Смекни!
smekni.com

Негативные явления, сопровождающие эволюцию современного общества в России (стр. 2 из 3)

Молодежный экстремизм

Тема молодежного экстремизма является одной из наиболее актуальных в современной социологии. Эта проблема находится в центре внимания исследователей и средств массовой информации, в связи с тем, что экстремизм в молодежной среде стал массовым явлением. Глобальные и локальные экстремистские объединения и террористические группы рекрутируют молодежь. Мы видим ее среди боевиков «Алькаиды» и «Талибана», в рядах скинхедов и левых радикалов.

Почему это происходит? Молодежь наиболее восприимчива к пропаганде радикальных идей, готова к акциям прямого действия, на которые не согласятся зрелые люди. «При определении причин роста молодежного экстремизма авторы концентрируют внимание на вопросах международной политики; нерешенности современных социально-экономических проблем; на возрастных, в первую очередь психологических, особенностях молодежи».

К сожалению, молодежный экстремизм не обошел стороной и Россию. Многочисленные радикальные группы рекрутируют молодежь в свои ряды. На правом фланге это скинхеды, ДПНИ (Движение Против Нелегальной Иммиграции), РНЕ (Русское Национальное Единство) и другие неофашисткие группы. На левом фланге этим же занимаются НБП (Национал-Большевистская Партия), АКМ (Авангард Красной Молодежи) и другие левацкие группировки. Молодежный экстремизм проникает и в стены университетов.

Зарубежные подрывные центры так же не остаются в стороне от попыток втянуть в сферу своего влияния молодежь России. За этим стоит замысел по формированию в молодежной среде антироссийских настроений. «По данным разных источников, на территории Российской Федерации действует 141 молодежная группировка экстремистской направленности общей численностью около полумиллиона человек».

Все это происходит тогда, когда в государстве практически отсутствует молодежная и семейная политика, есть глубокие провалы в социальной политике, воспитательной работе с младшими поколениями, сфере образования и досуга молодежи.

Религиозный экстремизм как социальное явление

События в мире показывают, что именно на современном этапе это явление представляет наибольшую угрозу человечеству.

Религиозный экстремизм – это форма мировоззренческого экстремизма, возбуждение вражды и ненависти внутри религии, это крайнее проявление религиозности, религиозный фанатизм, который характеризуется отсутствием религиозной терпимости и стремлением навязать свои конфессиональные убеждения любыми средствами.

Это действительно опаснейшая форма экстремизма, так как она, преимущественно, основана на эмоциях людей. Верующему человеку не безразлично как смотрят на его Бога. Опасность также заключается в том, что религиозный экстремизм использует религиозное учение и символы как важный фактор привлечения людей, мобилизуя их на бескомпромиссную борьбу к представителям различных конфессий.

Явление экстремизма потенциально заложено в любой религии, причем ни одна конфессия, ни атеизм не только не поддерживают экстремистские идеи, но и выступают против разжигания межрелигиозной розни.

Проблему религиозного экстремизма целесообразно изучать с помощью метода опроса. Целью исследования является изучение мнения населения о явлении религиозного экстремизма. А именно выяснить, в чем с точки зрения населения сущность религиозного экстремизма, что порождает его, как предупредить и не допустить развитие данной проблемы.

Для данного исследования была разработана система показателей, позволяющих выявить степень заинтересованности и осведомленности населения по проблеме религиозного экстремизма.

Для апробирования и проверки данной методики было проведено пилотажное исследование. С помощью стихийной выборки было отобрано и опрошено 100 человек с различными социально-демографическими характеристиками. Респондентам было предложено выбрать не более трех наиболее подходящих вариантов из списка предложенных.

Обобщая результаты проведенного опроса можно сделать ряд следующих выводов:

94% опрошенных понимает и признает проблему существования религиозного экстремизма в нашем государстве. Однако, не понимают сущности данного явления, приближая его к хулиганству и вандализму. Так, по мнению респондентов под религиозным экстремизмом понимается жесткое утверждение своей системы религиозных взглядов (63,1%), провокации по отношению к представителям иной веры (52,4%) и осквернение памятников религиозной культуры (40,5%).

На первом месте среди причин религиозного экстремизма находится неконтролируемая деятельность лидеров религиозных групп (66,7%). На втором, с достаточным отрывом следует падение жизненного уровня (53,6%) и, наконец, социально – экономические кризисы отметили 46,4% респондента. Итак, основными причинами религиозного экстремизма большинство опрошенных признает некомпетентную деятельность государственных органов, социально-экономические кризисы и низкий уровень жизни населения.

