Смекни!
smekni.com

Опыт организационно административной работы в учреждениях социальной защиты г. Тольятти (стр. 2 из 11)

Помимо этого в рыночной экономике существуют разнообраз­ные формы частного страхования от социальных рисков — разно­видности добровольного личного страхования граждан. Доброволь­ное социальное страхование граждан относится к системе неком­мерческого страхования как важного элемента функционирования рынка страховых услуг.

Таким образом, в сфере социального страхования существует как рынок страховых услуг, так и система государственного соци­ального страхования, общественный сектор. Частный рынок не обеспечивает полного удовлетворения потребностей населения в страховых услугах. Возникает проблема неполного рынка страхо­вания, когда его покидают неплатежеспособные слои. Обязательное государственное страхование обеспечивает всем социальное страхование как социально значимое благо.

Появление системы социального страхования в России связа­но с принятием следующих законов:

• «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.);

• «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.);

• «О медицинском страховании граждан в Российской Федера­ции» (1991 г.).

Кроме того, нормативными основаниями формирования сис­темы социального страхования были Указы Президента РФ о Фон­де социального страхования в РФ, о негосударственных пенсион­ных фондах, а также постановления Правительства РФ о государ­ственных внебюджетных социальных фондах, к которым относятся:

• Пенсионный фонд Российской Федерации (образован поста­новлением Парламента России от 22 декабря 1990 г.);

• Фонд социального страхования РФ;

• Фонды обязательного медицинского страхования;

• Государственный фонд занятости населения России. Становление в 1991 — 1993 гг. государственных внебюджетных фондов социального страхования привело к сокращению роли го­сударственного бюджета в финансировании социальных расходов.

Так, в 1994 г. объем фондов социального страхования составил 46,7% всех социальных расходов государства, а социальный бюджет был равен 53,3%. В 1995 г. объем фондов социального страхования превысил объем социального бюджета РФ, составив, соответственно, 52,2 и 47,8%.

В течение переходного периода к рыночной экономике в Рос­сии значение государственных внебюджетных фондов социально­го страхования в системе социальной защиты населения возраста­ет. Политика децентрализации государственных социальных рас­ходов ведет к росту региональных и местных социальных бюджетов, внебюджетных фондов и их доли в общих социальных расходах государства. Сегодня доля федерального бюджета в общем объеме государственных социальных расходов составляет 20%, а общая доля региональных бюджетов и внебюджетных социальных фон­дов достигла 80%, в том числе доля фондов социального страхова­ния в общем объеме государственных социальных расходов пре­высила 50%.

1.2. История становления системы социальной защиты.

Принимая на себя обязанность помогать нуждающимся, государство должно выявить лица, которым требу­ется такая защита. Поскольку оно достаточно далеко от этих лиц, а чис­ло их велико, в основание отбора мо­гут быть положены исключительно формальные, анкетные признаки: возраст, величина дохода, рабочий стаж и т.п. Создав вместо привычных - сословных или классовых - социаль­ные группы населения, государство приступает к традиционному распре­делению выделенных на цели соци­альной защиты средств. При таком распределении помощь строится не на основании ее эффективности, но исходя из имеющихся ресурсов, а по­тому нередко оказывается лишенной практического смысла.

Пагубным последствием все­общего выравнивания может стать развитие привычки к иждивенчеству и псевдоравенству. Такая угроза суще­ствует не только в России. В странах Европы и даже в США сложились це­лые группы граждан, поколениями живущих на пособие. В некоторых странах Латинской Америки люмпе­низированные слои населения созда­ли уже не просто банды, но подполь­ные армии, и правительства этих стран всерьез задумываются над тем,

не применить ли к ним те самые «выс­шие меры социальной защиты», о ко­торых говорится в эпиграфе к настоя­щей статье.

Начиная с Древней Руси, как и во всей средневековой Европе, органами об­щественного призрения служили церкви и монастыри. «Около со­боров, церквей и монастырей сосре­дотачивалась общественная благот­ворительность, содержались больни­цы, богадельни, странноприимницы и школы». На эти цели Церковь ис­пользовала не только пожертвования, но и переданное ей доходное иму­щество и «десятину» от налогов. По пути поддержки церковной благотво­рительности пошли не только удель­ные князья, но и крестьянские миры. При этом благотворительность осуществлялась в соответствии с во­леизъявлением прихожан, хотя и ини­циировалась церковными иерархами. Кроме того, взаимопомощь осуществлялась в рамках семьи, крестьянского мира, сословных орга­низаций - на основе традиции и не нуждалась в государственном регу­лировании. В отличие от человека на­шего времени, зачастую остающего­ся один на один со своими проблема­ми, человек Средневековья от рожде­ния был включен в целую сеть семей­ных, сословных и религиозных корпо­раций, на помощь которых он мог рассчитывать [8, 31].

