· странное, эксцентрическое поведение;
· отсутствие "тормозов";
· галлюцинации;
· "психологическая зависимость".
· Инъекции: растворы героина, опия, морфина, кетамина, реланиума, первитина, эфедрона.
· Принимают внутрь: кофеин, нозепам, ЛСД, фенамин, дексамфетамин, экстази, эрготамин, мескалин, псилоцибин, барбитураты (нозепам, реланиум, элениум), седуксен, промедол, фенобарбитал.
· Нюхают: морфин, кокаин.
· Курят: марихуану (другое название этого наркотика -анаша, "травка"), "крэк" (термостабильная субстанция кокаина).
· Кладут под язык: морфин.
26 июня — Всемирный день борьбы с наркоманией. В этот день весь мир говорит о том, что современное общество заражено тяжелейшей психической болезнью, которую надо лечить. Карательные меры не решают проблемы, хотя у представителей российской государственной власти на этот счет иное мнение.
Наркомания уже обрела статус социальной болезни. Она прогрессирует и поражает все слои населения. Никто достоверно не знает числа заболевших — официальные показатели можно назвать вершиной айсберга. Одни говорят, что эти цифры можно смело умножать на десять, другие — на пятьдесят. 97 процентов ВИЧ-инфицированных — наркоманы. Это болезнь молодежи, каждый десятый потребитель наркотиков — подросток до 18 лет. Специалисты утверждают, что не осталось ни одной школы, вуза, техникума, в которых не было бы подростков, больных наркоманией.
Государство пытается бороться с наркоманией, так, как умеет, как считает нужным. В сентябре 1999 года правительством РФ была принята программа “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту”. Участвуют в ней органы здравоохранения, просвещения, а также органы внутренних дел. Наблюдается устойчивый рост тяжких преступлений — по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось в 3,5 раза. Наркобизнес меняет свои черты: наркотики из растительного сырья уступили место синтетическим, которые не надо готовить. Поэтому притонов все меньше, а употребление наркотиков становится индивидуальным.
Кто же он, наркоман, — преступник, которого надо ловить, сажать в тюрьму, или больной, которого надо лечить? Что заставляет его рисковать?
Наркомания — биологическая, прогрессирующая и смертельная болезнь. Период кайфа очень короток — 10–12 инъекций героина, 5–6 месяцев употребления опия. Затем наступает физическая зависимость, при которой наркотик становится лекарством, а наркоман — инвалидом. В отношении больного не должно быть понятия “виноват”. Наркобизнес — это другое дело.
Наркомания — это болезнь, ее надо лечить. Она страшна тем, что растет как снежный ком: когда перестают действовать более легкие наркотики, наркоман переходит на тяжелые, в конечном счете это приводит к гибели тысяч молодых людей. Сегодня наркоманы ушли в подполье. К этому привели запретительные меры, к которым от бессилия прибегают наши правоохранительные органы. Силы общества должны быть направлены на то, чтобы из наркоманов сделать не врагов, а союзников врачей и милиции”.
Среди борцов против наркомании бытует мнение, что наркоманы не хотят лечиться. Это неправда. Правильнее было бы поставить вопрос так: где и как можно лечиться? У многих ли есть деньги на это?
Во всем мире избавлением от наркозависимости занимаются медицинские учреждения разных форм собственности, где обеспечивается анонимность. Разрешительным документом для лечения таких больных является квалификация и профессионализм медицинского персонала.
Самое сложное в лечении наркомании — психологическая зависимость. Государственных реабилитационных центров у нас нет. Этим занимаются частные клиники. Но много ли найдется пациентов, готовых заплатить за услуги 30 тыс. рублей и более?
У каждой болезни есть своя причина. У сердечно-сосудистых — стрессы, у онкологических заболеваний — плохая экология, у наркомании — бездуховность общества. Наркомания — крайняя форма духовного кризиса личности.
Наркомания расцветает, когда старые ценности мертвы, а новые еще не созданы. В России нет национальной идеи, модели будущего. Помимо социальных причин есть причины личностные. Это болезнь недолюбленных детей, тех, у кого шаткая психика, нет душевных ориентиров. Ребенка недолюбили, не оценили таким, каков он есть, и в душе поселяются страдание и боль. Наркотики становятся обезболивающим средством.
Можно ли вылечить наркомана? Если рассматривать результаты лечения с позиции гриппа или ангины, то нет. Но это болезнь. Такая же, как и другие. Ее можно сравнить с сахарным диабетом. Больной диабетом — человек, который устроен не так, как все. Но он остается полноценным и здоровым, если не ест сладкого. Лечить наркоманию должна команда врачей-наркологов, психиатров, психотерапевтов, психологов и социальных работников.
Существуют разные методики лечения, но работают только духовно ориентированные программы. Речь идет не о том, чтобы ставить свечки в церкви, а о внутренней духовности человека. Это осознание и понимание целостности мира и своего места в нем, принятие себя и ответственности за свои поступки. Тогда проходит страх и приходит уверенность и радость жизни.
Сейчас во всех развитых странах рост наркомании остановлен. Остановлен благодаря тому, что все силы и средства направлены на профилактику среди здоровых и на лечение больных. Профилактическую работу нужно начинать с детского сада. Необходима большая работа в школах, с родителями. В Америке за души детей идет борьба чуть ли не с пеленок: в игровой форме в детских садах, посредством мультипликации. Работа с детьми не должна носить характер лекций, которые вызывают у них только скепсис. Это должны быть доверительные беседы партнеров. Нужно организовывать досуг молодежи, кружки, секции, студии должны стать доступны всем детям. Необходимо еще в школе выявлять группы риска.
Для борьбы с наркоманией должны объединиться все позитивные общественные силы — духовенство, государство, образование. Пока этим занимаются врачи и милиция. Силовыми методами проблемы не решить. Программа должна работать не на процесс, а на результат.
Наркомания - страшное социальное зло, враг, с которым мы должны бороться всем миром. Особую тревогу вызывает рост числа наркозависимых среди женщин, детей, подростков. Это удар, направленный в наше будущее.
У наркотиков, безнадзорности, детской и подростковой преступности есть альтернатива. Это искусство и спорт, это красота и мир, это здоровый образ жизни.
Дети достойны того, чтобы жить яркой, насыщенной, здоровой жизнью на территории, свободной от наркотиков. За это стоит бороться.