К числу недостатков еще относят сравнительно небольшой объем информации, который может быть получен при этой процедуре, а также определенные организационные сложности, связанные с необходимостью отыскать удобные для опроса место и время.
Так как групповая техника чаще всего используется при опросе школьников или студентов, рассмотрим специфику этой аудитории.
1. Время заполнения анкеты не должно превышать привычного времени урока (учебного часа).
2. Опрос следует проводить со специальной гарантией анонимности, в отсутствие учителей или других лиц, от которых респонденты находятся в зависимом положении. Это требование абсолютно непреложно для школы.
3. Каждый респондент должен занимать отдельный стол, что повысит возможности обеспечения индивидуальной работы.
4. Если в аудитории оказались лица, высказывающие с самого начала или в ходе опроса негативное отношение к исследованию, их следует незамедлительно удалить, чтобы не нарушить благоприятную атмосферу работы над анкетой.
5. Опрос лучше всего проводить в середине учебного дня, когда участники опроса, образно говоря, уже проснулись и включились в трудовой ритм, но не в конце его - на последнем уроке или лекции, когда респонденты всеми своими помыслами уже находятся вне пределов учебного заведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что групповой опрос является наиболее эффективным и наиболее подходящим применительно к нашей ситуации методом из всех существующих. Поэтому в экспериментальной части нашей работы мы воспользуемся именно данным методом.
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX в. в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).
Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.
Единой трактовки в определении многодетности в нашей стране до сих пор нет. Многодетной в демографии называют семью с пятью и более детьми, а в социальной политике, когда речь идет о том, каким именно семьям надо оказывать помощь в первую очередь, критерием выступает наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей. Так, демограф В.А. Борисов считает семьи с 1-2 детьми малодетными, поскольку они ни при каких условиях не обеспечивают нормального замещения поколений. Исходя из той же логики, он считал семьи с 3-4 детьми среднедетными, а семьи с пятью и более детьми - многодетными.
Статистика свидетельствует, что самым массовым типом многодетной семьи является наличие в семье трех, а не пяти детей. Многодетных в общей численности семей в России, по разным данным, от 5,3 до 9,8%. Подавляющее большинство этого типа составляют семьи трехдетные (77%).
Сегодня, когда многодетной считается семья с тремя детьми, а не с пятью, как 20 лет назад, некоторые авторы, в том числе И.О. Шевченко, предлагают употреблять термин "большая семья". Демограф А.Б. Синельников делит семьи по числу детей на три группы:
семьи с одним ребенком;
семьи с двумя детьми;
семьи с тремя и более детьми[3].
Согласно законодательству о социальной защите населения семьи уже с тремя детьми признаются многодетными и пользуются определенными льготами. Это объясняется не только тем, что таких семей очень мало (по данным переписи 2002 г. они составляют лишь 3% общего числа домохозяйств и 7% числа семей с детьми до 18 лет, но и тем, что само население в наше время считает эти семьи многодетными. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2004 г., исходя из особенностей социально-экономического и демографического развития г. Москвы, многодетными признаются семьи с тремя и более детьми (в том числе усыновленными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также до 18 лет, если они являются учащимися общеобразовательных учреждений.
Снижение рождаемости в период между 1989 и 2002 г. привело к тому, что доля семей с одним ребенком повысилась с 51 до 65%. Напротив, доля семей с двумя детьми уменьшилась очень резко - с 39 до 28%, а с тремя и более детьми - с 10% до 7%.
Ситуация в 2002 г. оказалась хуже не только по сравнению с 1989 г., но даже и по сравнению с 1979 г., хотя до 1979 г. активной демографической политики в стране не проводилось. Изменение распределения семей по числу детей сложилось из-за катастрофического падения рождаемости, на которое, несомненно, повлияли социальные потрясения 1990-х гг. Однако следует иметь в виду, что доля семей с одним ребенком создает преувеличенное представление о доле единственных детей среди всех детей. С другой стороны, доля семей с тремя и более детьми составляет, по данным переписей населения 2002 г., лишь 7%, однако доля детей, живущих в этих семьях, достигает 16%, поскольку в каждой из таких семей не один ребенок, а как минимум трое (в среднем 3,4%).
С точки зрения демографии многодетная семья - это семья, благодаря которой обеспечивается высокий темп роста населения. По оценкам демографов, для простого воспроизводства населения в России необходимо как минимум 15% многодетных семей, т.е. почти в два раза больше, чем ныне в стране.
Именно этот мизерный процент семей (менее 10%) обеспечивает материальное будущее всей страны, так как расширенное воспроизводство начинается с трех, а не с двух детей. Они дают стране будущую рабочую силу, хотя живут в худших, по сравнению с другими, культурно-бытовых условиях. Ограничивая свое потребление и недополучая сегодня, они создают благополучное будущее другим. Малодетные семьи живут лучше и все берут от жизни сегодня, может быть, за счет многодетных. Выращивая детей, семья инвестирует будущее национальной экономики. Чем больше детей, тем больше их вклад.
Социологи установили: чем больше детей в семье, тем меньше свободного времени у женщин. Поэтому работающие женщины стремятся ограничить число детей. Хуже всего приходится многодетным семьям в крупных городах, например в пятимиллионном Санкт-Петербурге. Основная причина заключается в том, что в большинстве семей (80%) супруги - не коренные жители города, а мигранты, живущие по лимитной прописке или на служебной площади. Коренные горожане, как правило, малодетны. Многодетность - характерная черта сельского населения, сохраняющего традиционный образ жизни. С точки зрения ухудшения демографической ситуации и культивирования альтруистических ценностей самой оптимальной является многодетная семья.
На протяжении многих тысячелетий большие семьи были нормой, как среди бедняков, так и среди аристократов: в традиционном обществе смертность от болезней была чрезвычайно высока, и до совершеннолетия доживало не более 50% новорожденных. Чтобы обеспечить себя на старости кормильцами, супружеской паре требовалось родить не менее пяти-шести детей.
Старая патриархальная семья - это как бы государство в государстве. Она обеспечивает своих членов буквально всем: работой, средствами существования, досугом и развлечениями, воспитанием и образованием, передачей духовных ценностей и накоплением социального капитала, уходом за малышами и детскими яслями. Одним словом, производство, обучение, отдых, игры и развлечения - все совершалось в семье. Чем многочисленнее семья, тем она богаче, тем выше ее общественный статус и уважение к ней, тем надежнее она может защитить своих членов. Понятно, что ориентация на многодетность в подобных условиях была равносильна мотивации на выживание.
Едва выйдя из младенчества, ребенок почти что сразу встраивался в семейную трудовую иерархию: 6-7-летняя девочка приглядывала за младшими, в то время как ее сверстник-мальчик пас гусей или помогал в мастерской. А в 8-9 лет дети активно работали, и на их плечи уже полностью ложилась ответственность за результат их труда[4]. Таким образом, краткий период социализации ребенка, участие детей в домашних делах, в производстве с ранних лет поощряли потребность в многодетности, поскольку польза от детей явно перекрывала издержки. Удлинение периода социализации детей и изменение социальной роли ребенка усиливают экономическую зависимость детей от родителей и ослабляют репродуктивную мотивацию, прежде всего экономические и социальные мотивы многодетности[5].