Смекни!
smekni.com

Нация и раса (стр. 1 из 3)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ф-л в г. Минске

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ «АНТРОПОЛОГИЯ»

ТЕМА: НАЦИЯ И РАСА

Минск, 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Видовое единство человечества

1. Определение нации

2. Нация и раса

3. Типологическая и популяционная концепция рас

4. Классификация рас

5. Факторы расообразования

6. Этапы расообразования

Вывод

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ

Определению нации соответствуют самые разные сообщества людей, подчас непохожие на известные нам сейчас нации. Нациями в установленном нами смысле являлись и являются архаические племена Австралии, Океании, Африки и Латинской Америки, хотя сейчас большинство из них так или иначе включены в состав больших обществ-наций, обычно созданных другими нациями, завоевавшими и колонизовавшими эти территории. Нациями являлись древнегреческие города-государства — полисы, причем в этом случае нации были существенно меньше, чем греческий этнос или племенные общности дорийцев, ионийцев и эолийцев. Иногда бывают случаи, когда этнос, нация и государство совпадают почти идеально, как, например, в Японии, в которой живут японцы и практически никто больше. Иногда общество-нация оказывается охватывает множество этнических и расовых общностей, как, например, в США, и тогда возникает немало проблем.

В нашей работе мы рассмотрим вопросы нации и расы.


ВИДОВОЕ ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Несмотря на неоднократные попытки доказать, что человеческие расы представляют собой разные виды и даже разные роды, все же подавляющее большинство исследователей определяет человечество как единый вид.

Видовое единство человечества может быть обосновано множеством убедительных доказательств.

Сравнительно-анатомическое изучение человеческих рас позволяет сделать следующие выводы.

1. В отношении признаков строения тела, связанных с общественной, трудовой деятельностью, все человеческие расы чрезвычайно сходны друг с другом.

2. Это сходство во многих случаях охватывает мельчайшие детали строения органов.

3. По строению органов тела ни одна раса ни в какой степени не приближается в целом к какой-либо антропоморфной обезьяне; все расы в равной степени обладают специфическими для человека чертами строения.

4. Человеческие расы весьма сходны также по многим признакам, не имеющим сколь-нибудь важного жизненного значения, причем наблюдающиеся различия в частоте разных вариантов между расами не нарушают их сходства в общем плане строения.

5. Факторы сравнительной анатомии свидетельствуют в пользу теории монофилетического происхождения человека и его рас.

Все расы при смешении дают вполне плодовитое потомство. Предположения о том, что существуют расы, которые при скрещивании с другими расами якобы дают бесплодных или мало плодовитых метисов, оказались ошибочными.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАЦИИ

Народ, народность, нация: теория этногенеза доктора исторических наук, выдающегося этнолога Льва Николаевича ГУМИЛЕВА. Суть ее в следующем: человек, расселяясь по планете, занимал различные вмещающие ландшафты с совершенно разным климатом. Жителям городов это понять достаточно сложно, но в сухих степях Монголии, Сахары и тундры, для того, чтобы выжить в предлагаемом ландшафте человек менялся. Менялась его культура, религия, внешность, образ жизни самое главное создавался уникальный СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ.

СТЕРЕОТИП ПОВЕДЕНИЯ – устойчивые схематизированные модели поведения, являющиеся результатом национального осмысленного опыта и свойственные для действий и поступков всех представителей данной этнической общности.

Стереотипы национального поведения позволяют ускорить процесс познания окружающей действительности и принятия решений. С их помощью осуществляются типологизация ситуаций и выбор ответных реакций.

Знание стереотипов национального поведения дает возможность прогнозировать действия, реакции индивидов, принадлежащих к конкретной этнической группе, общности. Вместе с тем, реакция в соответствии со стереотипами национального поведения может стать малоэффективной в условиях неоднозначности и усложненности ситуации, что ведет к деформации процесса межличностного взаимодействия, усугублению возникшего непонимания в ходе общения между индивидами.

Стереотипы национального поведения в повседневной жизни находятся в тесной взаимосвязи с правилами и нормами национального этикета. Стереотипы национального поведения в экстремальных ситуациях облегчают поведение и деятельность, позволяют экономить время и усилия, снимать напряженность и переживания.

Стереотипы национального поведения проявляются как на внутригрупповом, так и межгрупповом уровнях. Последний определяет само содержание стереотипов национального поведения.

В зависимости от состояния межэтнических отношений стереотипы национального поведения могут приобретать позитивный, либо негативный характер. Стереотипы национального поведения включены в общую систему межгрупповых механизмов социального восприятия [3, 529 с.].

Однако, все сказанное относится только и исключительно к появлению такого понятия, как народность (народ) - группа людей проживающих на одной территории, имеющих похожий язык, способ ведения хозяйства, близкую культуру. Яркий пример народности - восточные славяне (великорусская народность): русские, украинцы и белорусы.

Появление нации – следующий шаг, связанный, прежде всего, с осознанием своей культурной и исторической общности. Это сознательный процесс, в результате которого трагедии и успехи нация воспринимает в целом не потому, что живет в одном государстве, а потому, что является единой культурной общностью с общей исторической судьбой и это единство, эту общность осознает. Даже у некоторых западно-европейских народов национальное самосознание появилось достаточно поздно. Например, итальянское государство, возникшее усилиями Гарибальди на волне повышения национального самосознания, появилось только в середине XIX века. Немцы также создали централизованное государство только во второй половине XIX века. Конечно, в значительной степени эта заслуга канцлера Бисмарка, однако без возникшего единого национального самосознания народ не смог бы на протяжении 70 лет провести 3 сложнейшие войны, в двух последних проиграть и при этом не позволить своему государству рассыпаться. С прискорбием констатируем, что русская нация до сих пор не возникла. Нет осознания исторической и культурной общности русского этноса.

Как правило, в рамках одной народности возникает несколько наций, это дело случая, естественных географических границ между частями народности и зигзагов истории. Однако принадлежность к одной народности представителями разных наций осознается всегда. Мы можем констатировать, что сейчас в пределах территории РФ проживает русская народность, которая пока так и не состоялась в качестве единой НАЦИИ. Это еще одно, почти не преодолимое препятствие на пути создания Русского Национального Государства.

Таким образом НАЦИЯ – большая социальная группа, исторически возникающий тип этноса, представляющий собой определенную общность людей, характеризующуюся единством территории, тесными экономическими связями людей, общностью языка, культуры, черт психического склада.

Главную роль в формировании и развитии нации играют социально-экономические факторы. Первые нации возникли в период распада феодализма и становления капиталистической государственности. Экономической основой возникновения наций явились частная собственность на средства производства, ликвидация феодальной раздробленности, укрепление экономических связей между отдельными этническими общностями, объединение местных рынков в общенациональные. Руководящей силой возникавших тогда наций была буржуазия, стремившаяся к объединению отдельных народов в рамках единого государства, обеспечению благоприятных условий для своего собственного развития.

Хотя процесс формирования наций в Европе и Азии в основном завершен, однако в некоторых частях света он еще продолжается. Чаще всего нации являются результатом этнического развития народностей, чье название они обычно сохраняют. Некоторые нации сформировались на основе нескольких народностей. Иногда одна народность дает начало формированию двух или нескольких новых социально-этнических образований. Однако многие народности не могут сформироваться в нации вследствие своей малочисленности [3, 287 с.].

НАЦИЯ И РАСА

Необходимо строго различать два весьма разных понятия – «нация» и «раса».

Людей объединяет в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с определенным ареалом.

У человека любой расы, воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет язык народа этой страны.

Все эти факты свидетельствуют об отсутствии какой-либо причинной зависимости языка от расы, и этому нисколько не противоречат весьма частые случаи, когда между расовой и языковой принадлежностью какой-либо группы устанавливалась историческая связь [3, 305 с.].

Существовавшее ранее до 50-х годов представление, согласно которому каждый индивидуум несет признаки определенной расы, получило название типологической концепции расы. В основе этой концепции лежала гипотеза наследования расовых признаков, согласно которой они передаются от поколения к поколению целым комплексом. Это означает, что расовые свойства наследственно сцеплены, гены расовых признаков локализованы в одной или нескольких близких хромосомах и любой расовый признак физиологически неразрывно связан со всеми остальными.

Отсюда делается вывод, что индивидуум не может быть носителем расовых свойств. Они складываются у индивидуума случайно. Индивидуальная комбинация признаков, как правило, не повторяет групповую. Следовательно, подсчет процентного соотношения индивидуумов с разными расовыми свойствами внутри групп и сравнение групп по этому процентному соотношению неправомерны.