Эпоха позднего Средневековья и перехода к Новому времени по­родила государство современного ти­па, обладающего государственным аппаратом, регулярной армией, бюд­жетом, систематизированным зако­нодательством и т.д. Не могло остать­ся вне государственного регулирова­ния и общественное призрение.

С 1721 года Русская правос­лавная церковь, введенная в систему государства через Синод, получила предписание к обязательному испол­нению призрения и устройству в гу­берниях богаделен, а в городах - смирительных домов для профессио­нальных нищих. Церковное имущест­во было передано в управление госу­дарства, доходы, полученные от его использования, выдавались строго по смете, с четкой росписью статей рас­ходов. Ранее свободная церковная благотворительность стала госу­дарственной повинностью. В свою очередь, «общественная благотвори­тельность была приурочена к единице казенной» и потому вводить ее прихо­дилось принудительными мерами. Частная благотворительность в обход церковной была запрещена законо­дательно, нарушение сурово кара­лось. Отсюда - один шаг до оконча­тельной передачи призрения в веде­ние государства. Что и происходит в последней четверти XVIII века в ре­зультате реформ Екатерины Великой, последовавших за секуляризацией церковной собственности при Елиза­вете Петровне. С этого времени и до второй половины XIX века Русская православная церковь вынуждена ог­раничить свою деятельность сослов­ным призрением (церковного причта и членов их семей), а также отдельны­ми мероприятиями, проводимыми по личной инициативе иерархов или свя­щеннослужителей.

Отсутствие гражданских об­ществ на местах и слабые хозяй­ственные навыки в губерниях вызыва­ют централизацию губернской де­ятельности административного призрения и государственный контроль за нею. В 1802 году соз­дается Министерство внутренних дел России, принимающее на себя функции такого контроля. Однако при этом сохраняются собственность Приказов общественного призрения и относительная автономия их хозяй­ства.

Второе событие 1802 года - создание по инициативе Российс­кого Императорского дома Чело­веколюбивого общества, действо­вавшего вплоть до 1917 года. Частная независимая благотворительность, запрет на которую был снят уже ре­формами Екатерины II, получает свое первое организационное оформле­ние. Как видим, хотя формально Общество с министерством не связа­но, но именно МВД формирует прави­ла гражданской инициативы, а его нижележащие полицейские уп­равления обязаны контролировать их исполнение. Таким образом, к цер­ковной и административной благот­ворительности присоединяется но­вое ее направление – гражданское.

Последствиями октябрьского переворота 1917-го стали решитель­ный отказ от общественного призре­ния и признание социального страхования в качестве единственного средства разрешения социальных проблем. Формирование такого страхования проходит через ряд этапов, последовательно приво­дящих к социальной защите, изве­стной ныне, причем его основные принципы влияют и на современное сознание.

На первом этапе формирова­ния в № 3 газеты «Временного рабо­че-крестьянского правительства» (а таковым оно останется до разгона Уч­редительного собрания в январе 1918 года) декларируются планы новой власти в отношении всех наемных ра­бочих, городской и сельской бедно­ты. Пять основных принципов рабо­чей страховой программы включали:

• полное самоуправление застрахованных;

• распространение социально­го страхования на все виды потери работоспособности и безработицу;

• возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей;

• расширение круга страхуе­мых за счет городской и сельской бедноты;

• возмещение полного зара­ботка при страховании.

Пункты эти были приняты еще на VI (Пражской) Всероссийской кон­ференции РСДРП 5-17 января 1912 года. Ни один из этих принци­пов не был осуществлен, даже со­ответствующее законодательство не было принято, а отдельные «дробные» декреты носили малосогласованный характер.

Следующий этап предусматри­вал полное разрушение ранее действовавшей системы страхования и формирование нового советского подхода: «Обеспечению подлежат все лица, источником существования ко­торых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Уже в сен­тябре 1918 года ликвидированы все прежние органы страхования (вслед за ликвидацией местного самоуправ­ления в августе 1918 года). Обнаро­довано «Положение о социальном обеспечении (не помощи!) трудя­щихся». В нем перечислены все случаи, требующие обеспечения, взя­того на себя государством: