Российский Государственный Гуманитарный Университет,
Институт психологии
Им. Выготского
Эссе по социологии
«Новые виды семей: есть ли за ними будущее?»
Выполняла: студентка 2 курса психологии
личности Даньшина Д. С.
Преподаватель: Чернов В.В.
Москва
2010 г.
Введение
Проблемам социально обусловленных изменений, происходивших с традиционной семьёй на протяжении почти двух последних столетий, социологами всегда уделялось самое пристальное внимание. Процесс трансформации традиционных обществ в современную форму, обусловивший характерные изменения традиционной семьи, в первую очередь затронул страны Запада. И именно в этих странах приблизительно к концу XIXв. социологами было отмечено разрушение традиционных структур – семьи, соседства, ремесленного цеха и т.д., поскольку системные изменения в обществе не могли не повлечь аналогичных изменений в его составляющих, в том числе семье.
С точки зрения предмета исследования социологии семьи интересны прежде всего те изменения в обществе, которые в 60-е годы ХХ столетия в структурном функционализме получили название модернизации.
Изменения традиционной семьи приводятся отдельными исследователями проблем модернизации и в качестве примеров, подтверждающих положения их теорий, в частности У. Огборном (теория культурного лага), У. Гудом (теория конвергенции) и др. Несмотря на то, что эти и другие теории подвергались критике за несколько упрощённую трактовку происходящих в обществе перемен, все они справедливо интерпретируют изменения традиционной семьи как реакцию данного социального института на указанные перемены. Семья преобразует свою структуру, тип, виды деятельности, адаптируясь к изменениям в обществе. Тем самым она должна способствовать выживанию социальной системы, сохранению её нормального, устойчивого состояния. В действительности же отмеченные изменения могут не вести к сохранению устойчивости и выживанию социальной системы.
В данной работе мне хотелось бы поговорить в частности об одном из самых молодых типов семей – однополом. В настоящее время актуальность этой проблемы во всем мире может встать рядом с экономическим кризисом и проблемой голода стран третьего мира.
Однополые семьи
Происходящие сегодня трансформации определяют изменения в социальных институтах, в первую очередь - в семье. Традиционные формы семьи дополняются параллельно существующими альтернативными моделями семейных отношений. И вообще-то, теоретически мы все интеллигентные, современные люди и не "против", а может даже "за" то, что общество становится свободнее и терпимее. Мы не "против", пока подобная семья не станет соседями по лестничной площадке или ее не создадут наши близкие люди.
По мнению социологов, отклонения от классической моногамии уже не могут интерпретироваться однозначно, как отклонения от нормы, а должны, скорее, рассматриваться как признак существенных и необратимых эволюционных сдвигов в самом институте семьи. В современном российском обществе наблюдается рост количества однополых семей. Это факт, который приходится признать даже тем, кто является активным противником гомосексуальных связей. В то же время в обществе существует информационный вакуум, отсутствие объективных и достоверных сведений об однополых семьях. Поиск статистических данных о количестве однополых союзов в России мне ничего не дал, возможно, потому, что сбор такой информации крайне затруднен по причине скрытости и замалчивания из-за боязни дискриминации. Но считается, что женщины чаще образуют семейные пары, нежели мужчины, что может быть объяснено тем, что две женщины, живущие вместе, вызывают меньше подозрений.
В некоторых странах вопрос о легитимности однополых союзов давно уже не является чем-то из ряда вон выходящим. Первый однополый брак, положивший начало сексуальной революции (в этой области отношений), был заключён ещё 1 октября 1989 года в Дании. Эйгил и Аксель добивались официального признания их семейного союза почти полвека. Для решения этого дела в стране был даже проведен социологический опрос. После проведения опроса стало очевидно: почти 60% датчан поддерживают идею однополых браков. Уже через несколько месяцев после этого был принят закон, согласно которому гомосексуальным супругам были предоставлены все права обычных семей.
В Декларации 1998 года Европейского Парламента записано, что парламент "не даст своего согласия на вступление в ЕС любой страны, которая своими законами или проводимой политикой нарушает человеческие права лесбиянок и геев". Законы в странах Европы с каждым годом становятся всё лояльнее по отношению к гомосексуальным семьям. Защита семейных устоев европейским обществом всегда ставила своей целью создание обстановки, в которой все члены семьи, в особенности дети и подростки, могли бы, окруженные заботой, любовью и счастьем, реализовывать все свои человеческие способности. Независимо от того, растут ли дети в традиционной или нетрадиционной семье. Сегодня право людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией на создание семьи признали 12 государств. Официально зарегистрировано более 150 тысяч однополых браков. Самым урожайным стал 2004 год. Вот список стран, где геям и лесбиянкам разрешено официально вступать в однополые союзы (партнерство): Дания, Норвегия, Нидерланды, Германия, Бельгия, Финляндия, Швеция, Канада, Великобритания, Швейцария, ЮАР, Испания. В США однополые союзы легализованы только в некоторых штатах. О готовности легализовать гомосексуальные отношения заявили ещё несколько государств - Польша, Румыния и Камбоджа. Последним оплотом борьбы против однополых отношений в Европе остаётся Ватикан. В католичестве, как и в православии, гомосексуальная связь считается греховной.
