Смекни!
smekni.com

Нация и раса (стр. 2 из 3)

Концепция понимания биологического состава человечества получила наименование популяционной концепции рас. Первый основной постулат этой концепции – индивидуум не есть носитель расовых свойств. Второй постулат – популяция и раса представляет собой не сумму, а совокупность индивидуумов; внутри популяции и расы действуют определенные закономерности изменчивости. Раса, любая расовая общность состоит из отдельных исторически организованных элементов, но это, однако, не индивидуумы, а популяции. Мозаика расовой изменчивости складывается из мозаики популяционной изменчивости. Обе они в совокупности и создают все богатство изменчивости человеческого вида [2, 308 с.].

ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ И ПОПУЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАС

Несмотря на интенсивное развитие современной генетики, вопрос о характере наследования большинства соматологических и остеологических признаков оставался и остается пока еще не очень ясным. В принципе, такое наследование может осуществляться либо независимо, либо целым комплексом признаков. Подробный анализ этих противоположных гипотез уже давно получил в нашей науке детальное освещение.

На основании гипотезы наследования признаков комплексом делается вывод о совпадении морфологических особенностей индивидуума с расовой категорией, к которой он принадлежит. Таким образом, расовый тип индивидуума рассматривается как единица расовой систематики, а морфологический критерий становится основным, в то время как критерию географическому отводится второстепенное значение (суть типологической концепции). Игнорируется возможность проявления в популяции возможных проявлений индивидуальной изменчивости, что особенно ярко проявляется с малочисленными, как правило, краниологическими выборками. Между тем, раса не является простой совокупностью индивидуумов. В результате действия совокупности биологических и социальных факторов на уровне любой популяции происходят вероятностные генетические процессы, которые находят конкретное выражение в виде изменчивости признаков во времени и пространстве. В морфологическом типе индивидуума проявляются физиологически скорелированные связи между признаками, в то время как исторические закономерности проявляются именно на групповом или популяционном уровне. Поэтому типологический подход к исследованию расовых особенностей популяции всегда связан с риском принять проявление индивидуальной изменчивости за групповую.

С этой же точки зрения представляется научно некорректными любые вычисления процентных соотношений представителей различных расовых типов в той или иной популяции.

Из этого подхода вытекает, в частности, принцип историзма расы, как явления изменчивого не только в пространстве, но и во времени [2, 309 с.].

Велика роль отечественной антропологии и в теоретической разработке популяционной концепции расы.

Первый и основной постулат популяционной концепции расы – индивидуум не есть носитель расовых свойств. Второй постулат – популяция и раса (как группа популяций) представляет собой не сумму, а совокупность индивидуумов; внутри популяции и расы действуют определенные закономерности изменчивости. Эти закономерности подробно изучены внутри большого числа популяций и с генетической, и с математической стороны. Здесь можно говорить о расовой изменчивости, начиная лишь с популяционного уровня, что расовая изменчивость – групповая, а не индивидуальная.

Раса – не сумма индивидуумов, а совокупность популяций. Это означает, что сходные морфологически и генетически популяции, образующие ту или иную расовую общность, связаны между собой не случайно, а в силу происхождения или каких-то иных исторических причин. Раса, любая расовая общность состоит из отдельных исторических организационных элементов, но это, однако не индивидуумы (как думали раньше), а популяции. Мозаика расовой изменчивости складывается из мозаики популяционной изменчивости. Обе они в совокупности и создают все богатство изменчивости человеческого вида.

Такова популяционная концепция расы. Как видно, и в своих исходных посылках, и в основных положениях она принципиально отличается от типологической. Теоретические разногласия приводят к различным методам изучения расовой изменчивости, локальных расовых комплексов, выбора основных их характеристик и сравнения рас между собой и т.д. Каждую популяцию стали изучать не как неповторимое по своей специфике сочетание групповых свойств. Отсюда огромное внимание к групповой изменчивости, разработке методов их анализа и способов суммарной характеристики по совокупностям признаков [2, 311 с.].

КЛАССИФИКАЦИЯ РАС

В советской антропологии была общепринята расовая классификация Н.Н. Чебоксарова. Первоначально он выделил три большие расы. В 1979 г. он отнес автралоидов к отдельной большой расе.

Большие расы.

Экваториальная или австрало-негроидная раса: темная окраска кожи, волнистые или курчавые волосы, широкий, слабо выступающий нос, низкое или среднее переносье, поперечное расположение ноздрей, большая ротовая щель, толстые губы.

