Смекни!
smekni.com

Механизмы влияния СМК на проявление преступного поведение подростков. (стр. 4 из 9)

В рамках психологии подростковый возраст (англ. Teenage period, adolescent). – период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в 21веке. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того, рассматривается ли как особый этап развития ранней юношеский возраст, подростковый возраст отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.[2;389].

Сегодня современный ребенок видит на телеэкране многочисленные "боевики" и "мыльные оперы", а также засилье рекламы. Одной из характерных черт сегодняшнего телеэкрана является доминирование на нем насилия и эротики. Для западного телевидения этот вопрос был одним из самых острых в течение последних десятилетий. Сейчас он стал крайне злободневным и в России.

Статистические данные доказывают, что дети и молодежь сегодня - самая активная часть аудитории аудиовизуальных медиатекстов. Дети начинают активно смотреть телевизор в возрасте примерно двух лет. [3;400]

Характерной чертой современной информационной среды является то, что в ней в интегрированном виде и разнообразных, зачастую довольно причудливых сочетаниях одновременно функционирует информация, которая адекватно отражает существующий мир, а также деформированная, искаженная информация. Это обусловлена как сложностью самого процесса познания и неполнотой наших знаний о мире, так и пристрастностью, субъективностью людей, ее порождающих, а зачастую злоупотреблением информационных процессов при игнорировании наносимого своими действиями ущерба другим людям. Для формирующейся личности специфическим образом организованное как своеобразное орудие растление детских душ.

Специфические для культуры ассоциативные формы, традиционная символика, предрассудки, идиоматические обороты, неучтение которых придает информации СМК о преступности и проституции в других странах неожиданно резкую двусмысленность, воспринимается подростками.

В зарубежных исследованиях психоаналитического толка принято считать, что СМК выступает в обществе в роли супер отца или сверх – сознания. В свою очередь зритель, читатель занимает позицию ребенка, и его ожидания кристаллизуются в образе «хорошей информационной публикации», «идеальной рекламы», «популярной личности в журнале» и т.д.

Т.о., зрители, читатели ждут, что обществ, используя массовые средства коммуникации, будет их информировать, обучать, развивать в рамках нравственных норм и с уважением к достоинству человеку. Однако реальность информационного потока далека от этих ожиданий. Портрет дня, который создается новостными публикациями, явно перегружен трагедиями, развлекательные материалы апеллируют к самым низким вкусам и биологическим инстинктам, а реальные фото- и видеоматериалы модифицируют картину миру.

Антигерои, антипримеры стали для многих молодых людей ролевыми моделями. Вся нация оказалось под разрушительными зарубежным влиянием «бэтменов», «бригада» и пр. Они порождают чрезмерно унифицированные стереотипы и могут становиться психотравмирующими для тех, кто этим стереотипом не соответствует. [26;562]

Низкий уровень жизни основной массы российского населения, не способного покупать лицензионную продукцию, существенно облегчает жизнь процветающему аудиовизуальному пиратству, в том числе в области несанкционированного закупкой авторских прав показа фильмов по провинциальным частным кабельным и дециметровым телеканалам, продажи и проката видеокассет, компьютерных дисков и т.д. Однако в отличие от развитых западных стран, где существуют государственные программы контроля за экранным насилием и ограждением детей, несовершеннолетней молодежи от негативного воздействия сцена насилия на экране, в России до сих пор все оставлено на самотек.

