РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра Социальных Дисциплин
СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА №2
По дисциплине Актуальные Социально-Политические Проблемы ХХI в.
на тему:
«ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО»
ПРОВЕРИЛ: Проф.каф.соц.дисц.
Абдуллина З.А.
ВЫПОЛНИЛ: _______________
Алматы 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................3
2. УЧЕНИЕ – СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………………4-5
3. ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ…………………………………….5-8
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ………………………………………..................................8-10
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….………….11
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……..12
ВВЕДЕНИЕ
В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации был связан с достижениями науки и образования. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также и эффективным средством развития социального капитала личности, повышения уровня ее социально-экономической мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое образовательное пространство, обмен знаниями, приемами и методами различных школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и переустройство. Поэтому социологический анализ современного образовательного пространства, социальных аспектов образовательного процесса, социокультурных механизмов трансформации сферы образования, социального отношения к нему актуален на любом этапе развития человеческого общества.
Вряд ли кто усомнится в том, что по значимости изменений, происшедших с человеком и обществом, никакой век не сравнится с уходящим. А в ХХI веке, нам, похоже, предстоит жить в новом — информационном — обществе. Обусловили эту поистине глобальную перемену два основных фактора — образование и наука, которые в канун смены тысячелетий сами заметно меняются.
УЧЕНИЕ – СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Учение означает основное внутреннее содержание образования.
Пока учение не будет рассматриваться как непосредственная
предметная область социологии образования, пока данная наука не сможет проникнуть в суть процесса учения (выразить его как основную форму жизнедеятельности субъектов в сфере образования), до тех пор суждения социологов, их инструментальный аппарат будут оставаться поверхностными и непродуктивными. Конечно, изучение процесса учения — нечто новое для отечественной социологии образования. Средства социологического исследования — опросы, анкетирование, пилотаж, мониторинг и т.д. — универсальны и применимы в принципе к любому социальному явлению, попадающему в поле научного или практического внимания. Но учение как процесс обладает некоторой спецификой, вынуждающей отнестись к нему с осторожностью в данном случае.
Взять хотя бы индивидуальный характер этого процесса, о чем много говорилось в последнее время. Словом, стоит задуматься прежде чем идти дальше.
Требуется обратить внимание на культурные ценности, по поводу освоения которых «складывается процесс учения как вид социокультурной деятельности», и рассмотреть социологию образования как подотрасль социологии культуры. Соответственно принципы, условия и теоретические выводы последней становятся для социологии образования обязательными. Вместе с тем социология образования становится частью социологии воспитания. Таким образом, социология образования в качестве отраслевой социологии получает привязку еще к двум отраслевым социологиям.
Но все же как быть с процессом учения? На первый взгляд, изучение законов, принципов, механизмов и технологий учения более приличествует педагогике и психологии, а, может быть, философии. Эти области знания не закрыты для социолога, желающего серьезно отнестись к своему исследованию. Такая задача должна прослеживаться при рассмотрении структуры социологии образования с точки зрения анализа учения. Однако, заглянув в соответствующий раздел, обнаруживаешь, что структура социологии образования трактуется столь широко, что фактически растворяется бесследно. Предлагаются рассуждения по поводу научной формы закона, комплексности, системности применения методов, разнообразия культурно-исторических подходов и т.п.
Для обозначения этого процесса используется ряд терминов: учение, обучение, научение, образование и др. Чем же учение отличается от образования, что в нем такого, что делает его относительно самостоятельным? Концепции учения тяготеют к трем направлениям. Среди них усвоение: 1) знаний, 2) опыта, 3) культуры. Последовательный же социокультурный подход к анализу учения предполагает в качестве ведущей категории «ценность», которую он определяет как основную категорию и социологии культуры, и социологии образования. «Категориальный подход» давно используется как сильный аргумент в «темных» вопросах. Помогает ли он в случае с феноменом учения? Нужен ли он, чтобы представить этот феномен как усвоение субъектом ценностей культуры или как выработку механизмов их культурного овладения? Складывается впечатление, что нужен он для более простых вещей. К примеру, заключить, что воспитание — общее, учение — частное. Однако это смягчает абстрактность предыдущих рассуждений: Учение выражает основное содержание образования. В свою очередь образование можно рассматривать как определенную систему учебных форм деятельности. Оно интегрирует различные виды учебной деятельности в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социокультурные потребности общества».
Что нового вносит «социологический» анализ учения ставшее уже традиционным пониманием образования? Новым, пожалуй, в данном случае следует признать попытку представить систему образования как сумму технологий процесса учения. С этой точки зрения вполне уместен вопрос о моделировании феномена образования и его места в системе общественных потребностей. Метод моделирования сам по себе не вызывает возражений, вряд ли моделирование образовательных процессов нуждается в оправдании. Еще древние конструкторы и архитекторы прежде чем приступить к строительству различных механизмов, сооружений, зданий, часто создавали их уменьшенные модели. Известны и теоретические модели социальных конструкций.
ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Глубокие изменения, происходящие в нашем обществе, сказались на всех сферах жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Под социализацией принято понимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственных ориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе. Система воспитания упорядочивает процесс социализации и придает ему целеустремленность.
Особая роль в современной социализации принадлежит социальному институту - образованию и приобретению профессии.
Современное образование - сложное и многогранное общественное явление. Образование есть целостная система учебных, воспитательных форм педагогической деятельности, ориентированной на социальный заказ, социальные потребности гражданского общества. Становление, развитие и функционирование гражданского общества невозможны без социализации образования, то есть без решения наиболее важных задач в социокультурной сфере общества. Их диапазон весьма широк: усвоение и переработка информации, знаний и социального опыта, соблюдение духовно-нравственной преемственности поколений, социализация личности, накопление ею интеллектуального, физического и профессионального потенциала, трудоустройство выпускников учебных заведений, их социальный статус и т.д. Социализация образования позволяет преодолевать разобщенность, поляризацию взаимосвязанных компонентов культуры: естественнонаучного, технико-технологического и социально-гуманистического. Одной из главных характеристик социализации образования является оптимальное сочетание уровня потенциальных способностей в реализации социально признанных ценностей и собственных творческих сил при решении конкретной учебно-воспитательной, производственной или управленческой задачи. Очевидно и то, что при формировании специалиста любого профиля приоритетным является не столько набор специальных знаний (хотя они крайне важны), сколько глубокая фундаментальная подготовка как "стартовая площадка" и необходимое условие саморазвития личности профессионала, его творческой самореализации.
Становится все более актуальным, что научный рационализм, утилитарный техницизм, не способны справиться с возникающими социально-экономическими, социально-политическими и экологическими проблемами. В эпицентре социализации образования находится антропоцентризм: стремление помочь человеку найти действительно адекватное приложение душевных сил, личностного, эмоционального потенциала, творческого начала. Эти параметры социализации выступают как категорический императив для любых перспективных моделей и типов образования. Данный принцип вытекает не из "благих" или "злых" пожеланий, а из самой объективной логики развития гражданского общества. Это и есть фундаментальный методологический принцип социализации образования, который необходимо обязательно учитывать при проектировании, программировании и прогнозировании развития систем образования от уровня отдельного образовательного учреждения до уровней регионов, федерации и глобального социума.
Социализация образования предполагает осуществление следующих конкретно-практических действий в реализации данного принципа: