Смекни!
smekni.com

Организация социального обслуживания сельского населения муниципального района (стр. 8 из 26)

Помимо навыков и умений, связанных с людьми, социальный работник должен знать, как планировать, реализовывать и оценивать программы, как защищать необходимые социально-политические реформы в политической системе, как эффективно работать с органами государственного управления разных уровней, а также с официальными и неофициальными структурами сельской общины. Кроме того, сельские социальные работники должны быть хорошо знакомы с культурными характеристиками разных этнических и расовых групп, которые они будут обслуживать. Сельские общины далеко не однородны. Также необходимы новаторские подходы к непрерывному образованию и подготовке социальных работников. По возможности приоритет должен отдаваться вопросам формирования инновационных навыков самопомощи и взаимопомощи, их технологии.

Кроме того, сельские социальные работники должны иметь специальную подготовку по использованию систем неформальной поддержки при решении проблем своих клиентов. Как упоминалось выше, сельские жители придают большое значение личным связям и связям со своей местной общиной и менее склонны искать помощи на стороне, чем городские жители. Сельский социальный работник должен уметь оценить и задействовать систему неформальной поддержки – семью, церковь, соседей, друзей, чтобы выяснить потребности нуждающихся и удовлетворить их.

Ключевой проблемой сельского социального развития остается создание социальной инфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным услугам. Решение этих задач в немалой степени зависит от социальных служб. Необходима новая парадигма развития социальной работы, нацеленная на повышение человеческого достоинства и осознание ценности человеческой личности как субъекта преобразований своей жизни.

Суть новой парадигмы, опираясь на опыт России, М. Гурьянова характеризует следующим образом: создание социальных служб непосредственно в общинах; развитие оптимальной модели социальной работы в каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям, традициям жителей данной местности; целостный межведомственный подход к структурированию социальной работы в каждой общине, позволяющий вести комплексное обслуживание всех жителей общины: и детей, и взрослых; развитие и подготовка квалифицированного персонала, общинных социальных педагогов, осуществляющих социальный патронаж семей и социальных работников, специализирующихся на поддержке проблемных групп клиентов; вовлечение населения в работу по оказанию помощи нуждающимся людям, в работу по принятию решений в социальной политике муниципалитета; признание роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций и включение в официальную систему социального обеспечения [26, с. 317].

Социальные службы в общине можно развивать на базе местной школы как наиболее устойчивом звене социальной сферы, превратив ее в общинный центр социальной работы с детьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работать социальные педагоги и социальные работники, культорганизаторы, медицинские социальные работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекать юристов, экономистов, других специалистов из города. Как комплексная социальная служба, центр становится организатором культурного досуга, социальной помощи, образовательной деятельности, физкультуры и спорта, благотворительной работы. В социальной работе на селе учитываются специфика образа жизни людей, народные обычаи и традиции, роль семьи и церкви, природы и быта, а также широкая сеть социальных «приспособительных приемов»: образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, земля и разделение труда, которые помогают сельчанам выравнивать неизбежные провалы в семейных ресурсах.

Таким образом, в проблеме обеспечения минимального дохода сельского населения кроме четких физиологических параметров нужно рассматривать его социальные и культурные аспекты. Главной особенностью села является то, что преобладающий контингент сельского населения – это пожилые. Сегодня социальные работники становятся поборниками мира на всей планете в целом. Поэтому социальная работа должна рассматриваться не только как форма и принцип профессионального действия по отношению к отдельному человеку, группам людей, но и как элемент конструктивных социальных изменений в общечеловеческом контексте [4, с. 436].

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально - бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Важность повседневного внимания к решению социальных проблем этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением удельного веса пожилых людей в структуре населения России, которое наблюдается в последнее десятилетие не только в нашей стране, но и во всем мире [24, с. 436].

Тенденция роста численности пожилых людей требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.