Американский исследователь Дж.Т.Хэмилтон пишет, что представители медиа индустрии часто парируют критику своих программ стандартным набором ответов, отрицающих вред насилия по ТВ: «Мы используем насилие для того, чтобы рассказать, а не продать историю. Насилие по телевидению – это всего лишь отражение насилия в обществе. Телевизионные образы не влияют на поведение людей. В последнее время насилия по телевидению стало гораздо меньше. Насилие показывается в фильмах высокого художественного качества, а в телепоказах такого типа фильмы занимают весьма скромное место». Опровергая эти тезисы, Дж.Т.Хэмилтон приводит результаты своих исследований: «Я обнаружил, что процент телесюжетов, посвященных преступлениям не соответствует размерам преступности в обычном городе. В 1984 году 51% сериалов, показываемых в прайм тайм, содержали сцены насилие. Эта цифра понизилась до 23% в 1993 году. Но насилие просто перекочевало на кабельные каналы... Что же касается «высокохудожественности», то, сделав мониторинг 5000 фильмов с насилием по телевидению и кабельным каналам, было обнаружено, что только 3% из них имели рейтинг «четыре звездочки» (самая высокая оценка критиков)». [20;72]

Радикальные сторонники вредности игр утверждают, что «игры заставляют убивать», «виноваты в убийствах», более того, они представляют собой «стимуляторы убийства» (Д. Бака, Д.Томпсон, Д. Гроссман). Американский психолог Давид Гроссман отмечает, что открыто продавая жестокие игры, «мы приучаем детей убивать, так же как армия муштрует солдат. Телевидение скоро приравняет страдание и смерть к таким удовольствиям, как любимая газированная вода, шоколадка или духи. А видео- и компьютерные игры довершат зловещее образование, научат прицеливаться и стрелять, как учатся военные, тренируясь на мишенях. Таким образом, «прицелься» – «стреляй» превратится в инстинктивное движение в стрессовой ситуации».

Менее решительно настроенные исследователи отмечают, что компьютерные игры могут «повышать уровень агрессивности подростка», «приводить к выбору агрессивных стратегий поведения» (А.Сакамото, К. Дилл, К. Матиак, Л. Ловелле, К.Андерсен, И.Бурлаков). [4;11]

Острота и актуальность первой точки зрения поддерживается рядом факторов. Во-первых, участившимися заявлениями малолетних преступников о том, что компьютерная игра вызвала у них желание преступить закон. В некоторых случаях, может быть, это действительно так. Но чаще всего подобные заявления вызваны стремлением подростка избежать ответственности, переложить ее на третьих лиц: разработчиков игр, невнимательных к нему родителей. Во-вторых, волнения в обществе вызывают многочисленные иски родителей, не желающих смириться с фактом, что их дети преступники. Эти иски подаются против компаний, разрабатывающих жестокие игры, якобы «научившие подростка как совершать преступление и толкнувшие на него». Хотя подобные иски и не удовлетворяются, тем не менее, вызывают широкий общественный резонанс. [20;71].

Т. о., конечно, в медиаиндустрии всегда есть люди, которые говорят, что Медиа-насилие безвредно, потому что ни одно исследование не доказало зависимости между ним и агрессивным поведением подростков, а юные зрители знает, что ТВ, кино и видеоигры всего лишь фантазия. К несчастью, это далеко не так. Во всяком случае во многих случаях не так. Свыше тысячи исследований в течение последних 30 лет подтверждают причинную связь между медианасилием и агрессивным поведением некоторых подростков.


Глава 2. Изучение влияния СМК на проявление преступного поведения среди несовершеннолетних подростков

2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст – самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразные виды его деятельности.

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни деятельности подростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психике, проявлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняются общественный статус, позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых.

В подростковом возрасте у ребенка проявляется потребность в познании самого себя. Ответ на вопрос «Кто я?» часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе, у него формируются собственные взгляды и суждения; проявляются собственные оценки на те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки, сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. [11;235].

В этом возрасте происходит временное психологическое отделение подростка от семь и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальными коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, В которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и технический кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают и др.

Как правила, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он пытается вырваться из этой опеке. Поэтому взаимоотношения со взрослыми обычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношению к мнениям взрослых, но при этом становятся более значимым мнение сверстников. изменяется характер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения, что может приводить к асоциальным нарушениями сексуальной жизни подростка. [13, 230].