характером распределения ресурсов, устанавливая неравенства в распределении богатства и материальных благ. Некоторые из самых ожесточенных конфликтов между этническими группами были вызваны именно закрытостью групп, потому что границы между ними сигнализируют в первую очередь о неравенстве отношений к богатству, власти и социальному положению. [2]
Гипертрофикация стремления ориентироваться только на национально особенно порождает серьезные издержки в развитии национальной культуры. Неоднократно выдвигавшееся требование к установлению пропорционального их представительства в органах управления, культуры стремиться к соблюдению адекватных пропорций в удовлетворении культурных, языковых и других запросов, как у коренных, так и у некоренных народов. Вследствие чего создает на уровне индивидуального и группового сознания потенциальную почву для национального высокомерия и неприязни у одних групп к другим.
Одним из самых распространенных способов межэтнического взаимодействия на всем протяжении истории были войны. Следствием войны: образование новых этнических общностей или массовое переселение народа. В мире практически не осталось однонациональных государств, этнические процессы стали характерными для всех без исключения обществ. Это обнаружилось и в Канаде (особая позиция французских жителей провинции Квебек), и в Чехословакии, и в Турции, и в Ираке, и во многих многоплеменных государствах Африки. Более того, обострились этнические противоречия в странах, которые издавна считались едиными с точки зрения нации, но располагающими этническими группами. Этнические противоречия отмечались в Бельгии и Испании. В сочетании с религиозными эти процессы наложили серьезный отпечаток на повседневную жизнь и привели к трагедии в Северной Ирландии, в Пенджабе (Индия), в Югославии. [7], [9]