Самым модным наркотиком девяностых стал экстази. Он был завезен в Лондон и на волне хаус-музыки распространился по всему свету, как неотъемлемая часть танцевальных мероприятий. По своему действию представляющий нечто среднее между ЛСД и амфетаминами, экстази позволял сочетать созерцательность и остроту ощущений от светоэффектов с повышением двигательной активности и нечувствительностью к усталости. Свето-музыкально-двигательное восприятие, основанное на обостренной синестезии, сделало его «идеальным» клубно-дискотечным наркотиком. Музыка стала называться кислотной, хаус-эйсид-хаусом, клубы процветали. Вот что говорит лидер группы «TheStoneRoses», участник и очевидец знаменательных событий, Ян Браун: «Меня до сих пор удивляет, как все быстро произошло, в начале 1988 года экстази был доступен только в Лондоне, к концу года его можно было достать в любом городишке. Все бросились записывать музыку, появилась сотня новых лейблов, как будто тысячи людей только и ждали этой таблетки, чтобы приступить к работе, Это было круче чей панк. Все изменилось».
Начиная с конца 1989 года, количество эйсидкомпозиций в национальных, чартах растет в геометрической прогрессии. При этом мало кто себе представлял, как выглядят новые музыкальные гуру: понятие «звезда» на время полностью исчезло. Ди-джек оставались анонимными фигурами, прятавшимися за вертушками. Настоящими героями стали сами посетители клубов. Для новой музыки не была важна личность исполнителя. В клубе можно было танцевать спиной к ди-джею» он не главные, главное - сам процесс. Музыка также избавилась от груза личности автора, став полноправным представителем культуры постмодерна.
Триумф экстази-культуры в Британии пришелся на 1993-1995 годы. Рейвы становились все более популярными, а каус-культура все более демократичной. Конечно, британские власти были не в восторге. Еще в1989 году, когда рейвы были в новинку, полиция начала борьбу с ними. Но после того как. в городке Каслмортон собрался самый массовый на тот момент рейв, заволновалось правительство я вышел закон, запрещающий несанкционированные сборища. И вот в 1995 году состоялся массовый легальный рейв под открытым небом — «TribalGathering» («Племенное сборище»). Революция свершилась и исчерпала себя. Исчезла романтика клубов, если раньше они были «театром, безумия», то к середине 90-х вошли в нормальные капиталистические рамки. Появились суперзаведения типа лондонских «Cream», «Саг wash», «Minietriofsound», Англия в очередной раз в истории контр-культуры сыграла роль колыбели андеграундной революции.
Однако экстази, начав победное шествие по всему миру, добрался и до российских клубов.
Все вышесказанное не означает, что нужно запретить растаманов, рейверов, психоделические выставки и концерты. Если общество имеет моральное право бороться с наркобизнесом, то с модой бороться невозможно, в вей проявляет себя эпоха. Трудно сказать, чем вызвана в конце XX века массовая мода на наркотики. Возможно, в условиях общего кризиса культуры, искусства и религии, в каком-то смысле исчерпавших свой собственные ресурсы, творческий дух ищет искусственные средства существования. Такая ситуация, конечно, не является показателем душевного здоровья человечества, вынужденного для поддержания своей культуры «сидеть на колесах».
4. Литература.
1. А. Г. Макеева «Не допустить беды». (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ») 2003 г.
2. А. Данилин, И. Данилина «Героин». (Москва «Центрполиграф») 2001 г.
3. М. С. Прусс, Л. Л. Кельин, Ю. Л. Мучник, В. М. Володин «Как избавится от наркотической зависимости» (Санкт Петербург «НЕВА», Москва «ОЛМА-ПРЕСС») 2002 г.
4. Министерство образования РФ «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью» (Москва) 2003 г.
5. Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова «Школа без наркотиков» (Санкт Петербург «Образование - культура») 2002 г.
6. А. Г. Макеева «Не допустить беды (15 ответов на трудные вопросы)». (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ») 2003 г.
7. А. Г. Макеева «Не допустить беды (Педагогическая профилактика наркотизма школьников)». (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ») 2003 г.