"В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую – одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме". [5]
По мнению Кравченко А.И., на одном полюсе такого континуума разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели, атеисты, преступники, вандалы, циники, бродяги. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди. На эти полюса по статистическому анализу приходится лишь по 10-15% общей численности населения, а 70% населения составляют "твердые середняки" - люди с несущественными отклонениями (фанаты, болельщики и т.п.). Поведение подавляющего большинства людей в обществе группируется вокруг этой серединной зоны, т.е. является конформным.
Люди, поведение которых, близкое к полюсам называется маргинальными индивидами. Это недоконформисты. Они вечно спорят, конфликтуют и даже враждуют с родителями, учителями и полицией. Но это не значит, что они должны покинуть общество или быть от него изолированными. Общество предупреждает их и делает все возможное, чтобы исправить неправильный образ жизни.
Чтобы общество нормально функционировало, необходим баланс между жесткими социальными нормами и более мягким модальным поведением. Абсолютное согласие (конформизм) с социальными нормами, проявляющееся у всех и всегда, редко когда требуется. Надо делать уступку человеческой природе – трудности постоянной концентрации на том, чтобы следить за каждой нормой и своими действиями.
На экстремальных полюсах концентрируется область отчужденного и противостоящего поведения. Молодежи с таким поведением не так много, она всегда в меньшинстве, но она образует контркультуру со своими ценностями, иерархией отношений, методами контроля, механизмами распределения ролей. В этих меньшинствах есть "твердое ядро", включающее наиболее последовательных противников ценностей официальной культуры. Представители подростковой контркультуры со временем пополняют ряды взрослой криминальной контркультуры.
Крупный западный социолог Р. Мертон разделяет девиантность на два вида: заблуждение и нонконформизм. Заблуждающийся знает и принимает норму, но ради собственной выгоды склонен их нарушать. Он ведет себя безответственно по отношению к обществу. Напротив, нонконформист знаком с общественными нормами, но считает их несправедливыми и открыто попирает их, призывая других к изменению существующего строя.
"человек в процессе социализации всегда ищет компромисс с обществом. И нонконформизм скорее исключение, чем правило". [6]Нонконформист ищет новую мораль и действует вполне ответственно, хотя и отклоняется от существующих ожиданий. Это социальный реформатор, немного опередивший свое время. Подобную форму девиации с точки зрения долговременной перспективы называют конструктивной. А вот заблуждение как форму девиации признают деструктивной.
Характерная черта девиантного поведения – культурный релятивизм. Это означает, что социальная норма, принятая либо обществом, либо законодательно, - явление сугубо относительное. Один и тот же поступок может считаться в одном обществе положительным, а в другом рассматриваться как социальная патология.
Влияние культурной специфики на "естественные" представления о нормах и отклонениях хорошо иллюстрирует учебник по международному бизнесу, на следующем примере. Группе американских и азиатских бизнесменов был задан вопрос: "Если бы вы оказались на тонущем корабле с женой, матерью и ребенком, которые не умеют плавать, кого бы вы спасли, если можно было спасти только одного из них? ". Среди американцев около 60% опрошенных выбрали жену и около 40% - ребенка, но никто не выбрал мать. В то же время все азиаты выбрали мать. / Джон Д. Дэниэлс, Ли X. Радета. Международный бизнес.М., 1994. / Этот пример ярко иллюстрирует как, в зависимости от культуры, могут устанавливаться приоритеты в мотивах поведения.
Можно сделать вывод: девиация относительна; она оценивается в зависимости от:
а). исторической эпохи,
б). культуры общества.
Культурный релятивизм может быть сравнительной характеристикой не только двух разных обществ или эпох, но также двух или нескольких больших социальных групп внутри одного общества. Пример таких групп – политические партии, правительство, социальный класс или слой, верующие, молодежь, женщины, пенсионеры, национальные меньшинства. Так, непосещение церковной службы – девиация с позиции верующего человека, но норма с позиции неверующего. Убийство на войне разрешается и даже вознаграждается, но в мирное время наказывается. В Париже проституция легальна (узаконена) и не осуждается, в других странах она считается девиантной (узаконенной, но общественным мнением не одобряемой), в третьих – незаконной (преступной) и неодобряемой (девиантной) формой поведения.
