Если политика правительства не изменится и экономический кризис обострится, расширятся масштабы безработицы, из-за военных конфликтов и нерешенных национальных проблем увеличится поток беженцев, активизируя миграционные процессы, то масштабы беспризорности достигнут уровня 1922-26 годов (6-8 млн беспризорных детей).
Все названные явления и процессы определяют пессимистический прогноз в отношении роста преступности среди подростков и молодежи на первое десятилетие XXI века, а также увеличение границ социального сиротства.
Учитывая неблагополучное состояние генофонда (состояние здоровья детей и подростков) и специфику объективных условий, когда негативные социальные обстоятельства, воздействуя на молодежную популяцию и «выбирая» тех, кто менее адаптирован, менее приспособлен к жизненным неурядицам (в силу конституционных особенностей нервной системы, психических свойств, физических аномалий), не исключена в перспективе выраженная социальная патология, проявляющаяся в асоциальном и антисоциальном поведении молодого поколения. Специфика общественных условий (усугубление деструктивных процессов в экономике, политике, снижение уровня жизни, деформации в общественном сознании людей, изменение социально-психологических установок и т. д.), а также выраженные фоновые изменения в генетическом коде популяции из-за экологического неблагополучия, длительного нарушения медицинских норм питания позволяют прогнозировать более интенсивный рост молодежной и подростковой преступности в индустриальных центрах страны и в России в целом по сравнению с другими странами мира.
Интегральная оценка качества молодого поколения. Комплексный анализ положения и качества подрастающего поколения позволяет заключить: инновационный общественный потенциал остается невысоким. Качество будущего экономически активного населения уже серьезно деформировано в демографическом, медико-биологическом, социальном и социально-психологическом отношениях. Системный кризис и деструктивные тенденции в российском обществе (политика, экономика, духовная и социальная сферы) значительно превысили защитные механизмы подрастающего поколения. Нерешаемые сегодня молодежные проблемы уже завтра потребуют значительно больших капиталовложений для решения (ликвидации, нейтрализации) проблемных ситуаций. Даже если удастся избежать, в результате принятия превентивных мер, социальных катаклизмов в молодежной среде, активизировать на местах деятельность властных структур и общественных организаций в решении острых проблем подрастающего поколения, потребуется достаточно много времени для стабилизации обстановки, улучшения качества молодого поколения.
Многие процессы носят необратимый характер и во многом определят качество человеческого потенциала, генофонда и экономическое положение России в мировом сообществе в XXI веке.
В современном мире внимание общественности привлечено к проблеме обеспечения устойчивого, без экологических и социальных катаклизмов, развития человечества, к гармоничному функционированию триады «природа-население-хозяйство». Решение этой проблемы требует признания новой парадигмы взаимоотношений молодежи и общества, новой парадигмы общественного воспроизводства, в которой воспроизводство продукции и услуг выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей и окружающей среды с определенными, заранее заданными качествами. Критерием развития общества становится повышение качества среды обитания, и главное — населения, качества человеческого потенциала. Успешное решение социально-экономических вопросов напрямую будет зависеть от жизнеспособности, качества нынешней молодежной популяции (демографических и медико-биологических параметров, образовательного, профессионального, культурного уровней, трудоспособности и гражданской зрелости).
Каждое новое поколение несет в себе два вида качеств, представленных по-разному: одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие — «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование качеств обоих видов идет одновременно, но при необходимом доминировании одного из них. Если доминирует процесс формирования «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замедляется. Для выхода страны из системного кризиса необходимо активизировать формирование «перспективно-воспроизводящих» качеств и свойств молодого поколения.
В перспективе, в условиях интенсивной трансформации общественной системы роль подрастающего поколения будет все более возрастать. Именно молодежная популяция должна стать носителем новых «перспективно-воспроизводящих» свойств, необходимых для качественного обновления существующих общественных отношений на пути к цивилизованному рынку, правовому и демократическому обществу.
Социальная напряженность в отношениях молодежи и общества
Общество в лице его различных социальных институтов и организаций призвано содействовать молодежи в получении образования, социально-профессиональной позиции, в приобретении жилища, семьи, предоставлении возможности самореализации и социальной безопасности.
