ВЫВОДЫ
Информация как «передача, циркулирование многообразия отраженного и взаимоотраженного многообразия жизненного пространства человека»[12] лежит в основе нового информологического мировоззрения, утверждающего в сознании новую единую информационную картину мира как интегративный образ информационно-коммуникативной реальности – «системы массового сознания и психики»[13], порождающей «систему более сложного порядка – информационное пространство»[14].
Его важной особенностью в начале XXI века является формирование единого мирового информационного пространства на базе сети Интернет, проникновение процессов информатизации, глобализации и виртуализации во все сферы экономики, создание международного рынка информации и управления.
Такие факторы окружающего нас мира не могут не сказаться на формировании информологической компетенции, вмещающей в себя информационные поля различной степени общности, которые в свою очередь могут и должны быть объединены в информационно-коммуникативное пространство, сформированное на основе известных научно-методических и организационно-управленческих достижений.
Информационная парадигма, пришедшая в сферу коммуникаций из точных, естественных и прикладных наук в сочетании с иными подходами (к примеру, синергетическим) дает возможность создавать модели современного общества с его сложнейшими коммуникационными процессами. Проведенный в первой главе настоящей работы анализ свидетельствует о том, что создать общую «матрицу» всех возможных подходов к изучению коммуникации практически невозможно.
Тем не менее, можно с полной уверенностью утверждать, что такая «матрица» может быть только многомерной и способной дефрагментироваться, перестраиваться в зависимости от темпов, уровней и качества «прирастаемого» знания о коммуникации, о человеческом сознании и о мире.
В итоге в основе формируемого таким образом информационно-коммуникативного пространства будут лежать связи и взаимодополнительности между технократизмом и гуманизмом, между прямой и дистанционной связью субъектов и объектов процесса получения и распространения информации.
ГЛАВА 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ПУТИ ПЕРЕХОДА ОТ ИНДУСТРИАЛЬНОГО К ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМУ (ИНФОРМАЦИОННОМУ) ОБЩЕСТВУ
Повсеместное внедрение и широкое использование информационно-коммуникативных технологий рассматривают как решающий шаг от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу.
Однако такой переход, осуществляемый в свете развития технологий, стремительно не может пройти бесследно для общества. Об этом говорил «пророк электронной коммуникации» М. Маклюэн, представивший трехступенчатую модель всемирной истории, где третьей эпохой выступает эпоха информационного индивида в условиях победы электронной (аудиовизуальной) коммуникации, повышающей интеллектуальные способности и творческий характер личности.
М. Маклюэна сравнивал новые средства и технологии с колоссальной коллективной хирургической операцией, проводимой на социальном теле при полном пренебрежении к антисептикам. Воздействию при оперировании общества новой технологией подвергается вся система. Воздействие радио является визуальным, воздействие фотографии — слуховым. Каждое новое давление вызывает сдвиги в пропорциях между всеми чувствами. «Что мы ищем сегодня, так это средство контроля над этими сдвигами в чувственных пропорциях психического и социального мировосприятия либо средство избежания этих сдвигов вообще»[15].
В этой связи приобретает значение выявление форм и технологий административного управления в условиях виртуализации общества, на основе анализа мирового и отечественного опыта.
На начальной стадии электронная технология (космическая связь, портативная видеозапись) выполняла роль социальной терапии. Она создала новый этап социального общения, в котором выравниваются искажения и диспропорции, вызванные географией и экономикой, содействуя росту взаимопонимания между различными слоями общества и народами.
На более высоких стадиях электронная революция выступила в качестве первопричины крупных социальных перемен (СМИ диктуют культуру). Информационная технология, соединенная с аудиовизуальными средствами создает целый мир поведенческих моделей, которые постоянно, ежедневно, на работе и в быту, окружают человека и программируют его деятельность во все возрастающем масштабе.
Второй этап коммуникационной революции связан с тремя великими инновациями: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств, с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Это открывает доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (компьютер) для получения информации.
Подобные интеллектуально-технологические системы ведут к принципиально новому состоянию цивилизации и культуры — к глобальному гиперинтеллекту (индустрии данных и знаний). Компьютеризация создает технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение ЭВМ является второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека[16].
Ряд исследователей рассматривает распространение компьютерных и Интернет-технологий как решающий шаг на пути от индустриального общества к постиндустриальному (информационному) обществу, где основную ценность имеет информация, которая в свою очередь нуждается в управлении.
Однако на пути к информационному обществу сохраняется высокий уровень информационного неравенства. Речь не только о населении слаборазвититых стран. Не исключение и Россия, к примеру. И проблема здесь не только в отсутствии возможностей изучения новых технологий, ограниченности доступа к сети Интернет, трудностях, обусловленных географическими факторами, но и в низкой мотивации населения, в том числе и по причине его старения в среднем по стране.
Следовательно, при моделировании информационно-коммуникативного пространства должен учитываться и этот фактор. Его включение в общую структуру должно быть сопряжено с устранением барьеров формирования и использования объединенных информационных ресурсов на основе возможности он-лайнового доступа.
Конечно, модель абстрактного информационно-коммуникативного пространства как упрощенный и даже формализованный вариант не сможет отразить все свойства, однако должна включать наиболее значимые и представляющие наибольший интерес.
2.1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО СТРАТА В ОБЩЕСТВЕ
Информационно-коммуникационные технологии занимают сегодня центральное место в обновлении и реструктуризации всех видов деятельности, поэтому как зарубежными, так и российскими учеными все больший акцент делается на специфику переходного периода развития цивилизации в сторону информационного общества, на особенностях современных коммуникационных стратегий.
Сфера коммуникаций создает собственную сферу, с которой имеет дело человек. Коммуникативность и коммуникационность являются неотъемлемой частью человеческого бытия. Различные события образуют сложный мозаичный текст современной культуры, в котором коммуникативное пространство общения, является фактором, конституирующим жизненный мир человека. Однако полилокальное состояние мира свидетельствует об изменении самой основы современного порядка. Его мозаичная основа представляет собой переплетение разных элементов, которые не могут быть сведены к единому знаменателю. Поэтому исследование факторов, воздействующих на информационно-коммуникативное пространство, представляет собой важный этап при рассмотрении вопроса его моделирования.
В настоящее время в связи со стремительным развитием средств массовой информации и средств массовой коммуникации, мультимедийных технологий, Интернета особое значение имеет изучение, выявление тенденций, закономерностей, механизма воздействия новых информационных технологий на культуру (в широком понимании) и духовное состояние общества. Чем это развитие обернется для большинства граждан – благом или новыми испытаниями, зависит от содержательной стороны государственной информационной политики.
Практика показывает, что с внедрением новых информационных технологий происходит формирование новой структуры общества – так называемой сетевой структуры.
М. Кастелльс считает, что «именно сети составляют новую социальную морфологию наших обществ, а распространение «сетевой» логики в значительной мере сказывается на ходе и результате процессов, связанных с производством, повседневной жизнью, культурой и властью»[17]. С этим невозможно спорить. XXI век войдет в историю как век взрывного распространения информационных технологий.
Производство, распространение, обмен информацией является новой сферой производства, где заняты массы людей. Формируется новый класс, массовый слой, новый социальный страт в обществе и владеющий этим производством и наемных работников, обслуживающего персонала[18]. Многие люди уже не представляют собственное существование без современных информационных технологий. Этот факт дает основание говорить о формировании нового страта в обществе, на который наибольшее влияние оказывают складывающиеся традиции жизнедеятельности в информационной среде, в частности, в Интернете, и нормы особого вида культуры, которую можно назвать Интернет-культурой.