Общение в семье обеспечивает согласованность и целенаправленность усилий супругов для достижения тех или иных целей, важных для семьи, а также для удовлетворения индивидуальной потребности личности в духовной близости с любимым человеком. В ходе такого общения супруги обмениваются сокровенной и значимой только для них информацией, сопереживая, еще лучше понимают друг друга, обогащаются интеллектуально и нравственно. Духовное общение у супругов неразрывно связанно с интимным [26, с.18].
В «Энциклопедии молодой семьи» молодую семью рассматривают как социально-экономическую ячейку, в рамках которой ведётся домашнее хозяйство и бюджет семьи, происходят приобретение либо производство и организация потребления различного рода благ и услуг, удовлетворение потребности в пище, одежде, жилище и т. д. Осуществление этой хозяйственной функции ложится, прежде всего, на супругов. Важно, чтобы хозяйственная функция была общей для всех членов семьи, а не считалась прерогативой жены. Именно в условиях повседневной жизни раскрываются подлинно человеческие отношения людей друг к другу, их привычки, вкусы, формируются черты характера. В ежедневных обязанностях (приготовить пищу, убрать жилище, привести в порядок одежду и т. д.) члены семьи имеют возможность проявить заботу друг о друге, оказать внимание, выразить уважение к тем или иным особенностям, привычкам, вкусам близких [26, с.19].
Одна из предпосылок существования нормальной семьи - ее экономическая общность. Автор статьи «Семья в современном обществе» Савельева О.О. считает, что семейная экономика требует планирования, учета, бережливости, контроля. Поэтому каждая семья сразу после своего образования создает свой самостоятельный семейный бюджет, в котором сбалансированы доходы и расходы семьи, потребности и возможности их удовлетворения. Бюджет лежит в основе ведения домашнего хозяйства: он диктует стиль жизни семьи, содержание хозяйственной деятельности. Глубокое овладение избранными профессиями в полной мере гарантирует супругам заработную плату, а семьям — достаток [16,с.3].
Организация культурного досуга — одна из важнейших функций семьи. Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Разумихин Г.П. под досугом понимает внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы [15, с.47]. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. При оценке полноценности досуга принимается во внимание количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а также характер использования этого времени (сон, вязание, просмотр телевизора, семейное чтение, прогулка на лыжах, посещение музея и т.д.). Характерной чертой семейного досуга является атмосфера особой эмоциональности, теплоты, которая позволяет человеку полностью раскрыться, быть искренним [15,с.48].
Автор статьи «Семья и общество» Щербич Л.И. уделяет большое внимание воспитательной функции семьи. В семье рождаются и воспитываются дети. Эти функции, выполняемые семьей, чрезвычайно важны и незаменимы. Семья заботится не только о своих младших членах, но и о старших, пожилых. В семье старые люди должны находиться в самых комфортных условиях. Нуждающимся родителям в старости и в случае инвалидности принадлежит право находиться на содержании детей. Родители являются естественными опекунами своих детей. На них лежит обязанность заботиться о физическом развитии детей, а также защищать их права [25, с.6].
Под представительской функцией семьи понимается поведение «от имени и в интересах» семьи в контактах с соседями, знакомыми, школой, различными общественными институтами [26, с.19].
Брак «функционирует» тем лучше, чем шире взаимодействие супругов. Но состав функций в конкретном браке может быть различным в зависимости от стадий развития семьи и конкретных условий её существования. Невыполнениесемьей тех или иных функций может и не отразиться на прочности брака, если к определенному виду деятельности утратили интерес оба супруга. Если же интерес потерян только одним и стремление другого к сотрудничеству в какой-либо сфере деятельности семьи не найдет необходимого отклика, появится постоянный источник недовольства партнером,источник конфликтов [26, с.19].
Бывает и так, что один или оба супруга после регистрации брака пытаются сохранить холостой образ жизни. Тогда большинство функций остаются «невключёнными». Брак в этом случае существует лишь номинально [26, с.20].
