Актуальность. Около 170 миллионов женщин и девочек живут в странах, входящих в состав Европейского Союза. Эмпирических исследований о степени их подверженности насилию очень мало. Существующие исследования позволяют предположить, что от 1/4 до 1/3 из них подвергаются насилию со стороны мужчин.
Таким образом, учитывая все выше сказанное, можно считать тему работы «Жертвы насилия как объекты социальной работы» актуальной и своевременной.
Существует физическое, психологическое и сексуальное насилие в отношении женщин и детей. Подавляющее большинство обидчиков – мужчины. Объясняется это неравенством между мужчинами и женщинами в обществе, которое существует уже на протяжении многих веков. Несмотря на существующие традиционные властные структуры в обществе, насилие в отношении женщин должно рассматриваться как попытка установления власти и контроля на индивидуальном уровне.
Чаще всего насилие совершается в семье и в непосредственном социальном окружении. Хотя многие случаи домашнего насилия можно рассматривать как серьезные и повторяющиеся нарушения закона, их серьезность часто недооценивается («семейные конфликты»), и обидчика редко привлекают к ответственности. В то же самое время последствия насилия трагичны: от физических повреждений до серьезных психологических и эмоциональных травм, симптомы психосоматических расстройств и социальная изоляция.
Насилие всегда оказывает влияние на детей пострадавших женщин, даже если они являются не объектами насилия, а его свидетелями. Дети в таких семьях растут в атмосфере насилия. Многие пытаются защитить матерей от насилия, и этим рискуют навлечь его на себя. Одно из американских исследований показывает, что в 70% случаев, в которых женщина подвергается насилию, дети также становятся объектами обидчика. Эти цифры доказывают, что насилие в отношении женщин – это серьезная социальная проблема, которая приводит не только к негативным психологическим последствиям, но также и к огромному экономическому и социальному ущербу.
В рамках одного голландского исследования было подсчитано, что ежегодный ущерб в результате насилия в отношении женщин составляет более 200 миллионов евро. В Швейцарии насилие в отношении женщин обходится федеральным, кантональным и муниципальным властям приблизительно в 400 миллионов швейцарских франков ежегодно.
Проблема. Современная теория рассматривает насилие как комплексную проблему, в которой есть и политические, и культурные, и психологические, и экономические аспекты. Большое внимание данной проблеме уделяется и за рубежом. В различных странах вышли исследования по проблеме насилия таких авторов, как Анжела Беосанг, Эльфрида Фрешл, Роза Логар, Рэчел Маллен, Урсула Новаковска, Тина Олссон, Ракель Витас Кардосо и др.
Объект работы: Насилие как социально-психологический феномен.
Предмет: Жертвы насилия как объекты социальной работы.
Цель работы: Рассмотреть жертв насилия как объекты социальной работы.
Задачи:
1. Проанализировать определение домашнего насилия и его виды.
2. Изучить цикл насилия.
3. Рассмотреть виды насилия над детьми.
4. Проанализировать последствия жестокого обращения.
5. Изучить возможности социальной помощи жертвам насилия.
Анализ литературы. В последние годы в России была проделана огромная работа по обнародованию информации о проблеме насилия в отношении женщин и детей. Были опубликованы такие исследования, как «Насилие над женами в современных российских семьях» (Горшкова И.Д., Шурыгина И.И., 2003); «Помощь жертвам домашнего насилия» (Забадыкина Е., 2000); «Сексуальное насилие» (Луковцева З., 2000); «Телевизионное насилие формирует жизненные стратегии зрителя» (Нарышкина А., 2003); «Анатомия насилия» (Писклакова М., Синельников А., 2001); «Жестокое обращение с детьми и его последствия» (Сафоновой Т.Я., Цымбал Е.И., 1993); «Женщины, домашнее насилие, стресс» (Хасина А., 2000) и т.д.
Несмотря на частое использование термина «домашнее насилие», пока не существует единого определения, выработанного и согласованного всеми исследователями. О чем же мы говорим, когда оперируем термином «домашнее насилие»?
Одна из главных особенностей домашнего насилия состоит в том, что оно представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия (физического, сексуального, психологического и экономического). Наличие паттерна – важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье. Американская исследовательница, психолог и видный специалист по проблеме семейного насилия Линор Уокер в своих исследованиях впервые подчеркнула, что для того, чтобы семейный конфликт мог попасть в категорию домашнего насилия, необходимо, чтобы хотя бы дважды повторилась ситуация, связанная с использованием насильственных методов одним из партнеров.