Нами была выдвинута гипотеза (позже подтвердившаяся) о том, что к основным методам борьбы с проявлениями религиозного экстремизма относят: привлечение к ответственности лидеров религиозно-экстремистских движений и пропаганда гуманистических идей и принципов толерантности через общественные организации и СМИ. Так, данную проблему, по мнению горожан, можно решить тремя возможными способами: запрещая пропаганду и агитацию, возбуждающих религиозную ненависть и вражду (86,9%), привлекая к ответственности лидеров религиозно-экстремистских движений (72,6%), а также пропагандируя гуманистические идеи и принципы толерантности через общественные организации и СМИ (70,2%). Итак, можно составить своеобразную пропорцию: респонденты отмечают два пункта ужесточения к одному пропагандистскому.

Итак, контролировать проявления религиозного экстремизма возможно лишь через совершенствование законодательной базы, а именно, ужесточение контроля за деятельностью СМИ, общественных организаций, различных политических и религиозных объединений.

Являются ли предложенные меры действительно эффективными? Проблема нетерпимости стоит в нашем государстве не первый год. И на данный момент открытое обсуждение этого вопроса и различного рода призывы не дали эффективных результатов. Быть может, стоит подумать о более действенных мерах?

Речь идет о воспитании и образовании. О воспитании детей, о закладывании с раннего возраста идей терпимости и толерантности друг к другу, идей равенства и справедливости, мира и спокойствия. Быть может уже не в наших силах поменять общественное настроение, но мы можем изменить себя, наставить наших детей. Сколько людей – столько мнений. И призывы к толерантности будут лишь пустыми возгласами, если они не дойдут до сознания каждого, если человек не сможет понять какое счастье жить в мире, быть услышанным и уметь слышать других.

Следует отметить, что проблема религиозного экстремизма требует к себе внимания не только со стороны общественности, но и ученых социологов и политологов. Потому что в настоящее время общество столкнулось с огромной плохо изученной проблемой. И исследование этого вопроса нуждается во всестороннем и глубоком анализе.

Понятие политического терроризма

Среди целого ряда глобальных проблем впервые в истории в начале XXI века на передний план выходят задачи совместной борьбы различных государств против терроризма, против нового витка насилия, мотивированного политическими целями. Начиная с 60-х гг. прошлого века, терроризм, являясь важным фактором дестабилизации во всем мире, резко усилил свое отрицательное воздействие на развитие международных отношений и внутригосударственную жизнь. Трагические события последних лет показали, насколько уязвимым оказывается население той или иной страны перед лицом терроризма.

Разработка понятия терроризма является одной из сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью. В настоящее время существует около 200 понятий терроризма, однако ни одно из них не стало общепринятым из-за сложности исследований в данном направлении, а также в связи с возникающими дополнительными трудностями.

Если проанализировать многочисленные определения и типологии терроризма, которые давались как отдельными авторами, так и различными государственными учреждениями некоторых стран, а также содержались в международных конвенциях, касающихся террористической деятельности, то можно выделить ряд элементов, встречающихся в этих определениях наиболее часто.

Среди них первостепенную роль играет следующая черта: терроризм – это использование силы в политических целях, т.е. это специфическая форма политического насилия. Многие из форм вооруженного насилия, характерных для терроризма, не являются его монопольным достоянием, равно как само по себе их пользование не есть свидетельство того, что речь идет именно о террористической практике. Здесь главное в том, с какой целью осуществляются данные насильственные акции.

То есть именно политическая направленность делает акт вооруженного насилия террористическим, а не просто разрушительным, смертоносным, действием, так же как не всякое вооруженное насилие, осуществляемое с политической целью, есть терроризм.

Заключение

Несмотря на многочисленные труды по социологии молодежи и проблематике экстремизма в молодежной среде, эта тема не может считаться не актуальной, с точки зрения современной социологической науки. Этой темы касается большое количество публикаций в научной литературе, но комплексные исследования отсутствуют. Идеология и практики молодежного экстремизма постоянно трансформируются. Экстремизм стал глобальной проблемой. «Понимание сущности экстремизма может стать ключом к контролю над ним». Именно поэтому усилия социологов, специализирующихся на этой проблематике, сегодня востребованы.