Однако, стоит оговориться, возможность заключения однополого союза в ряде стран не предполагает, возможность усыновления детей, даже исключает ее. Так, в Великобритании шли на эту тему серьезные дебаты пару лет назад: можно ли гомосексуальным парам усыновлять детей и влияет ли воспитание в подобных семьях на их сексуальную ориентацию.
Согласно исследованию, проведенному в США, воспитанные лесбиянками подростки не демонстрируют никаких отличий в развитии по сравнению с детьми, выросшими в обычных семьях. Об этом пишет журнал New Scientist. Общенациональное исследование здоровья молодежи проводилось с 1995 года. В нем приняли участие 12 тыс. подростков. Среди опрошенных были 44 подростка, которые воспитывались лесбиянками. Только 6 подростков признались, что живут в семье геев, поэтому однополые мужские семьи исключили из исследования за недостаточностью данных. Каждого подростка сравнивали со сверстником из гетеросексуальной семьи того же возраста, пола, этнической принадлежности, статуса приемного ребенка и с тем же уровнем дохода в семье. Никаких различий между группами в подверженности депрессии, беспокойству, в уровне самооценки и школьной успеваемости, ученые не обнаружили. Одинаковое количество подростков в обеих группах (34%) признались, что уже имели сексуальный опыт. Социологи полагают, что со временем все страны придут к скандинавскому варианту, когда однополые семьи будут полностью приравнены в правах к традиционным семьям, включая право на усыновление детей. Значит ли это, что традиционно патриархальная Россия тоже признает права своих граждан на однополые браки?
Дети пойдут в школу, как смогут они ужиться в детском коллективе, который не знает компромиссов и порой является просто более жестоким отражением сегодняшнего взрослого мира? Смогут ли родители воспитать этих детей так, чтобы у них тоже была возможность выбора, в этом случае - выбрать гетеросексуальный образ жизни? И, наконец, дойдет ли наше общество до того, когда возможность однополых браков не будет ограничена ни сводом законов, ни косыми взглядами соседей?
Могут ли однополые пары быть стабильными и нуждаются ли они в правовом оформлении и поддержке?
Вопреки всем преследованиям и гонениям, стабильные мужские и женские пары существовали всегда. 14% сан-францисских геев в начале 1970-х гг. сказали, что совместное проживание с партнером для них - "самое важное в жизни" и 28% признали его "очень важным". Реальные стили жизни 71% опрошенных геев и трех четвертей лесбиянок распределились по следующим пяти типам.
1) Закрытые пары (67 мужчин и 81 женщина) напоминают счастливые разнополые браки. Это устойчивые, сплоченные пары, связанные взаимной любовью и общностью интересов. У них меньше всего сексуальных проблем, они не ищут случайных, временных партнеров на стороне, хорошо социально и психологически приспособлены, отличаются высоким самоуважением и значительно реже других гомосексуалов страдают от одиночества.
2) Открытые пары (120 мужчин и 51 женщина) также живут совместно, но их партнерство не является сексуально-исключительным. Хотя они привязаны друг к другу, они нередко развлекаются на стороне, испытывая в связи с этим различные тревоги. Их социальная и психологическая адаптированность несколько ниже, чем у первой группы, но значительно выше, чем у остальных гомосексуалов.
3) Функционалы (102 мужчины и 30 женщин) напоминают гетеросексуальных холостяков, жизнь которых строится вокруг сексуальных похождений и приключений. Их сексуальная активность выше и количество партнеров больше, чем у остальных групп, но их контакты лишены эмоциональной вовлеченности, экстенсивны, часто безличны. Хотя в целом это энергичные, жизнерадостные и преуспевающие люди, их социально-психологическая адаптированность ниже, чем у первых двух типов.
4) Дисфункционалы (66 мужчин и 16 женщин) больше всего подходят под классический стереотипный образ гомосексуала-невротика. Эти люди не в силах ни принять свою гомосексуальность, ни подавить ее. Для них характерны пониженное самоуважение и наличие множества внешних и внутренних конфликтов, для разрешения которых часто требуется психотерапевтическая помощь.