При опросах используются как анкеты, так и различного вида интервью – устные опросы. Число вопросов в анкете, как правило, должно быть ограничено, примерно 10-20. Они могут быть «открытые», когда респондент самостоятельно формулирует ответ, или «закрытые», т. е. имеющие предполагаемые варианты ответов на вопросы. Каждый из видов вопросов имеет свои плюсы и минусы. Ответы на открытые вопросы трудно подвергаются обработке. В случае закрытых вопросов в определенной степени ограничивается свобода респондента. В анкете обязательна «паспортичка», т. е. вопросы о статусных характеристиках респондента.
«Паспортичка» в анкетах необходима для первичной обработки. Предварительная подготовка к обработке собранных анкет включает в себя: проверку на точность, полноту и качество заполнения, исходя из которой производится их отбор для обработки; кодирование информации для обработки на ЭВМ, при этом используются порядковая или позиционная система кодирования. После этого составляются таблицы, матрицы и т. д.
Заключительный этап социологического исследования представляет собой обобщение собранного материала, его интерпретацию. Оно приводит к выводам, которые опровергают или подтверждают рабочие гипотезы, выдвинутые в программе исследования. В результате социологического исследования наряду с новыми теоретическими положениями могут содержаться практические предложения по совершенствованию методики исследования, а также формулируются новые социальные проблемы, т. е. появляется новое «знание о незнании».
Социологическое исследование, будучи взаимосвязанным с социологической теорией, в поисках истины должно исходить из принципов объективности, всесторонности и репрезентативности. Принцип объективности обуславливает достоверность получаемой информации, критический подход к ней. Принцип всесторонности связан с комплексным подходом к изучаемому явлению и позволяет избежать ошибочных суждений, поспешных выводов и непродуманных действий, которые чаще всего оказываются результатом одностороннего подхода. Принцип репрезентативности, представительности, типичности необходим при составлении выборки как в случае проведения опросов, так и при изучении документов и в ходе наблюдения. Единство социологической теории и социологических исследований позволяет углубиться в сущность жизни и поведения человека, а также рационально воздействовать на эти сложные социальные процессы. Таким образом, прослеживается взаимосвязь познавательной и методологической функций науки.
Идеология – совокупность идей и взглядов, в которых отражается и оценивается социальная действительность с точки зрения интересов конкретных социальных слоев общества. Социология и идеология имеют много общего. Во-первых, они имеют один и тот же объект – современное общество – и отражают его в обобщенной форме. Во-вторых, опираются в своем развитии на имеющийся мыслительный материал об обществе. В-третьих, они используют в основном одни и те же понятия. Социология и идеология имеют не только общие черты, но и в определенной мере взаимопереплетаются. Это обусловлено тем, что они являются элементами теоретического уровня общественного сознания. Идеология формирует идеи о социальных ценностях, выдвигает мыслительные конструкции будущего общества, утопии, в рамках которых вырабатываются представления о «всеобщем» идеале. В определенных условиях они могут выступать в качестве гипотез в социологии.
Общие черты социологии и идеологии и некоторое их взаимопереплетение, а главное, коренные интересы высшего слоя «коммунистической» партократии привели в нашей стране и в ряде так называемых «социалистических» стран к распространению тезиса о марксизме–ленинизме как «научной идеологии». Выпускались книги с названиями: «Марксистско-ленинская социология» и «Буржуазная социология». В действительности, наука не может иметь классовый характер, выражать интересы той или иной социальной группы, это – свойство идеологии . Изучая социологию, необходимо отличать научные положения, объективно отражающие действительность, от идеологических мифов и политических лозунгов, в которых реализуются интересы тех или иных социальных слоев общества.
В России последних веков, за исключением 1917–20-х годов, господствовала главным образом идеология феодализма. В XX в. менялась только форма идеологии, а для ее содержания было характерно принижение человека, сдерживание развития его свободы, в том числе свободы мысли.
Сохранение феодальной идеологии было обусловлено феодальными производственными отношениями. В России XIX-XX вв. предпринималось несколько попыток их преодоления. Первая – это отмена крепостного права, она способствовала появлению новых очагов капитализма в стране, но капиталистическая общественная система во II-ой половине XIX в. не сформировалась. Вторая – столыпинская реформа, она увеличила товарность сельскохозяйственного производства, но тоже не привела к ликвидации господства феодальных производственных отношений, к преодолению внеэкономической зависимости основной части тружеников от хозяев, от помещиков, от фабрикантов, которые не покупали рабочую силу за соответствующую ей плату, а в виде мизерной зарплаты компенсировали лишь часть средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы. Третья – февральская буржуазно-демократическая революция (1917 г.), которая должна была привести к смене феодальных производственных отношений буржуазным способом производства; но недостаточная численность, слабость российской буржуазии и ряд других объективных и субъективных факторов, в том числе организованность большевистской партии, привели в том же году к октябрьской политической революции. Четвертая - новая экономическая политика, в начале двадцатых годов, с помощью которой руководство большевиков пыталось найти необходимые стимулы для развития экономики России.
