Смекни!
smekni.com

Национальная политика России (стр. 3 из 4)

1.3. Этнополитическая стратификация.

Властные отношения, которые имеют этнонациональную окраску, достаточно многообразны. Четырёхуровневое (союзная, автономная республики, автономная область, национальный округ) устройства СССР было очень грубой формой учёта многообразия национальной жизни. Его ограниченность заключалась в следующем:

- это было отступлением от реальной практики первых лет Советской власти, когда творчеством народов были рождены такие формы национального строительства, как национальный район, национальный сельсовет, а также многонациональные территориальные образования;

- из этой системы были практически исключены возможности реализовать право на культурную автономию малочисленными и нацменьшинствами;

- это иерархическое устройство, по которому строились и другие сферы общественной жизни, когда выявлялись различные компоненты.

Сохранение целостности России, а также учёт полиэтнического расселения и стремление к предотвращению межнациональных конфликтов требуют совершенствования реально сложившихся форм государственного устройства, дополнения его новыми формами национальных и региональных образований.

Корреляция государственного устройства России имеет принципиальный характер. Реальная жизнь свидетельствует, что идёт поиск форм этнонациональной самобытности, адекватной принципам демократизации общественной жизни. Становление демократического общества предполагает разгосударствление и деполитизацию межнациональных отношений, формирование самоуправляемых национальных структур. Перенос акцентов в сфере национальной политики с национально-государственного и национально-территориального на национально-культурный принцип организации общественной жизни означает, что в дополнение к существующей системе национально-государственного устройства все народы России могут получить самые широкие права для реализации своих этнокультурных интересов и потребностей независимо от характера расселения, величины этноса, развитости экономики и культуры. При таком подходе расширяется понятие национального самоопределения. Кроме традиционных национально-государственного и национально-территориального самоопределения возникает реальная возможность национального самоопределения, главной среди которых считается национально-культурная автономия.

Национально-культурная автономия (НКА) – это образование самоуправляющегося национального союза по желанию представителей того или иного народа. НКА как показатель демократического самоуправления народов ориентирует национальную политику на то, что субъектом национальных интересов являются не только коренные (автохтонные) нации в республиках, краях и областях. Она позволяет объединяться на личностной или коллективной основе людям, принадлежащим к одной и той же политической группе (диаспоре) независимо от места жительства и от того, являются ли они региональным большинством или рассеяны по территории государства.

Утверждение института национально-культурной автономии придаёт новое содержание федерализму, что отражает естественный процесс возрождения национальностей России, не имеющих своих национальных образований и рассеянным по всем её регионам. Только на этом пути могут быть обеспечены целостность Российской Федерации в её культурном многообразии и оптимизации федеративного устройства.

Поливариантность (асимметрия) федеративного устройства способствует эффективной реализации принципа единства в многообразии. На этой основе может сложиться не только государственная, но и социально-культурная российская общность.


Глава 2. Проблемы национальной политики России в настоящее время.

2.1. Становление национальной политики в России.

Современный этап развития российского общества и российской государственности выдвинул на первый план вопросы обустройства народов и территорий в Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть нашего государства.

Основные принципы, цели и задачи национальной политики в современных условиях достаточно полно отражены в концепции государственной национальной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 909 от 15.05.1996 г.

Однако традиции унитаризма и предельной централизации, отсутствие демократического опыта и культуры федерализма, обострение межнациональных противоречий, доведенных до национал-сепаратизма. шовинизма и кровопролитных конфликтов, возрастающая неравномерность социально-экономического развития регионов, господство в них дезинтеграционных процессов, а также отсутствие отработанных правовых и организационных механизмов управления государственным строительством, федеративными и национальными отношениями создают в комплексе угрозу дальнейшему развитию российской государственности. Господствующие в нынешней ситуации, с одной стороны, тенденции национал-шовинизма с попытками восстановления традиций сверхцентрализованного, унитарного центра, а с другой - тенденции национального и регионального сепаратизма подрывают демократические перспективы развития российского многонационального народа, российского федеративного государства. Отсюда актуальность выработки и налаживания реально работающей политико-правовой и управленческой модели развития многонационального федеративного государства, национальных и федеративных отношений в Российской Федерации.

Сегодня необходимо выстроить систему государственной национальной и федеративной политики, которая могла бы обеспечить на практике единство многонационального российского народа, целостность российского государства, демократический диалог федерального центра с народами и территориями, равноправное развитие народов и культур страны и такое местное самоуправление, которое бы несло полную ответственность перед государством, обществом и гражданами. Государство и общество не располагают сегодня апробированными политико-правовыми механизмами стабильного развития федеративных и национальных отношений.

Исходя из анализа объективных тенденций развития национальных и федеративных отношений, перспектив развития российской государственности, считал бы необходимым выстроить более эффективную организационно-управленческую структуру развития федеративных и национальных отношений, используя аналитический и управленческий потенциал Администрации Президента, Совета Безопасности, Правительства и субъектов Федерации

В Правительстве России следовало бы качественно повысить статус и полномочия Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации, придав ему целый ряд дополнительных функций по прослеживанию характера развития социально-экономических, культурно-языковых процессов реформирования российского общества и самочувствия народов и регионов, в том числе и через механизмы стимулирования интеграционных тенденций развития Российской Федерации. Важное значение имеет и выстраивание экономических механизмов управления федеративными, региональными и национальными отношениями, а подключение потенциала всего гражданского общества к разработке и реализации федеративной и овальной политики, к разрешению национальных и региональных проблем. Устарели технологии выстраивания экономического федерализма за счет рычагов бюджетного федерализма. Субъекты Федерации и хозяйствующие субъекты пока не ориентированы на объединение своих усилий.

Формирование «единого многонационального общества при консолидирующей роли русского народа» – главная идея подготовленного по поручению президента проекта новой редакции концепции государственной национальной политики России.

Хотя проект разрабатывался как поправки к концепции, утвержденной указом президента Бориса Ельцина еще в 1996 году, на деле речь идет о принципиально новом документе. Так, главная цель концепции 1996 года – «формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим реалиям» – в нынешнем варианте даже не упоминается. Соответственно, исчезла из новой редакции и глава «Совершенствование федеративных отношений». Наконец, нет в документе упоминания об ответственности государства перед репрессированными народами и ссылок на закон «О реабилитации репрессированных народов». Ранее Кремль ясно дал понять лидерам национальных республик, что не потерпит никакого изменения границ между субъектами РФ (именно их предусматривает упомянутый закон в рамках так называемой территориальной реабилитации).