Помимо этого в рыночной экономике существуют разнообразные формы частного страхования от социальных рисков — разновидности добровольного личного страхования граждан. Добровольное социальное страхование граждан относится к системе некоммерческого страхования как важного элемента функционирования рынка страховых услуг.
Таким образом, в сфере социального страхования существует как рынок страховых услуг, так и система государственного социального страхования, общественный сектор. Частный рынок не обеспечивает полного удовлетворения потребностей населения в страховых услугах. Возникает проблема неполного рынка страхования, когда его покидают неплатежеспособные слои. Обязательное государственное страхование обеспечивает всем социальное страхование как социально значимое благо.
Появление системы социального страхования в России связано с принятием следующих законов:
• «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (1990 г.);
• «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 г.);
• «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (1991 г.).
Кроме того, нормативными основаниями формирования системы социального страхования были Указы Президента РФ о Фонде социального страхования в РФ, о негосударственных пенсионных фондах, а также постановления Правительства РФ о государственных внебюджетных социальных фондах, к которым относятся:
• Пенсионный фонд Российской Федерации (образован постановлением Парламента России от 22 декабря 1990 г.);
• Фонд социального страхования РФ;
• Фонды обязательного медицинского страхования;
• Государственный фонд занятости населения России. Становление в 1991 — 1993 гг. государственных внебюджетных фондов социального страхования привело к сокращению роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов.
Так, в 1994 г. объем фондов социального страхования составил 46,7% всех социальных расходов государства, а социальный бюджет был равен 53,3%. В 1995 г. объем фондов социального страхования превысил объем социального бюджета РФ, составив, соответственно, 52,2 и 47,8%.
В течение переходного периода к рыночной экономике в России значение государственных внебюджетных фондов социального страхования в системе социальной защиты населения возрастает. Политика децентрализации государственных социальных расходов ведет к росту региональных и местных социальных бюджетов, внебюджетных фондов и их доли в общих социальных расходах государства. Сегодня доля федерального бюджета в общем объеме государственных социальных расходов составляет 20%, а общая доля региональных бюджетов и внебюджетных социальных фондов достигла 80%, в том числе доля фондов социального страхования в общем объеме государственных социальных расходов превысила 50%.
1.2. История становления системы социальной защиты.
Принимая на себя обязанность помогать нуждающимся, государство должно выявить лица, которым требуется такая защита. Поскольку оно достаточно далеко от этих лиц, а число их велико, в основание отбора могут быть положены исключительно формальные, анкетные признаки: возраст, величина дохода, рабочий стаж и т.п. Создав вместо привычных - сословных или классовых - социальные группы населения, государство приступает к традиционному распределению выделенных на цели социальной защиты средств. При таком распределении помощь строится не на основании ее эффективности, но исходя из имеющихся ресурсов, а потому нередко оказывается лишенной практического смысла.
Пагубным последствием всеобщего выравнивания может стать развитие привычки к иждивенчеству и псевдоравенству. Такая угроза существует не только в России. В странах Европы и даже в США сложились целые группы граждан, поколениями живущих на пособие. В некоторых странах Латинской Америки люмпенизированные слои населения создали уже не просто банды, но подпольные армии, и правительства этих стран всерьез задумываются над тем,
не применить ли к ним те самые «высшие меры социальной защиты», о которых говорится в эпиграфе к настоящей статье.
Начиная с Древней Руси, как и во всей средневековой Европе, органами общественного призрения служили церкви и монастыри. «Около соборов, церквей и монастырей сосредотачивалась общественная благотворительность, содержались больницы, богадельни, странноприимницы и школы». На эти цели Церковь использовала не только пожертвования, но и переданное ей доходное имущество и «десятину» от налогов. По пути поддержки церковной благотворительности пошли не только удельные князья, но и крестьянские миры. При этом благотворительность осуществлялась в соответствии с волеизъявлением прихожан, хотя и инициировалась церковными иерархами. Кроме того, взаимопомощь осуществлялась в рамках семьи, крестьянского мира, сословных организаций - на основе традиции и не нуждалась в государственном регулировании. В отличие от человека нашего времени, зачастую остающегося один на один со своими проблемами, человек Средневековья от рождения был включен в целую сеть семейных, сословных и религиозных корпораций, на помощь которых он мог рассчитывать [8, 31].
