СОДЕРЖАНИЕ:
1. Каковы основные особенности развития западной социологии во II половине XX века
2. Определение микросоциологии. Теории микросоциологии. Сущность теории символического интеракционизма
3. Выделите вклад в развитие теории символического интеракционализма Дж. Мида и Г. Блумера
4. Основные постулаты теории социального обмена Дж. Хоманса
5. Социальные изменения. Основные подходы к изучению социальных изменений
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каковы основные особенности развития западной социологии во II половине XX века
Основные социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.
Макросоциологические теории рассматривают функционирование общества как единого целого. К основным макросоциологическим теориям относятся: структурный функционализм, конфликтная социология.
Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, где имелись принципы системного исследования общества. Наиболее полно основы функционализма сформулировал Т. Парсонс и Р.Мертон. Опираясь на достижения математики, кибернетики и др. они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.
На основе критики структурного функционализма Т. Парсонса создавались современные конфликтные теории. Все конфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта.
Микросоциологические теории в свою очередь уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся: символический интеракционизм, теории обмена, феноменологическая социология, этнометодология.
Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, А. Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.
Теории обмена. Д. Хоманс провозгласил примат психического над социальным, выдвинул пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих поведение человека. Эти пять положения Д. Хоманс переносит на объяснение всех социальных процессов.
Феноменологическая социология. Огромное влияние на развитие этого направления оказали труды австрийского философа О. Шюца. В центре внимания данного социолога находится проблема того, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире.
Индивиды, согласно феноменологам, контактируют с окружающим миром, познают его с помощью чувств. Однако простого наличия чувств недостаточно для осмысления мира, так как люди сталкиваются с неупорядоченной массой впечатлений, цветов, запахов, звуков. Поэтому люди организуют окружающий мир в явления, а затем классифицируют свой чувственный опыт в виде предметов, обладающих общими характеристиками.
Этнометодология. Представители данной теории считают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причём представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Таким образом, если в XIX – первой половине XX в. были заложены основы социологии как особой науки об обществе, определились её главные направления, то вторая половина XX века характеризуется появлением новых крупных направлений и их борьбой со старыми, создание новых теорий. Предпринимаются попытки отрефликтировать макро - и микротеории и вместе с тем совместить при анализе общества соответствующие уровни знания.
2. Определение микросоциологии. Теории микросоциологии. Сущность теории символического интеракционизма
Социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.
Микросоциологические теории уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся: символический интеракционизм, теории обмена, феноменологическая социология, этнометодология.
Главной проблемой микросоциологии, таким образом, можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами.
Исследователи, работающие в этом ключе считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований — поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.
Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер, А. Роуз, А. Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества.
Сторонники этого подхода считают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательные движения языком, когда слышит жужжание мухи. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки.
Сторонники теории символического интеракционизма анализируют поступки людей в повседневной жизни. Они выявляют значения, которые люди придают своим поступкам, и факторы, обусловливающие эти значения.
Так, с точки зрения создателя теории символического интеракционизма Д. Мида (1863 – 1931 гг.), поведение человека является сугубо социальным, и индивид может стать человеком только в социальной среде. Причём люди одновременно и создают социальную среду и находятся под её воздействием. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых находятся в языке. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов. Чтобы общение продолжалось, каждый вовлечённый в него должен ещё и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т.е. поставить себя на место партнёра.
Теории обмена. «Назад к человеку» - таков лозунг, выдвинутый Д. Хомансом. Он провозгласил примат психического над социальным.
Феноменологическая социология. Огромное влияние на развитие этого направления оказали труды австрийского философа О. Шюца (1899 – 1959 гг.). В центре внимания данного социолога находится проблема того, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире.
Этнометодология. Считают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причём представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда главный тезис этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении».
3. Выделите вклад в развитие теории символического интеракционализма Дж. Мида и Г. Блумера
ГербертМид (1863-1931) - американский социолог и социальный психолог, подлинный основатель символического интеракционизма. Мид учился в Германии и хорошо знал работы М.Вебера. Вместе с тем он продолжал и углублял традиции американского прагматизма Мид был известен при жизни как талантливый лектор, автор множества статей. Посмертное издание и переиздание его лекций и статей, а также фундаментальной работы "Разум, самость и общество" (1934 г.) принесли ему мировую славу. Исходной посылкой для него послужило убеждение в том, что люди реагируют на окружающую среду и других людей в зависимости от значений, символов, которыми они наделяют свое окружение.
Понятие "роль", "принятие роли другого", "принятие роли обобщенного другого" позволило Миду, в отличие от Кули, анализировать не только непосредственные взаимодействия, но и поведение в сложной социальной среде.
Одно из центральных мест в теории Мида занимает понятие межиндивидуального взаимодействия. По мысли Мида, именно в совокупности взаимодействий формируется общество и формируется индивидуальное сознание.
Профессор Чикагского университета разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидов других личностей и развита концепция "обобщенного другого". В известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я.
Один из важных принципов интеракционизма - принцип обретения общности в разговоре, предполагает, что человек создается только в процессе социального взаимодействия, прежде всего речевого, но не до и не после него. Возникающая в ходе такого взаимодействия общность, или социальность, составляет суть человеческой природы, без и вне которой индивид ничто.
Многие идеи Мида совпадали с установками так называемой культурной школы, лидером которой признавался советский психолог Выготский, считавший, что если лишить ребенка многообразия исполняемых ролей, он лишается и своего интеллекта и возможности развивать самосознание.
Выражение символический интеракционизм ныне обозначает несколько направлений социологии и социальной психологии. Оно было пущено в обращение в 1937 г. одним из учеников и последователей Мида Гербертом Блумером, который позднее стал главой второго поколения символического интеракционизма. В его работах теоретические положения символического интеракционизма приобрели логическую стройность и завершенность. Их суть выражается в признании того, что: 1) человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям, 2) эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами, 3) такие значения являются результатом интерпретации символов, окружающих каждого индивида.