Если конфликт имеет локальный изолированный характер, то насилие имеет системную основу и состоит из инцидентов, следующих друг за другом. Обидчик может приводить разные причины, оправдывающие акт насилия, но все они не имеют отношения к реальности. Основная сила, движущая обидчиком – стремление установить полную власть над женой (партнершей). Конфликт обычно имеет в своей основе некую конкретную проблему, которую можно разрешить. В «хронической» ситуации насилия в семье один человек постоянно контролирует или пытается контролировать другого и управлять его поведением и чувствами, в результате чего подвергшийся насилию человек может получить психологические, социальные, экономические, сексуальные или физические вред, ущерб или травму.
Второе принципиальное отличие домашнего насилия от других агрессивных актов заключается в особенностях отношений между объектом и субъектом насильственных действий. В отличие от преступления, совершенного на улице незнакомцем, домашнее насилие происходит в отношениях между близкими людьми.
Учитывая это, мы можем сформулировать основное определение: «домашнее насилие» – это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к свои близким с целью обретения над ними власти и контроля.
Здесь следует отметить и третью принципиальную особенность домашнего насилия. Она состоит в том, что, как показывают исследования, проведенные в разных странах мира, домашнее насилие имеет четкие очертания гендерной проблемы. Чаще всего жертвами этого вида насилия становятся именно женщины. Так, статистические данные из США и Канады, составленные на основе опросов женщин и мужчин, сведений из судебных баз данных и из полицейских отчетов, демонстрируют, что женщины являются жертвами агрессии в 90 – 96 процентах случаев домашнего насилия. Эта информация подтверждается и другими данными. Так, например, исследования, проведенные в Шотландии, показали, что по статистике правонарушений, связанных с преступлениями против своих близких, женщины являются пострадавшими в 94 процентах случаев, а обидчиками – лишь в трех процентах.
Следует учитывать, что, конечно, не только женщина страдает в ситуации насилия. Говоря об опасности, которую представляет собой насилие в семье и о масштабах его воздействия, необходимо учитывать, что, даже если насильственные действия направлены только на одного человека, все остальные члены семьи также оказываются подвержены тому, что обозначается исследователями как «вторичная виктимизация», она заключается в переживании свидетелями насилия тех же самых психологических последствий, которые испытывает жертва. Особенно тяжелые переживания выпадают на долю детей, наблюдающих за тем, как отец издевается над матерью.
Домашнее насилие, как эпидемия, не избирает своих жертв в каких-либо определенных социальных или этнических группах, оно присутствует в семьях разных слоев населения.
Однако существуют «особые приметы» домашнего насилия, характерные для всех групп населения. Например:
а) если в отношениях присутствует один вид насилия, то очень высока вероятность того, что и другие его формы тоже будут развиваться;
б) семейное насилие во всех его формах проявления включает элементы контроля и власти со стороны человека, совершающего насилие;
в) психологические и социокультурные факторы, ведущие к совершению насилия и поддержанию цикла насилия, зачастую являются одинаковыми для различных форм семейного насилия;
г) психологическая травма, являющаяся результатом насилия и симптомы, переживаемые жертвами насилия, одинаковы для различных форм домашнего насилия.
Можно выделить пять основных видов насильственных действий, составляющих природу семейного насилия. Отдельные отношения, в которых присутствует насилие, могут включать в себя все пять видов, несколько или один из них. Данные виды также могут чередоваться во времени и переходить от одного к другому.
1. Физическое насилие: толчки, хватания, бросание, плевки, нанесение ударов ладонью и / или кулаком и / или посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.
Это один из наиболее распространенных и опасных типов насильственных действий. Согласно данным проведенных исследований, от 30 до 40 процентов российских женщин подвергались физической агрессии со стороны близких им мужчин, – нынешнего или бывшего мужа, жениха или любовника[1]. При этом каждая пятая женщина находится в ситуации регулярного и жестокого физического насилия со стороны мужа, характеризующегося частыми побоями, травмами, требующими обращения к врачу, обращения за помощью в милицию, ожиданием новых нападений мужа.
В целом по России 36 тысяч женщин в день подвергаются избиениям в семье. Около половины избиваемых женщин подвергались нападению в то время, когда они были беременны, кормили грудью, имели маленького ребенка, или испытывали физические или моральные страдания, находились в состоянии беспомощности.