Они обвинялись в убийстве доцента кафедры теории относительности КГУ Сергея Гаврилова и нанесении и травмировали еще одного человека. С. Гаврилова, возвращавшегося из магазина, подростки забили до смерти ногами и молотком. На суде присяжным заседателям были продемонстрированы фотографии, приложенные к протоколу осмотра места происшествия. Снимки вызвали шок. «Продавщица из мини-маркета рассказала суду, что Гаврилов купил у нее хлеб и молочные продукты, а через полчаса приполз в магазин окровавленный, говорить он уже не мог». Одной жертвы, очевидно, не было достаточно. «Первая кровь только распалила убийц. Троица вернулась в квартиру лишь для того, чтобы переодеться: одежда была забрызгана кровью. Правда, у самого старшего из них, 18-летнего Ильнура Сабитова, нервы не выдержали, и он отказался продолжать жестокую игру. А его шестнадцатилетние приятели, захватив еще один молоток, вернулись на улицу - искать новую жертву. Ею стал водитель автобуса, возвращавшийся после смены, домой. Парни напали на него сзади и стали бить молотками по голове… Мужчина три дня не приходил в сознание, потом перенес несколько …операций, частично потерял зрение и стал инвалидом». После задержания выяснились, что молодые люди были членами одной местной группировки. Они часто собирались у одного из них дома поиграть на компьютере. «Отдавали предпочтение тем "игрушкам", где были реки крови и груды трупов… Вот и в тот день они засели за компьютер с четырех часов, подогревая себя крепким пивом…. Каждый [выпил] по полуторалитровому баллону. А когда пошли прогуляться, почему-то захватили с собой молоток» [4;52].
Запрещать игры, похоже, тоже не имеет смысла. Зачастую это неэффективно, а иногда и вредно. Д. Петерсон, профессор психологии из Торонто, считает, что запрет на несущие в себе насилие игры, только увеличит их спрос, «запрет еще больше раззадоривает подростка, и последствия могут оказаться более тяжкими».
Безусловно, игры необходимы, и даже с элементами насилия, но не нужны игры для насилия, единственным смыслом которых является агрессия и уничтожение. А такая тенденция сейчас наблюдается. Не нужно запутанных исследований и теоретических выкладок для того, чтобы понять простую вещь. Жестокие игры – это симптом дегуманизации общества, который рано или поздно «скажет свое слово».
Итак, негативное воздействие медиатекстов, содержащих сцены насилия, на российскую молодежь в условиях практического отсутствия официального контроля и педагогических рекомендаций отмечается повсеместно. Общий контекст здесь таков: после отмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, как известно, на рубеже 90-х годов двадцатого века, на кино/теле/видеоэкранах страны стали демонстрироваться (практически без возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных медиатекстов, содержащих сцены насилия. Только за пять лет (1993-1998) было снято около 300 российских фильмов, «в которых набралось более 4000 сцен насилия и убийств».
Подросток помимо агрессии, страха, откровенного антиэстетизма получает ложную и очень опасную информацию об устройстве мира. В его подсознании прочно усваивается идея об отсутствии миропорядка как такого, об отсутствии в мире добра. В результате дети, не обученные тому, как вести себя в этом мире, теряют всякую способность проявления доброты.
Многие зарубежные и отечественные психиатры считают, что проявление таких агрессивных подростковых течений, напрямую связанно не только с неблагополучием в семьях, но и с массированным воздействием на подростков агрессивное патологической информации, получаемой через телевидение, компьютеры и прочее. [1;30].
Заключение
В современной России значительное место занимает подростковая преступность. Подростковый период является очень сложным и ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Почти во всех странах мира существует проблема воздействия СМК на развитие личности подростка.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам. Цель нашей работы проанализировать зависимость проявления преступного поведения подростков в процессе их взаимодействия с СМК.
Изучив теоретические аспекты изучения СМК, мы выявили, что СМК используют почти все каналы восприятия, они играют огромную роль в жизни человека, в культурном обмене между людьми, в воспитании и образовании подрастающего поколения, а также в процессах управления и других областях социальной сферы. Сегодня СМК один из основных факторов социализации молодого поколения. Объект воздействия потока сообщений - не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации.