В октябре 1917 г. к власти в России пришли люди, «штурмовавшие небо», как говорил о деятелях Парижской Коммуны К. Маркс. Они хотели построить новое, справедливое общество социального равенства тогда, когда для этого не было соответствующих условий. В их идеологии, как и в любых идеологиях, было много заманчивого, утопичного. Эта идеология провозглашала равенство, демократию, свободу, справедливость, гласность, идею научного управления общественным развитием. Реализации этих идей могла способствовать социология, и она начала развиваться в первые годы Советской власти. Значительное распространение получают социологические исследования. В 1919 г. был образован социобиологический институт, в задачу которого входило исследование сущности человека, появились кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах. В 1920 г. в Петроградском университете было создано социологическое отделение под руководством Питирима Сорокина. В то время издавалось значительное количество социологических публикаций.
Ситуация серьезно изменилась во второй половине 20-х годов, когда некоторые публицисты, выражающие интересы господствующей идеологии, стали считать социологию буржуазной лженаукой. С отменой новой экономической политики в СССР начинает складываться общество, основанное на государственно-феодальном способе производства с элементами социализма, прикрытого коммунистическими лозунгами. Идеология этого общества по форме была коммунистической, по содержанию – государственно-феодальной. Она выражала коренные интересы высшего руководства партии и государства, являвшегося особым слоем социально-классовой структуры. Его представителей можно назвать государственными феодалами. Они от имени государства распоряжались, владели и пользовались средствами производства и природными богатствами России. От них, как от феодалов, зависели судьбы трудящихся, которым в виде зарплаты или оплаты трудодней платили не в соответствии с их трудом, а давали столько, сколько необходимо для простейшего воспроизводства рабочей силы. А сами они как феодалы получали доходы в виде ренты, т. е. в виде различных привилегий. В политической жизни общества утвердился тоталитаризм, сковывающий инициативу человека, не допускавший расширения демократии, гласности и плюрализма. В социальных отношениях существовал классовый антагонизм между трудящимися и государственными феодалами, который, в конечном счете, и привел к коренным политическим и социокультурным изменениям общества, начиная с 1987 г., т. е. с перестройки, и особенно, с августа 1991 г., т. е. с буржуазно-демократической революции.
В духовной сфере феодализма, в том числе и государственного феодализма, господствующее положение занимает идеология, а не наука. В общественное сознание внедрялись различные мифы, утопии фальсифицированного марксизма, «мозги затуманивались» идеологическими клише и политическими лозунгами, выражавшими интересы и заблуждения правящего класса советского общества. Культивировались «коммунистические» традиции, обряды, ритуалы, которые массами выполнялись формально. Учение о социализме преподносилось часто догматически, подобно религиозному учению. Как и в любом феодальном обществе, имело место возвышение личности первого руководителя государства.
Идеология и социология были взаимосвязаны в нашей стране и в 60-80 гг., но характер этой взаимосвязи изменился. В начале указанного периода началась «оттепель» в общественной жизни общества, некоторые, хотя очень незначительные, переориентации в господствующей идеологии. Они привели к тому, что в прошлое ушел тезис о «социологии как буржуазной лженауке» и возобновились социологические исследования, хотя они проводились под контролем партийных комитетов. Социология, социологические исследования стали использоваться для пропаганды и распространения господствующей идеологии.
Социология и идеология, несмотря на их взаимосвязь, качественно отличаются друг от друга. Во-первых, идеология, как мы отмечали, выражает интересы, отражая действительность такой, какой она кажется, а социология отражает действительность такой, какая она есть. Во-вторых, они имеют разные социальные функции. Идеология объединяет определенный социальный слой общества для достижения политических целей. Если же она господствует в обществе, то выполняет функцию идейного обеспечения механизма поддержания стабильности общества. Она играет существенную роль в классовых отношениях, которая проявляется в идеологической борьбе. В-третьих, они различаются по характеру отражения социальной действительности. Идеология выдвигает идеи, лозунги, часто формирует мифы, умозрительные утопические конструкции. Социология представляет собой систему категорий, закономерностей, принципов, методов исследования, формирует научные положения.