Юркевич Н.Г. считает, что каждая функция семьи является социальной (общественной). Она социальна уже потому, что семья — первичная ячейки общества. Общество не может быть безразличнымк тому, что происходит в его ячейках. По функции семьи социальны ив более широком смысле слова. Дело в том, что в результате осуществления семейных функций удовлетворяются потребности не только членов семьи, но и общества в целом. Разумеется, каждая отдельная семья может участвовать в удовлетворении соответствующих потребностей общества лишь в посильной для нее мере. Но все семьи вместе способны целиком удовлетворять соответствующие потребности общества. Так, родители имеют детей. Но все дети одновременно являются гражданами своей страны, ее подрастающим поколением, ее будущими работниками и защитниками. Следовательно, через функции рождения и содержания детей семья обеспечивает численное воспроизводство населения [27, с.23].
Занимаясьвоспитанием сыновей и дочерей, родители участвуют в качественном воспроизводстве и развитии населения страны. Полноценный отдых и нормальное удовлетворение бытовых потребностей в семье позволяет взрослым и детям начинать каждый рабочий или учебный день с новыми силами. Забота супругов о необходимых материальных средствах для семьи помогает повышению производительности труда на фабриках, заводах и в других организациях [27, с.23].
Таким образом, семья — одна из тех социальных формирований, которые оказывают существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех её сферах: от экономики до духовной культуры. Ядром социального предназначения семьи является её способность творить человека, развивать его наклонности и общественную активность.
Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги.
Кроме того, необходимо проанализировать трудности, с которыми сталкиваются будущие молодожены, затем молодые супруги, а на следующей ступени — молодая семья с новорожденным.
На общем жизненном пути встречаются разные трудности. В совместной жизни они могут начаться уже в первые месяцы, когда он и она, прислушиваясь скорее к внешним нормам, чем к внутреннему голосу, попадают во всевозможные психологические ловушки и, вместо того чтобы выйти из них,входят во Дворец бракосочетания [7, с.63].
Начало семейной жизни, «медовый месяц» — особенно приятный по общему представлению этап развития семьи. Такой же установкой руководствуются и большинство молодоженов. Но на протяжении этого этапа изменяется интенсивность чувств супругов, устанавливается пространственная и психологическая дистанция между молодоженами и их генетическими семьями и т.д. Но эти задачи не всегда решаются гладко [26, с.8].
Даже если путь к Дворцу бракосочетания был вполне удачным, - говорит Арджанова Л.М., это еще не гарантирует безоблачной долгой совместной жизни, что подтверждает тот факт, что около 2 % распадающихся браков существовали менее года. Малая часть таких разводов приходится на первые недели брака. Основная причина столь быстрых разводов — новая, отрицательная информация о супруге [7, с.63].
Около половины «быстрых» разводов связаны с обманом, а другая половина — с недостаточным знанием будущего супруга или его семьи. Данная причина обусловливает заметную часть трудностей, возникающих в первые месяцы семейной жизни [7, с.63].
Даже в сказках со счастливым концом героям приходится преодолевать немало трудностей. Точно так же больше преодоленных трудностей оказывается не в печальных, а в счастливых семейных историях, герои которых были свободны в выборе друг друга. Эти трудности отношений в счастливых парах можно назвать «подножками». «Подножка» предполагает, что путь уже выбран и начат, но что-то, кто-то мешает, заставляет спотыкаться и даже падать [23, с.251].
«Подножкой» первых отчуждений А. Кроник называет испытание, которое часто поджидает влюбленных молодоженов. Она появляется, когда каждый из них привык быть для другого всем.И вот в распоряжении часы, месяцы, годы, и по контрасту возникает парадоксальное чувство ненужности, тесноты в общении друг с другом. Если раньше самый близкий человек был всем,расширял горизонты, то теперь всесвелось лишь к нему, горизонт сузился. А за горизонтом осталась большая часть мира, для любимого — посторонняя, чужая. Можно увлечь его в невиданные дали, и первые отчуждения окажутся позади. А можно, напротив, не допускать его в сферу своих интересов, но попытаться, уважая другого, настоять на их неприкосновенности. Если это удастся, острота отчуждения пройдет, на смену придут приятные воспоминания. А вместе с ними и новые трудности роста [23, с.251].
Психологическая суть брака, считает Шнейдер Л.Б. – это подтверждение отношений в паре, их включение и согласование с другими отношениями, которые уже поддерживают будущие супруги. Такое согласование не всегда протекает легко. Иногда к нему не готовы будущие супруги, иногда их ближайшее окружение может не одобрять брак или сопротивляться ему. Поэтому даже в тех случаях, когда задача выбора брачного партнера решена, у пары могут возникнуть серьезные трудности [23, с.251].