2 Анализ практики организации социального обслуживания

2.1 Состояние организации социального обслуживания сельского населения в Республике Татарстан

В Республике Татарстан, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается устойчивый рост потребности населения в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых услугах, услугах по социальной адаптации и реабилитации, предоставляемых гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с состоянием здоровья и с учетом социальных показаний.

В настоящее время в республике проживает более 977 тыс. пенсионеров (25,9% от общей численности населения), в том числе работающих - 213,986 тыс. чел. (21,7%). Из общего числа пенсионеров пожилые граждане составляют 742,9 тыс. человек или каждый пятый житель республики старше трудоспособного возраста.

Неблагоприятным явлением является разнонаправленная динамика изменения численности пожилого населения в городах и сельских районах. На начало 2006 года 497,3 тыс. пожилых людей жили в городах, в селах проживало 245,6 тыс. пожилых людей. Вместе с тем, старение населения сильнее выражено у сельских жителей: среди сельских жителей пожилые люди составляют 25,6%, среди жителей городов – 17,7 %.

Демографические аспекты (высокая численность пенсионеров, в том числе по старости, высокая демографическая нагрузка лиц старше трудоспособного возраста на работающих) – важный аргумент необходимости усиления социальной защиты граждан пожилого возраста [25, с. 43]. По данным сборника о состоянии и основных мероприятиях по оптимизации социального обслуживания в Республике Татарстан можно увидеть, что по состоянию на 01.01.1997г. сеть учреждений социального обслуживания была представлена 39 самостоятельными учреждениями, в которых было обслужено 35,4 тыс. человек, или, 2% от количества граждан, нуждающихся в социальном обслуживании (1 млн. 770 тыс. человек), при том, что из 910,3 тыс. пенсионеров в 1996 году 190,1 тыс. человек являлись инвалидами, в том числе 11,9 тыс. - дети-инвалиды. Здесь следует отметить, что отдельной информации о данных организации социального обслуживания сельского населения не имеется. В развитии сети социальных учреждений с 1995 по 2005 гг. можно выделить два периода: развитие в рамках реализации Республиканских программ 1997-1998 гг. и 1999-2000гг.; развитие в рамках индивидуальных распоряжений или постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан 2001-2005 гг. (смотри приложение А). Принятие Республиканской программы первоочередных мер по развитию сети учреждений социального обслуживания населения на 1997-1998 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.01.1997г. № 26, явилось первым опытом системного подхода к формированию сети учреждений социального обслуживания. При этом основное внимание уделялось развитию социальных служб нестационарного профиля, как наиболее экономичных. На этом этапе кроме служб, обеспечивающих жизнедеятельность пожилых и инвалидов, были открыты первые в республике учреждения и отделения социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные отделения. Всего в 1997-1998 гг. было открыто 39 учреждений, количество видов социальных служб с 1996-1998гг. увеличилось с 13 до 16, что позволило поднять социальное обслуживание на более высокий уровень. Основные направления деятельности в области социального обслуживания на период 1999-2000 гг. были определены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 266 от 30.04.1999г. Появились принципиально новые виды социальных служб: социальные гостиницы, дома ночного пребывания, отделения социально-правовой защиты, социально-психологической помощи, социальные магазины. Была сформирована сеть оздоровительных и досуговых служб для пожилых граждан (центры реабилитации для ветеранов и пожилых людей, социально-реабилитационные отделения, отделения дневного пребывания).

В результате за 1999-2000гг. было открыто 51 учреждение, количество видов нестационарных служб за 1999-2000гг. увеличилось с 16 до 22. Дополнительно было открыто 70 надомных отделений, что позволило в 1,5 раза уменьшить очередность на надомное обслуживание. Среднереспубликанский показатель обеспеченности надомным обслуживанием вырос с 187 человек до 206 человек на 10 тысяч пенсионеров. Для сравнения: аналогичный средний показатель по Российской Федерации за этот же период возрос с 276 человек до 311. В целом реализация двух республиканских программ развития сети учреждений социального обслуживания за 4 года (1997-1998, 1999-2000гг.) способствовала стабилизации социального самочувствия населения и сглаживанию негативных последствий реформ 90-х годов.