Если молодежь постепенно получает все жизненно необходимое, она успешно интегрируется в существующие общественные структуры, что не всегда устраняет у нее чувство отчуждения. Если же отдельные слои молодежи встречают на своем пути препятствия, не позволяющие им интегрироваться в общество, адаптироваться к его институтам, возникает социальное напряжение. Молодежь тогда либо обращается к девиантным формам поведения, либо пытается создавать социально напряженные ситуации.
Под социальной напряженностью понимается особое состояние взаимоотношений между социальными общностями или общностями и социальными институтами, для которого характерны явные (или скрытые формы) противоборства, вызванные ущемлением интересов одной из сторон. Если рассматривать социальную напряженность в рамках конфликтологической теории, то ее следует определить как «предвестник» конфликта. Социальная напряженность проявляется, когда потенциально кризисные явления еще не сложились в полной мере и четко не обозначились противоборствующие субъекты. Это состояние характеризуется назреванием конфликта и выражается в различных формах социального недовольства и протеста, не достигших пока стадии явного конфликта.
Сущность, типы, динамика социальной напряженности. Предпосылкой эмпирического изучения напряженности является решение ряда взаимосвязанных исследовательских задач: определение сущности социальной напряженности в отношениях молодежи и общества, типологизация социальных напряженностей, определение динамики развития разных типов напряженности и определение стадий ее динамики. Перечисленные задачи носят теоретически-методологический характер. От их решения зависят возможные методы изучения социальной напряженности.
В самых общих чертах сущность социальной напряженности в отношениях молодежи и общества я определяю как тенденцию к нарушению равновесия в балансе обмена между молодежными группами и определенными общественными институтами, организациями, а также нарушения выполнения сторонами взаимных обязательств, взаимных ожиданий. Поскольку социальная напряженность — это тенденция, на нее можно влиять, ею можно управлять. Ее потенциал можно направить в созидательные или разрушительные формы взаимодействия между группами людей.
В каждом обществе исторически складываются, в явном или неявном виде применяются особые системы норм и правил, регулирующих обмен между разными категориями молодого поколения и разными социальными институтами. На системах норм и правил базируются социальные ожидания молодежи и взаимодействующих с ней других общественных субъектов. Выход из системы норм и правил, их нарушение любой из сторон является основой формирования социальной напряженности и социально напряженных ситуаций. Другой возможной основой выступают нарушения в выполнении взаимных обязательств молодежи и различных социальных институтов.
Для определения динамики социальной напряженности важно выработать представления о ее сути, определить ее типы и разновидности.
Можно говорить о трех типах напряженности: стихийной и непроизвольно возникающей, индуцированной; провоцируемой и конструируемой; сочетающей свойства двух первых (естественно-искусственной). У каждого из обозначенных типов существуют своя динамика, скорость, темпы развития. Для естественной, стихийной напряженности характерно медленное становление и развитие. Индуцированная напряженность может быть неожиданной, взрывной. Сочетание «естественности» и «искусственности» в формировании социальной напряженности ускоряет ее прохождение через все стадии.
Социальные напряженности (социально-напряженные ситуации) следует типологизировать по силе их возможного воздействия на общественную жизнь. Исходя из этого критерия, я выделяю напряженности, угрожающие обществу в целом; социальному порядку в его отдельных сферах (политической, экономической, культурной); положению на отдельных территориях, предприятиях, в отдельных коллективах. Можно также говорить об угрозах социальному порядку в отдельных регионах, городах. В XX веке в разных странах молодежь неоднократно создавала социально напряженные ситуации, которые переходили в острые столкновения с властными структурами и создавали угрозу обществу на всех уровнях его организации.
В литературе не существует общепринятых и детально разработанных представлений о динамике социальной напряженности. Очевидно, что такие представления логически связаны с общей трактовкой исследуемого явления. В моем понимании она является свойством сознания отдельных социальных групп и формой коллективного поведения некоторых субъектов общественной жизни.