Раскрывая, понятие СМК как социальный институт мы выявили, что СМК является «четвертой властью» в нашей стране. В России в силу определенных объективных причин СМК являются более могущественной властью, чем официальные государственные структуры. СМК – это один из массовых современных процессов производства и распространения информации (через печать, радио, кино, телевидение, звукозапись). Используется правящей элитой для утверждения определенных духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политич., экономич. и организационного воздействия на оценки, мнения и поведения людей.
Выявляя механизмы влияния СМК на подростков, мы обнаружили, что некоторые ученые придерживаются мнения, что ни одно исследование не доказало зависимости между СМК и агрессивным поведением подростков, а юные зрители знает, что ТВ, кино и видеоигры всего лишь фантазия. Ребенок, провидящий долгое время в виртуальном мире, сталкивается с реальными миром, неизбежно входит с ним в конфликт. Этот мир не соответствует той модели, которая уже вложена в его подсознание.
Определяя психолого-педагогические особенности подросткового возраста, выявлено, что подростковый возраст - один из немногих периодов в онтогенезе, в течение которого внутренняя сущность личности, ее индивидуальные качества рефлексируются человеком. Одним из новообразований этого периода является чувство взрослости, которое выражается в стремлении к независимости, самостоятельности, в утверждении своего личностного достоинства. Общение иметь большое влияние не только на процесс социализации, но и на формирование личности подростков.
Для подросткового возраста актуальной проблемой являются разного рода девиации. Для них большое место занимает общение. Подростки объединяются на группы. Проводя в таких группах большую часть времени, черпая из общения в них наиболее ценную для себя информацию, следуя образцам, подростки формируют направленность своего поведения, которое может быть как просоциальным, так и асоциальным. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормой, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Результатом влияния СМК является привыкание к росту преступности, формированию неоправданной терпимости по отношению к ней. Тем самым в обыденном сознании как бы снимаются психологические барьеры, стоящие на пути нарушения уголовного закона, препятствующие переходу на путь совершения преступлений
Определение зависимости проявления преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК. Были сделаны многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых, которые определяли прямое взаимодействие СМК на подростков. В ходе нашей работы мы предлагаем ввести строгие законодательные и административные меры, ограничивающие показ сцен насилия на российских экранах, пропагандирующие идею повсеместного введения возрастных рейтингов по отношению к любим аудиовизуальным текстам и системы контроля за соблюдениям этих законов и правил. Американский психолог Дэвид Грассман одним из первых в Америке доказал, что агрессивные фильмы и игры заражают агрессией. Жестокость и аномальные действия на экране провоцируют жестокость и аномальные действия в жизни. Это заявления подтвердили многочисленные эксперименты зарубежные и отечественные исследователи [1;28].
Данная тема требует дальнейшей разработки и на основе нашей работы она недостаточно.
Библиографический список
1. Абраменкова В., Багатырева А. Дети и телевизионный экран //Воспитание школника, 2006, №5
2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: прайм _ ЕВРОЗНАК, 2008. – 672с.
3. Гидденс Энтони Социология / При участии К. Бердсолл: Пер. с англ. Изд. 2-е полностью перераб. И доп. М.: Едиториал УРСС, 2009. – 632с.
4. Жмуров Д.В. Компьютерные игры и подростковая агрессия: [Электронный ресурс]: http://www.frip.ru/new rip/dbase/211.doc
5. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288с.
6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. – М.: 2007. – 512с.
7. Кравченко А.И. Основы социологи: Учеб. пособие для студентов средних специальных учебных заведений. – 2-е изд., исп. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга; М.: Академический Проект, 2009. – 432с.
8. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2009. – 6-е изд. – 508с.
9. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М.: Академический Проект, 2009. – 446с.
10. Куницына В.Н., Козаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 544с.
11. Мустаева Ф.А Социальная педагогика: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2007 – 528с.