Хотя большая часть людей большую часть времени ведет себя в согласии с законами, таких людей нельзя считать абсолютно законопослушными, т.е. социальными конформистами. У каждого человека есть совершенные один и более незаконных поступков, таких как опоздание на работу, курение и переход улицы в неположенных местах, обман налогового инспектора и т.п.
"Девиантным может оказаться самый невинный на первый взгляд поступок, связанный с нарушением традиционного распределения ролей. Скажем, более высокая зарплата жены окружающим может показаться ненормальным явлением, так как муж испокон веку – главный производитель материальных ценностей. В традиционном обществе подобное распределение ролей в принципе не могло возникнуть". [7]
Существует еще одно измерение девиации: некоторые девианты ложно обвинены, а другие являются скрытыми девиантами. Важно не только то, кто человек на самом деле, но и то, каким его считают окружающие. Ложное обвинение построено как раз на том, что человек на самом деле не нарушал правила, но окружающие считают его виновным. Причиной может служить ошибка судебного приговора, сознательное искажение фактов следователем с намерением засудить данного человека, распускание порочащих слухов, клевета и иные формы обмана общественного мнения. На практике с ложно обвиненными, или ложным девиантом общество ведет себя так же, как с действительными: их судят, приговаривают, наказывают, подвергают общественному призрению или осуждению. Бывает очень сложно различить истинный и ложных девиантов.
Девиантность трудно распознать и анализировать, так что одни девианты искусно скрываются, а других людей ложно обвиняют в нарушениях. Нормы трудно точно определить, в результате чего девиантность принимает огромное количество промежуточных форм.
Одной из таких норм являются различные психические отклонения. Психические расстройства имеют различную природу. К эндогенным, т.е. обусловленным внутренними факторами конкретного индивида (наследственность, атрофия человеческого мозга, старость и др.), относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, болезнь Паркинсона, эпилепсия.
К экзогенным, т.е. вызванным внешними факторами, воздействием окружающей среды, относят различные симптоматические и интоксикационные психозы, психогении (психозы, вызванные психической травмой, алкоголем, наркотиками или патологическим развитием личности).
Вне зависимости от того, вызвана девиация эндогенными или экзогенными факторами, она проявляется в социальном, т.е. направленном на общество, поведении личности.
По степени проявления психические расстройства можно условно подразделить на неврозы и психозы.
Неврозы представляют собой слабую форму девиации. Например, фобии (боязнь воды, высоты, замкнутого пространства), агрессии (вызывающее, угрожающее поведение), Невротическая личность безусловно девиант, но она еще может более или менее функционировать в обществе. Невротик, несмотря на некоторые отклонения в поведении, может работать, жить в семье, общаться в кругу знакомых и незнакомых людей.
Более сильную и социально опасную форму девиации представляют собой психозы. Они могут проявляться в различных формах:
♦ Шизофрения – это уход от реальности, аутизм. Девиант - шизофреник создает себе свой мир, действует и по его законам, и по законам реального мира (раздвоение личности – амбивалентность).
♦ Паранойя – систематизированный бред при отсутствии снижения интеллекта и изменений личности. Паранойя проявляется в различных маниях. Например, мания величия, мания преследования.
♦ Аффекты – это маниакально – депрессивные реакции, проявляющиеся как резкие подъемы и спады психофизического состояния девианта.
"С увеличением нервных и физических перегрузок на современном производстве, ускорением темпа жизни, быстрым ростом числа человеческих контактов количество психических девиантов постоянно растет". [8]
Различные психопатологические девиации в поведенческом аспекте имеют ряд общих черт: непрерывность или приступообразное протекание, агрессивность или пассивность, опасность или неопасность для окружающих, возможность или невозможность нахождения в местах повышенной опасности (транспорт, производственный конвейер, улица с интенсивным движением).
Нарушение норм права, но не столь значительные, чтобы за них наступала уголовная ответственность, называются в социологии делинквентным поведением. Понятие делинквентное поведение охватывает довольно широкий спектр нарушений правовых и социальных норм. Это такие нарушения как: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине (совершенное покупателем, так как хищение продавца считается должностным преступлением), мелкое воровство в транспорте или на рынке, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, обман (обсчет) покупателя продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы или курение в неположенном месте и др.