Евразийская, или европеидная раса: светлая или смуглая окраска кожи, прямые или волнистые волосы, обильный рост бороды и усов, узкий, резко выступающий нос, высокое переносье, сагиттальное расположение ноздрей, небольшая ротовая щель, тонкие губы. Для северно-западных вариантов типичны светлые глаза и волосы. Среди евразийской расы выделяют 6 малых рас, или рас второго порядка – южноиндийская, индо-средиземноморская, атланто-балтийская, срелнеевропейская, беломорско-балтийская, балкано-кавказская раса.

Азиатско-американская, или монголоидная раса: смуглый оттенок кожи, прямые, нередко жесткие волосы, слабый или очень слабый рост бороды и усов, средняя ширина носа, низкое или среднее по высоте переносье, слабо выступающий нос у азиатских рас и сильно выступающий у американских, средняя толщина губ, уплощенность лица, наличие добавочной складки верхнего века (эпикантуса). Эта раса дифференцировалась на 9 малых рас – североазиатская, арктическая, дальневосточная, южноазиатская, американская, уральская, южносибирская, полинезийская, курильская раса.

Малые расы (расы второго порядка)

В пределах больших рас выделяются малые, отличия которых сформировались в более позднее время по мере расширения ареала обитания в пределах первично заселенной области. В пределах экваториальной расы выделяют семь малых рас.

Австралийская раса: темная кожа, волнистые волосы, обильное развитие третичного волосяного покрова на лице и на теле, очень широкий нос, сравнительно высокое переносье, средний скуловатый диаметр, высокий и средний рост.

Веддоидная раса: более слабое развитие третичного волосяного покрова на лице и на теле, очень широкий нос, меньший прогнатизм, меньшие размеры головы и лица, меньший рост.

Меланезийская раса: курчавые волосы, по обильному развитию третичного волосяного покрова, менее широкий нос, меньший прогнатизм, меньшие размеры головы и лица, меньший рост.

Негрская раса: сильно выраженная курчавость волос, более толстые губы, более низкое переносье и плоская спинка носа, представители этой расы в среднем более высокорослы.

Негрильская или центральноафриканская раса: более обильное развитие третичного волосяного покрова, очень низкий рост, более тонкие губы и более высокий носовой указатель.

Бушменская или южноафриканская раса: низкий рост, более светлая кожа, более узкий нос, более плоское лицо, изредка встречающимся эпикантусом, стеатопигией (наличие жировых отложений преимущественно в ягодичной области у женщин).

Эфиопская или восточноафриканская раса: цвет кожи от светло-коричневого до темно-шоколадного, волосы чаще курчавые, но менее спирально завитые, чем у негров, слабый или средний рост бороды, умеренно толстые губы, уплощенная форма носа встречается редко, прогнатизм слабый или отсутствует, лицо очень узкое, лицевой указатель высокий, форма головы долихокефальная, рост выше среднего.

Н.Н. Чебоксаров подчеркивал, что в расовой картине мира нет строгого разграничения, так как отдельные малые расы являются переходными между большими. Свою классификационную схему он часто представлял в виде круга, выделяя промежуточные малые расы между большими и тем подчеркивая их смешанность.

В более поздних работах Н.Н. Чебоксаров склонялся к мысли о первоначальных двух очагах расообразования и выделении двух рас: западной (в Северо-Восточной Африке и на юго-западе Азии) и более поздней – восточной (в Юго-Восточной Азии).

Американскими генетиками предложено три теории образования рас.

Согласно мультирегиональной модели расовые признаки эволюционировали в течение очень длительного времени в тех регионах, где они встречаются и сегодня, за исключением недавних миграций. Эту модель поддерживают Г. Уолпофф из Мичиганского университета, Дж. Н. Спулер из Лос-Аламоса. По этой теории расовые признаки очень древние.

Модель «исхода из Африки» предполагает, что недифференцированный в расовом отношении ствол современного человечества эволюционировал в Африке и распространился по всему миру, приобретая в ходе этого процесса характерные расовые особенности.

Модель генного потока, или гибридизационная, ищет следы современных популяций в переплетении древних генеалогических линий, генетический вклад которых варьирует от одного региона к другому, а скорость смешения постоянно увеличивается [3, 242 с.].

ФАКТОРЫ РАСООБРАЗОВАНИЯ

Существенными факторами расообразования у человека стали изоляция и метисация в их взаимодействиях. Это – специфически человеческие факторы расообразования в условиях общественного развития.