Молодежные движения — массовые действия, в которые включены молодые люди, выступающие за создание для них условий достойной жизни, автономии, свободы выбора профессии, места жительства, образа и стиля жизни. В развитии молодежных движений выделяются два существенно различных этапа. Лидеры молодежных движений, в основном студенческих, 60-х годов выдвигали грандиозные крупномасштабные планы коренного изменения общества посредством ниспровержения его устоев и структур. Так, массовые студенческие выступления весной 1968 года во Франции проходили под лозунгом "трех М" (идеи Маркса, Мао Цзэдуна и Маркузе — лидера леворадикалистской тенденции в социологии и политике) и реализовались преимущественно в формах политического протеста против существующего строя. Лейтмотивом этих массовых молодежных выступлений были революционные идеи, оптимизм и надежда на лучшее будущее.
Совершенно иную политическую окраску приобретает большинство молодежных движений 80-90-х годов. О каком-либо фундаментальном изменении общественного строя речь уже не идет, ныне главная цель молодежных инициатив — лозунг "оставьте нас в покое". Все чаще возникают требования о создании специальных молодежных центров, где бы молодые люди могли жить своей собственной жизнью: дискутировать, танцевать, рисовать, прослушивать музыкальные записи и т. п. Решающее ключевое слово в требованиях сторонников этих движений автономия.
Современные молодые движения в большинстве случаев активно поддерживают требования об охране окружающей среды, оприостановке строительства атомных электростанций. Состав современных молодежных движений крайне разнороден и простирается от пестрого конгломерата леворадикальных групп и противников строительства атомных электростанций, сторонников защиты мира, поборников экологического равновесия вплоть до участников контрэкономических, альтернативных информационных и культурных проектов ("молодежных субкультур"), участников различных психо- и сексэкспериментов.
Феминистские (женские) движения представляют собой массовые действия за уравнение женщин в правах с мужчинами, за эффективную охрану материнства и детства.
Национально-освободительные движения — массовые действия, направленные на ниспровержение иностранного господства и завоевание национальной независимости, на реализацию национально-этническими общностями права на самоопределение, на создание независимого национального государства.
Движения в защиту мира представляют собой массовые действия против опасности новых войн, за упрочение мира и дружбы между народами.
Социологический анализ социальных движений предполагает углубленный анализ ситуаций, благоприятствующих возникновению и развитию таких движений. К числу таких относятся, прежде всего, существенные изменения в ценностях и нормах поведения людей, иначе говоря, культурные изменения. Именно в лоне культуры возникают и развиваются новые идеи и представления о несправедливом и справедливом общественном устройстве, побуждающие многих людей объединяться в движения, ориентированные на социальные изменения.
Существенным фактором, влияющим на возникновение социальных движений, является социальная дезорганизация. Любое общество, входящее в полосу социально-экономических, политических, социокультурных трансформаций, оказывается в той или иной степени подверженным дезорганизации, а порой и хаосу. В обществе многие индивиды и даже социальные утрачивают привычные ориентиры, ценностные ориентации, традиционные способы идентификации. У них растет убеждение в том, что тщетно рассчитывать на какую-либо экономическую, социальную и психологическую поддержку со стороны государства и других социальных институтов данного общества. Зреющее недовольство и озлобленность подталкивают их к акциям протеста, к консолидации в различные социальные движения.
Мощное детерминирующее воздействие на возникновение социальных движений оказывает и широко распространяющаяся в кризисные эпохи развития общества социальная неудовлетворенность широких масс населения. Именно неудовлетворенность существующей системой распределения материальных и духовных благ, властных полномочий, льгот и привилегий, органически соединяющаяся с представлениями о социальной неудовлетворенности, господствующей в обществе, подталкивает многих людей к протестным движениям. В таких условиях растет уверенность широких слоев населения в том, что общие и организованные совместные действия могут покончить с социальной несправедливостью, ослабить социальную неудовлетворенность и привести к улучшению условий их существования. В результате формирование и развитие социальных движений за изменение существующих условий жизнедеятельности становится естественным и почти неизбежным следствием социодинамики общественного развития и одновременно фактором его изменения.
Даже самое стабильное общество подвижно: в его структуре постоянно перемещаются люди и группы. Совокупность социальных перемещений людей называется социальной мобильностью.
Выделяются следующие виды мобильности — вертикальная — перемещение из одной страны в другую (восходящее и нисходящее) и горизонтальная — перемещение индивидов из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Пример, рабочий горнодобывающего комбината становится губернатором — вертикальная восходящая мобильность; рабочий Дальзавода становится безработным — вертикальная нисходящая мобильность. Переход православного в католичество, переезд из г. Находки в г. Фокино — примеры горизонтальной мобильности.
Помимо горизонтальной и вертикальной выделяются индивидуальная и групповая мобильность.
Групповая мобильность проявляется там, где происходит изменение самой системы стратификации. Причинами ее могут явиться структурная перестройка экономики, революция, война, экономический кризис и т. п., т. е. в большинстве случаев социоэкономические и политические катастрофы. В результате повышаются или понижаются статусы каст, сословий, рангов, категорий. Скажем, Октябрьская революция возвела в статус элиты большевиков, бывших ранее изгоями, уничтожив старую элиту и высшие привилегированные сословия в России.
Индивидуальная мобильность преобладает в стабильном обществе. Социальная карьера индивида зависит от уровня образования, помощи семьи, национальности, внешних данных, места жительства и т. п.
В ХХ в. самыми мобильными обществами были СССР и США, прежде всего благодаря общедоступному образованию. В обеих странах восходящая мобильность превышала нисходящую на 20%, а в целом во все виды мобильности было вовлечено более 2/3 членов общества.
С помощью чего человек изменяет свое положение в обществе?
П. А. Сорокин, первым исследовавший феномен социальной мобильности, выделил институты, помогающие индивидуальной мобильности. Сорокин назвал их социальными "лифтами". Это образование, брак, бизнес, политика, армия, церковь, наука, искусство.
Образование — в большинстве стран является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности. Вот почему в колледже и университете постоянны большие конкурсы и люди стремятся получить как качественное образование, так и максимальное число дипломов и сертификатов.
Церковь — была мощным каналом циркуляции в традиционном обществе. Обет безбрачия, обязывающий высших чинов церкви не иметь детей, стимулировал продвижение выходцев из низов на освобождающиеся вакансии. Церковь была так же и каналом нисходящей мобильности: тысячи ее врагов — еретиков, язычников были разорены и уничтожены, а среди них были император Генрих IV, король Джон Безземельный, много титулованных дворян и др.
Армия как канал циркуляции действует в военное время. Потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Усиливается действие данного канала во время гражданских войн. Пример, унтер-офицер русской армии Г. К. Жуков вошел в офицерский состав в годы гражданской войны и в высший командный — в годы Великой Отечественной войны.
Собственность проявляет себя в виде денег и накопленных богатств. Сорокин установил, что разбогатеть могут в 29% случаев — фабриканты, в 21% — банкиры и биржевики, в 12% — торговцы. Остальные профессии не дают таких возможностей.
Семья и брак становятся "социальным лифтом" только, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Согласно римскому праву свободная женщина, выйдя замуж за раба, становилась рабыней. Титулованный, но бедный аристократ, женившийся на богатой незнатной женщине, получал богатство, а она высокий статус.
Семья являлась главным механизмом социального отбора в традиционном обществе. Ребенок, родившийся в знатной семье, получал наилучшее воспитание и образование, пополняя в дальнейшем ряды элиты; бедные семьи не могли дать подобающего образования и воспитания. Вот почему происхождение так высоко ценилось в прошлом веке. В настоящее время дети фактически растут вне семьи: школы, детские сады, спортивные секции и т. п. Людей все больше начинают оценивать не по семейному происхождению, а по личным качествам.
Политика очень мощный канал социальной циркуляции в нестабильном, а также демократическом обществе. Роль "лифта" здесь во многом выполняет политическая организация. Пример, приход к власти В. И. Ленина, М. С. Горбачева, Дж. Буша, Б. Клинтона, поднявшихся при поддержке партий и политических движений.