ПЛАН РАБОТЫ:
Введение
Раздел I. Молодёжная преступность, причины её возникновения
1.1. Социальные предпосылки преступности среди молодёжи
1.2. Разработка проблем преступности среди молодёжи в отечественной социологии
Раздел II. Молодёжная преступность в условиях мегаполиса
2.1. Молодёжная преступность в современной России
2.2. Молодежная преступность в условиях мегаполиса
Выводы
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
Коренные социально-экономические и социально-политические изменения, происходящие в России с конца 80-х гг. XX века, оказывают сильнейшее влияние и на сферу духовной жизни, порождая, в частности, такие масштабные и опасные явления, как «ценностный разлом», распад общества на отдельные социокультурные пространства, утрата самоидентичности и конфликт поколений.
В этих условиях критически важной становится способность общества к обеспечению самосохранения, саморазвития и системной целостности. Уникальным потенциалом для решения данной задачи обладает такой многоплановый, комплексный и неоднозначный феномен, как культура, формирующая мировоззрение личности, ее ценностные ориентации, взгляды, установки и транслирующая от поколения к поколению знания, идеи, традиции, эмоционально-художественные образы и т.п.
Состояние культурной среды современного российского мегаполиса сегодня крайне противоречиво. С одной стороны, несомненны проявления культурного кризиса, в особенности свойственного молодежи. Можно объективно констатировать деформацию процесса преемственности национальных культурных традиций, культурную стагнацию и даже определенный культурный регресс. Молодежь оказалась наименее защищенной в культурном отношении категорией населения и в значительной степени попала в своеобразный духовный вакуум, заполняющийся различного рода влияниями, разрушающими традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур народов, населяющих территорию России и всегда широко представленных в многонациональном мегаполисе. Основным источником упомянутых влияний является так называемая «массовая культура» стран Запада, порожденная переходом от ценностно-ориентированного общества к целевому рационализму, связанному с торжеством бездуховности.
Следствием этого стали, в частности, и такие явления в молодежной среде, как социально-политическая инфантильность, утрата национальной культурной идентичности, индивидуализм и эгоцентризм, девиантное поведение, воинствующий национализм, замена подлинных культурных и духовных ценностей суррогатными и т.п.
С другой стороны, весь опыт исторического развития России за последние сто лет свидетельствует о богатстве и жизнестойкости отечественного культурного наследия, о способности российской культуры к развитию даже в критических условиях, о ее непреходящем глубинном влиянии на массы населения страны, в том числе и на молодежь. Степень этого влияния в наши дни может быть существенно увеличена путем выдвижения и реализации государственными и общественными институтами конкретных культурно-воспитательных целей и задач, координации усилий государства и общества при выборе эффективных организационно-управленческих форм культурно-воспитательного процесса и т.д.[1]
Соответственно этому основная задача российской социологии в сложившейся социокультурной ситуации состоит в обеспечении государства и общества такими знаниями, идеями, теориями, практическими программами, которые способны не только отразить и объяснить происходящие в сфере культуры процессы, но и помочь восстановлению утраченного культурного пласта, при решении задач культурного строительства и культурного воспитания.
Раздел I. Молодёжная преступность, причины её возникновения
1.1. Социальные предпосылки возникновения преступности среди молодёжи
Особое внимание в наше время, несомненно, должно уделяться молодежи, на которой сегодня лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей в условиях крайне болезненных для общества социальных трансформаций, за цивилизованную культурную интеграцию России в глобализирующееся мировое сообщество.
Среди различных видов современной преступности наиболее актуальными остаются преступления, совершаемые против личности, и посягательства, направленные на имущество граждан. При этом следует отметить, что значительная часть общественно опасных деяний указанной категории совершается на улицах городов. Наиболее остро вопрос уличной преступности стоит в городах-мегаполисах, таких, как Москва и Санкт-Петербург.
Говоря об уличной преступности, важно указать и такие ее особенности, как массовость, сравнительно небольшой процент раскрываемости, высокую латентность, на что влияет не только количество населения крупных городов, но и высокий уровень миграции, присущий данным регионам. Об этом свидетельствует и уголовно-правовая статистика, в соответствии с которой ежегодно примерно каждое 10 преступление совершается на улицах, площадях, в парках или скверах больших городов.