Эпоха позднего Средневековья и перехода к Новому времени породила государство современного типа, обладающего государственным аппаратом, регулярной армией, бюджетом, систематизированным законодательством и т.д. Не могло остаться вне государственного регулирования и общественное призрение.
С 1721 года Русская православная церковь, введенная в систему государства через Синод, получила предписание к обязательному исполнению призрения и устройству в губерниях богаделен, а в городах - смирительных домов для профессиональных нищих. Церковное имущество было передано в управление государства, доходы, полученные от его использования, выдавались строго по смете, с четкой росписью статей расходов. Ранее свободная церковная благотворительность стала государственной повинностью. В свою очередь, «общественная благотворительность была приурочена к единице казенной» и потому вводить ее приходилось принудительными мерами. Частная благотворительность в обход церковной была запрещена законодательно, нарушение сурово каралось. Отсюда - один шаг до окончательной передачи призрения в ведение государства. Что и происходит в последней четверти XVIII века в результате реформ Екатерины Великой, последовавших за секуляризацией церковной собственности при Елизавете Петровне. С этого времени и до второй половины XIX века Русская православная церковь вынуждена ограничить свою деятельность сословным призрением (церковного причта и членов их семей), а также отдельными мероприятиями, проводимыми по личной инициативе иерархов или священнослужителей.
Отсутствие гражданских обществ на местах и слабые хозяйственные навыки в губерниях вызывают централизацию губернской деятельности административного призрения и государственный контроль за нею. В 1802 году создается Министерство внутренних дел России, принимающее на себя функции такого контроля. Однако при этом сохраняются собственность Приказов общественного призрения и относительная автономия их хозяйства.
Второе событие 1802 года - создание по инициативе Российского Императорского дома Человеколюбивого общества, действовавшего вплоть до 1917 года. Частная независимая благотворительность, запрет на которую был снят уже реформами Екатерины II, получает свое первое организационное оформление. Как видим, хотя формально Общество с министерством не связано, но именно МВД формирует правила гражданской инициативы, а его нижележащие полицейские управления обязаны контролировать их исполнение. Таким образом, к церковной и административной благотворительности присоединяется новое ее направление – гражданское.
Последствиями октябрьского переворота 1917-го стали решительный отказ от общественного призрения и признание социального страхования в качестве единственного средства разрешения социальных проблем. Формирование такого страхования проходит через ряд этапов, последовательно приводящих к социальной защите, известной ныне, причем его основные принципы влияют и на современное сознание.
На первом этапе формирования в № 3 газеты «Временного рабоче-крестьянского правительства» (а таковым оно останется до разгона Учредительного собрания в январе 1918 года) декларируются планы новой власти в отношении всех наемных рабочих, городской и сельской бедноты. Пять основных принципов рабочей страховой программы включали:
• полное самоуправление застрахованных;
• распространение социального страхования на все виды потери работоспособности и безработицу;
• возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей;
• расширение круга страхуемых за счет городской и сельской бедноты;
• возмещение полного заработка при страховании.
Пункты эти были приняты еще на VI (Пражской) Всероссийской конференции РСДРП 5-17 января 1912 года. Ни один из этих принципов не был осуществлен, даже соответствующее законодательство не было принято, а отдельные «дробные» декреты носили малосогласованный характер.
Следующий этап предусматривал полное разрушение ранее действовавшей системы страхования и формирование нового советского подхода: «Обеспечению подлежат все лица, источником существования которых является собственный труд, без эксплуатации чужого». Уже в сентябре 1918 года ликвидированы все прежние органы страхования (вслед за ликвидацией местного самоуправления в августе 1918 года). Обнародовано «Положение о социальном обеспечении (не помощи!) трудящихся». В нем перечислены все случаи, требующие обеспечения, взятого на себя государством: