Смекни!
smekni.com

Молодежь: концептуализация понятия (стр. 5 из 17)

Общим же является то, что почти 80% юношей и девушек ощущают в той или иной степени страх перед своим будущим, Молодое поколение наиболее опасается перспективы возникновения и функционирования криминального государства в России, массовой безработицы, гражданских волнений, эколо­гических и техногенных катастроф, полного краха экономики.

Очевидно, что в условиях нестабильности жизни общества и личности, ко­гда молодежь не может реализовать свою трудовую, диалогическую и творче­скую природу, на первый план выступают биологическая и трансцендентная подструктура сущности человека. В силу этого, как показывают социологиче­ские и социально-психологические исследования ведущими социальными разновидностями духовного состояния молодежи в России можно считать эгоистический акти­визм и такие превращенные формы, как «этизм» (когда нравственные идеалы понимаются и воспринимаются утилитаристически), «эстетизм» (фетишизация красоты, признание ее внешних признаков за совершенство, как символа вечного богатства, моды или престижа), различные религиозные состояния, а так­же «праксизм» (абсолютизация духовно-практических элементов жизни лич­ности, при которой существование человека подчинено миру вещей).

Состояние эгоистического активизма, как правило, возникает с момента самоизоляции личности, которая связана с «затуханием» социальной ответ­ственности или анемией коммуникабельности, общительности. Противоречия между личностью и социальными институтами, общественными организация­ми, разрыв между ожиданиями, желаниями человека и нормами, предписыва­емыми социальной системой, структурой (восприятие их как чуждых и враж­дебных) дополняются специфическим восприятием окружающего социального и культурного мира как чуждого, враждебного. Духовное отчуждение получает определенное выражение в социальных установках, ценностных ориентациях, сознании и самосознании личности (чувство изоляции, состояние одиночества, скуки, тоски). Кроме этого, ситуация опасности (административной или уго­ловной ответственности, негативного общественного мнения) порождает у личности психическое состояние тревожности, предрасположенность к защитному поведению, часто неадекватному, неразумному проявлению напряженно­сти повышенную внушаемость, пониженный уровень мотивации, притупление контролирующих процессов сознания и самосознания.

Эгоистический активизм может проявляться в различных формах. Одна из них связана с имитационными формами, различного рода псевдоактивиостью, в результате которой возникает лишь видимость участия и выражения челове­ком своей гражданской позиции. В этом случае он выступает как ложный активизм, ибо основан на конформистских элементах сознания личности. Другая форма — агрессивный активизм — связан с асоциальной деятельностью лич­ности по удовлетворению своих материальных и духовных потребностей. Еще Аристотель с эгоистической активностью связывал такие элементы души, ко­торые относятся к страстям (злоба, злобная зависть, злость, наглость, често­любие, злорадство, бесстыдство).

Социальная установка «цель оправдывает средства», лежащая в основе эгоистического активизма, предполагает использование любых средств для достижения поставленной цели, начиная с псевдореволюционной фразы, са­мой циничной демагогии и кончая геноцидом. Именно данная парадигма по­зволяет утверждать о деструктивной разрушительной природе эгоистическо­го активизма. Способность эгоистического активизма к социальной мимикрии требует постоянной готовности противодействия ему, в какой бы форме он не проявлялся: от ницшеанского «сверхчеловека», воплощенного в образе фаши­ста, счастливчика ковбоя Джона, «делового» Ивана, ставшего миллионером, до «хиппи» в американской или российской упаковке и интеллектуального ка­рьериста, попирающего нормы человеческого общежития.

Преодолеть деструктивные духовные состояния на личностном уровне мож­но лишь посредством формирования гражданской активной жизненной по­зиции как высшего уровня развития духовно-практического состояния лич­ности. Последнее возможно только при последовательном, радикальном реформировании всех сфер жизни индивида и общества. Первейшим услови­ем ограничения тенденции маргинализации духовного состояния личности яв­ляется установление экономической, политической, духовной и социальной стабильности, ликвидация отчуждения личности.

Формирование духовности молодежи происходит не стихийно (но элемент стихийности нельзя исключать), а осуществляется на основе общих закономер­ностей, которые отражают ее зависимость от:

- комплексности воздействия на личность всех звеньев ее природного и социального окружения, от множественности внешних и внутренних оснований;

- содержания и конкретного проявления состояний сознания общества;

- характера субординации осознаваемых и неосознаваемых психических состояний, состояний сознания и самосознания личности;

- характера общения личности с другими людьми и многообразия форм ее активности;

- образа жизни личности, ее социального статуса и социальных ролей.

Кроме этого содержательное богатство духовности личности зависит от качества и количества социальных связей и отношений, их глубины и интен­сивности, а устойчивость — от ее соответствия характеру предметно-практи­ческой деятельности личности.

Духовность формируется и проявляется в социально полезной деятельно­сти, прежде всего в труде. Это особенно важно подчеркивать молодежи в со­временной России, поскольку пропаганда общественно полезного и значимого труда в стране отсутствует. Молодое поколение необходимо учить работать. В безделии или криминальной деятельности, в прожигании жизни или попро­шайничестве духовность не появится.

В современном российском обществе постепенно возникают параллель­ные ценности. Одна, своего рода стереотипная, «главное — творческий труд»; другая — «утверждение себя как личности только в сфере досуга и потребле­ния». Эта новая идеология поощряет молодого человека к всевозможным лег­ким и дорогим развлечениям, бездумной трате денег, поиску путей их легкой и быстрой, в том числе и криминальной, добычи.

Честный общественно полезный труд в сознании молодежи все более вы­тесняется ценностями материального успеха и обеспеченностью, досуговыми предпочтениями. Нельзя не согласиться с мнением специалистов, что общая тенденция в изменении отношения к труду по-прежнему связана с падением в обществе ценности честного труда в целом. Приоритет отдается не интен­сивному труду с высокой творческой отдачей и профессионализмом работни­ка, а «некоторой деятельности», направленной лишь на получение большой при­были (любыми средствами, включая и незаконные, криминальные действия}. Принцип «работа не нравится, но она нужна» преобразовался у части подрост­ков в позицию: «где бы не работать — лишь бы хорошо платили». И все же почти 40% юношей и девушек считают: «наряду с хорошим заработком важен и смысл работы». Мнения «хороша для меня та работа, где я могу принести больше пользы» придерживается не более 10-15 % молодежи (данные ИСЭП РАН, 2000 г.). Очевидно, что новая идеология, мотивация в сфере труда у мо­лодежи может привести к еще большему иждивенчеству, безответственности за результаты своей деятельности, в конечном итоге — к неэффективности общественного производства в целом.

Становление духовности человека, начиная с Гегеля, прямо связывается с образованием. Именно в процессе образования, получения знаний молодой человек, обретая новые миры, обретает и свое «Я». Данное положение под­тверждается и результатами социологических опросов, в том числе проведен­ного автором опроса студентов Санкт-Петербургского государственного уни­верситета технологии и дизайна в 2000 г. На вопрос «Каковы ваши мотивы поступления и обучения в вузе?» (без предварительно данных вариантов отве­тов) более 50% респондентов назвали мотивы духовного плана: саморазвитие (30%), расширение кругозора (26%), самоутверждение (23%), интересное об­щение (23%).

Гражданское патриотическое воспитание молодежи.

Приведенные факты, данные статистики и результаты опросов говорят не только о серьезных деформациях и противоречиях в ценностных ориентациях молодежи, но сви­детельствуют и о необходимости воссоздания системы гражданского, патри­отического воспитания как особого рода деятельности государства, коррек­тирующей стихийные процессы в сознании и поведении молодых россиян.