6. Эволюция и революция как формы социальногоизменения
Понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами. Такие изменения могут осуществляться на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи), на уровне организаций и институтов (например, постоянные изменения в содержании и организации образования), на уровне малых и больших социальных групп (например, возрождение в 90-е гг. XX в. в России социальной группы предпринимателей), на глобальном уровне (миграционные процессы, экономическое и технологическое развитие одних стран и застой и кризисное состояние других, экологическая и военная угроза существованию человечества и др.).
По своему характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы — эволюционные и революционные социальные изменения — эволюция и революция. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных социальных системах. Эти изменения могут приобретать восходящую или нисходящую направленность.
Эволюционные изменения могут организовываться сознательно. В таких случаях они приобретают форму социальных реформ (например, реформы 60—70-х гг. XIX в. в России, аграрная реформа П. А. Столыпина, НЭП в Советской России). Но эволюционные социальные изменения могут быть и стихийным процессом. Например, на протяжении длительного времени идет процесс повышения среднего уровня образования населения многих стран мира и общего уменьшения числа неграмотных, хотя это число в ряде стран и остается очень большим.
Революционные изменения отличаются от эволюционных существенным образом. Во-первых, это очень радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, они не частные, а общие или даже всеобщие, в-третьих, как правило, опираются на насилие. Революция — предмет ожесточенных споров и дискуссий представителей различных общественных наук. Революционные изменения зачастую организуются сознательно. Впервые о возможностях революционного преобразования общества заговорили идеологи эпохи Просвещения. Идею закономерности революций защищал марксизм. К. Маркс назвал революции «локомотивами истории». Весь XIX в. прошел в Европе под влиянием Великой французской революции конца XVIII в., революционные идеи овладевали миллионами умов. XX в. дал миру новую волну революций. Революционные потрясения захлестнули Россию, ими оказались охвачены и далекие от Европы страны. Таким образом, последние несколько столетий социальные изменения во многих уголках земного шара происходили в результате революций, подчас очень длительных и кровавых. Возник вопрос о том, не слишком ли дорогой ценой за прогресс является революция. Революционная идея часто была связана с идеализацией и романтизацией революционного насилия. Однако насилие не может привести к благу, оно порождает только насилие. В то же время революционные изменения нередко действительно способствовали решению назревших социальных проблем, активизировали значительные массы населения, благодаря чему ускорялись преобразования в обществе.
Некоторые исследователи полагают, что насилие не является непременным атрибутом революции. Революционные социальные изменения возможны и в будущем, но они могут быть ненасильственными, не будут касаться одновременно всех сфер жизнедеятельности общества, а лишь отдельных социальных институтов или областей общественной жизни. Нынешнее общество чрезвычайно сложно, различные его части соединены между собой таким огромным количеством связей, что одновременная переделка всего общественного организма, а тем более с применением насилия может иметь для него разрушительные последствия.
7. Общественный прогресс и его критерии
Развитие в истории часто отождествляется с прогрессом. Сам термин «прогресс» заимствован у древнеримского философа и поэта Тита Лукреция Кара, который в работе «О природе вещей» употребил выражение «прогресум сум» — поступательное движение вперед. Идея общественного прогресса стала систематически разрабатываться в XVIII в., в эпоху Просвещения, прежде всего французскими мыслителями, а до этого преобладала идея циклического развития общества, идея «вечного возвращения». Идея прогресса глубоко укоренилась в массовом сознании людей европейской культуры и приобрела характер веры в неизбежное лучшее будущее.
Что касается просветителей XVIII в., то Вольтер видел в прогрессе прогресс человеческого ума, существенная роль в котором принадлежит прогрессу искусств и науки. В знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Даламбера утверждалось, что прогресс науки приведет к уничтожению общественных несправедливостей и повышению уровня просвещения, морали и свободы людей. В конце XVIII в. появился труд Кондорсе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», в котором изображена картина десяти последовательных ступеней общественной жизни, людей, по которым человечество во всех областях жизни — в экономике, политике, праве, морали и пр. — неуклонно движется все дальше на пути к истине и счастью.
В XIX в. развитие естествознания усилило стремление рассматривать прогресс беспристрастно, описывать его как объективное явление. В основу этого стремления легла эволюционная теория, базирующаяся на представлении о мире (природном и социальном) как о некоей цепочке причинно-следственных связей, предопределенных первопричиной, в которой и скрыт весь смысл эволюции, всей общественной истории. Прогресс стал пониматься как нечто неизбежное, идущее от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. При этом прогресс становится оправданием тех или иных действий — праведных или неправедных, ведущих к созиданию или разрушению. Поэтому философское осмысление прогресса и его антипода — регресса продолжало оставаться актуальным и в XX в.
Если в качестве одного из основных критериев прогресса принимать усложнение форм жизни, приспособляемость и конкурентоспособность, то на сегодняшний день мы имели бы самых приспособленных представителей как животного, так и общественного мира. Однако еще Ч. Дарвин заметил, что многие современные виды примитивнее вымерших. Прогресс часто приравнивался к специализации усложнению. Между тем многие ученые считают специализацию эволюционным тупиком. Простейшие микроорганизмы в эволюционном плане гораздо долговечнее, чем появившиеся позднее более сложные организмы.
Если определять прогресс с точки зрения жизни как таковой, то его следует рассматривать как все большее противостояние смерти, или энтропии (энтропия — нарастающее ослабление связей между элементами системы). В ходе прогрессивного развития организмов уменьшается вероятность их гибели от непредвиденных обстоятельств.
При определении критериев общественного прогресса необходим комплексный подход, поскольку общество состоит из различных подсистем, каждая из которых требует своего специфического критерия, и только в своей совокупности эти критерии способны наиболее полно охарактеризовать ту или иную общественную систему, степень ее прогрессивности по сравнению с другими общественными системами. Критериями экономического прогресса являются уровень развития производительных сил общества, рост производительности труда. Социальный прогресс представляется как изменение социальных отношений, которое ведет к росту социальной свободы и социальной справедливости, создает более, благоприятные условия для развития человека. Прогресс невозможен без нравственного, духовного самосовершенствования человека.
В XX в. с его мировыми войнами, жестокими тоталитарными режимами, техногенными катастрофами число безоговорочных сторонников прогресса сократилось, но сама идея прогресса выжила. Стала очевидной многомерность, противоречивость прогресса. Оказалось, что у великих достижений могут быть побочные эффекты, неприятные, отрицательные последствия. Например, прогресс в познании физического мира и освоении атома дал, с одной стороны, электричество, принес тепло и свет в наши дома, а с другой — привел к созданию ядерного оружия, способного уничтожить все человечество. В поиске универсальных критериев прогресса важно исходить из того, что прогресс — не цель, а только средство всестороннего развития человека, его счастья. Все прогрессы хороши, если они для человека, а не человек для них.
Подводя итог, можно сказать, что проблема прогресса сложна и многоаспектна. Приведенные точки зрения позволяют выделить в качестве универсальных его критериев следующие:
способность человечества противостоять энтропии, саморазрушению;
увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, инновациям;
степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования.
Список литературы
1. Белокрылова О. С., Михалкина Е. В., Банникова А. В., Агапов Е. П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
2. Касьянов В. В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.
3. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.
4. Кравченко А. И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.
5. Курбатов В. И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.