По мнению некоторых ученых-криминологов, с учетом искусственной и естественной латентности можно говорить, что на долю уличной преступности приходится и каждое 6-7 преступление, совершенное в городе.
Современная преступность с каждым годом становится все более жестокой. Это присуще и преступлениям, совершаемым на улицах городов. Нередко они сопряжены с насилием в отношении жертвы. Существующие социальные проблемы общества (повсеместное семейное неблагополучие, кризис школьного и профессионального образования, отсутствие здоровой системы досуга молодежи, наркотизация и др.) способствуют вовлечению в орбиту уличной преступности все большего числа молодежи. Особое значение при совершении рассматриваемых преступлений так же играет и виктимность жертвы, которой чаще других становятся наименее защищенные граждане общества – дети, подростки, женщины, пенсионеры.
В то же время, в особенности с учетом отечественных исторических и культурных реалий, очевидно и самостоятельное научно-практическое значение социологического изучения проблем молодежной культуры мегаполисов (в особенности Москвы – столицы Российской Федерации). Мегаполисы – это исторические, духовные и культурные центры, несущие повышенное бремя ответственности за сохранение государственного национально-культурного суверенитета, обеспечение преемственности культурных традиций, воспитание интеллектуальной элиты нации.
Проблемная ситуация заключается в том, что с конца 80-х гг. в связи с социальными трансформациями и связанным с ними системным кризисом нарушена преемственность национальных культурных традиций, имеют место кризисные явления в культуре, культурном воспитании, культурном развитии молодежи. Особенно глубоко эти процессы затронули российские мегаполисы, откуда они распространяются по всей стране.
В общественном сознании молодежи происходят существенные перемены, изменяются ценностные ориентации. Культурное развитие, культурные запросы молодежи не всегда соответствуют как предложению со стороны традиционных институтов культуры, так и общественным представлениям о подлинных культурных ценностях.
Проблемная ситуация характеризуется также следующим рядом факторов:
- кардинальными изменениями государственного устройства и социально-политической ситуации в стране;
- кризисными явлениями в сфере макроэкономики и, как следствие, ухудшением экономического положения подавляющей части населения;
- снижением качества образования, воспитания, криминализацией общества и молодежной среды;
- сокращением доступности культурных благ для значительной части молодежи;
- утратой высоких идеалов, падением уровня духовности общества, заменой их стремлением к материальным благам и удовольствиям;
- отсутствием авторитетных массовых общественных молодежных организаций, способных консолидировать общество, объединять и воспитывать на положительных образцах подрастающие поколения.
В российских мегаполисах, как и в России в целом, продолжается процесс формирования новой молодежной культуры. Необходимы существенные коррективы, как в концепции, так и в механизме реализации государственной молодежной культурной политики.
Проблема заключается и в том, что нереализованный культурный потенциал молодежи тормозит духовное и материальное развитие государства и общества.
Фундаментальное противоречие между потребностями и возможностями молодёжи, может быть конкретизировано применительно к несовершеннолетним в современном российском обществе:
- противоречие между целями, к которым общество призывает стремиться подростков, и теми легальными возможностями, которые оно им предоставляет для их достижения;
- противоречие между расширением возможностей выбора в различных сферах жизнедеятельности и сужением легальных средств реализации этих возможностей;
- противоречие между расширением потребностей в квалифицированном, престижном и высокооплачиваемом труде и ограниченными возможностями их удовлетворения;
- противоречие между стремлением к богатству и ощущением невозможности его достижения легальными способами;
- противоречие между необходимостью усиления социальной и правовой защиты несовершеннолетних и ограниченными материальными возможностями общества.
1.2. Разработка молодёжных проблем в отечественной социологии
Первый этап формирования отечественной социологии молодежи охватывает 20-30-ые годы XX века. В эти годы к изучению молодежи обратились педагоги, социологи, психологи. Было опубликовано до 300 трудов о молодом поколении, проведены многочисленные социологические исследования проанализированных ученических произведений, писем в редакции газет, личных дневников, автобиографий и других документов, которые отображали реальные достижения и трудности, разнообразные проблемы молодежи тех времён. Самые глубокие исследования были проведены Выготским Л., Рубинштейном Г., Колодной О.