Система ценностей определяет основные принципы взаимоотношений индивида и общества, общества и природы, отрицательные и положительные качества, идеалы к которым должен стремиться каждый. Ценности охватывают все сферы жизни и деятельности человека и общества. Это своеобразный набор приоритетов и критериев, по которым каждый индивид старается построить свою жизнь, согласовать ее с жизнью общества. Система ценностей - явление многоплановое. Она включает в себя смысложизненные ценности (представления о благе, счастье и добре): универсальные: а) витальные (жизнь, здоровье, др.); б) демократические (свобода совести, партий, др.); в) общественного признания (трудолюбие, квалификация, др.); г) межличностного общения (честность, терпимость, др.); д) личного развития (стремление к образованию, ценности национальной культуры и др.), а также партикулярные: а) традиционные (любовь и привязанность к семье, коллективу и др); б) религиозные (вера в Бога); в) урбанистические (предприимчивость, личный успех) и коллективистские ценности (взаимопомощь, солидарность, интернационализм и др.) (1, с. 609 - 610).
Система ценностей играет определяющую роль в жизни общества. Она выступает в качестве объединяющего, сплачивающего начала. Для каждой общности людей характерны свои особенности в ценностных подходах, осознаваемые как специфические для этой группы и отличающие ее от других. Ценностная ориентация является в известном смысле материалом, на котором кристаллизуется та или иная этническая культура. Сама система существует в двух измерениях - реальном и идеальном. Реальные - те, которые широко разделяются членами общества на практике и являются для него важными и значимыми; идеальные же, в свою очередь определяют перспективу развития, цель движения для индивида и народа в целом. Касаясь системы ценностей нельзя не упомянуть о существовании так называемых "вечных ценностей", которые являются значимыми во все времена, при любом типе общественных отношений. К ним мы относим любовь, дружбу, любовь к родителям, к Родине, доброту, справедливость, щедрость и др., хотя и они будут иметь свои особенности в различных социальных и этнических средах и в различные периоды развития общества, народа. То есть можно сказать, что к данной категории прежде всего относятся смысложизненные и витальные ценности.
Как же происходит формирование системы ценностей? В основном через воспитание и образование. Именно с семьей ребенок изначально ассоциирует понятия хорошего и плохого, нравственного и безнравственного, верного и неверного. Семья формирует систему ценностей ребенка, закладывает фундамент. Образование же способствует дальнейшему развитию и совершенствованию. Семья является наименьшим из социальных институтов и первой ступенью к становлению личности. Для гармоничного и непрерывного развития человеками необходимо совпадение ценностных установок семьи и общества. Велика роль семьи и в формировании ценностных подходов к таким явлениям как труд и предпринимательство.
Однако, в связи с особенностями социально-экономической политической истории русских, необходимо учитывать некоторые важные моменты. Прежде всего нужно сказать о прерывании традиции семейного воспитания после революции 1917 г., когда нарушилось эволюционное развитие общества, что привело сегодня к неспособности современной семьи привить органичную для русского народа систему ценностей, представление о предпринимательстве и связанных с ним проявлениях. Но вместе с тем это не означает, что семья должна полном устраниться от этого. Общие ценностные установки должны использоваться и в этом частном, но жизненно важном случае. Например, в американских семьях, с учетом особенностей американской системы ценностей, принято воспитывать особое отношение к труду, предпринимательству. Дети за различные поручения родителей получают денежное вознаграждение, что по мнению родителей, помогает им узнать цену труду и деньгам. Открытое обсуждение финансовых вопросов с детьми считается очень полезным. Родители даже часто дают советы детям, как потратить заработанное (14, с. 233).
Система ценностей, как мы отметили ранее - явление многостороннее, поэтому в данной работе мы рассмотрим лишь отдельные ее проявления на примере таких категорий, как труд и предпринимательство у русских и американцев. Мы считаем предложенную тему довольно актуальной вследствие современных дискуссий о заимствовании западного принципа ведения бизнеса, об отношении к данным категориям в обоих обществах.
Представленные категории относятся к деятельной и материально-созидательной сфере. Они занимают важное место в жизни людей и могут служить в качестве критериев при определении сходства и различия в ценностных ориентациях того или иного общества.
Прежде всего мы обратимся к такому понятию как труд. С. И. Ожегов определяет его как "целесообразную деятельность человека, направленную на создание с помощью орудий производствами материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей (2, c. 706). В зависимости от превалирования того или иного вида создаваемых ценностей труд может быть духовным и физическим. В обеих традициях данная категория занимает высокое иерархическое положение, но цели труда и его сущность в русской и американской культуре имеют свои особенности. Это объясняется прежде всего различиями в происхождении и развитии этих обществ и, во многом, разными религиозно-нравственными основами. Сходства и различия проявятся более реально, если рассмотреть полную конструкцию, т.е. не только труд, трудолюбие, но безделье, лень.
В протестантской традиции труд рассматривается как обязанность перед Богом: нужно постоянно трудиться во славу Бога, приумножая свое богатство и таким образом пытаясь найти путь к спасению (3). В протестантизме, по словам Вебера, идет постоянная проповедь труда, но физического. Труд - цель жизни человека, включая и сочетание различных профессий и перемену их и т.д. "В люди человека выводит труд. Будешь хорошо работать - будешь иметь большие деньги, выбьешься в люди", - эту заповедь усваивает американец с детства и потом передает потомству. Такая традиционная жизненная установка стимулирует практические усилия и устремления человека, которые ассоциируются с индивидуальным успехом, с популярным символом человека, сделавшего себя самого (self-made man). Традиционная идея "равных возможностей" развивает трудолюбие и работоспособность (6, с. 247). Н. Покровский в своем исследовании писал, что согласно Кальвину, одному из основоположников протестантизма, земное бытие человека - это тяжкий труд, имеющий ценность как преддверие возможного спасения, для которого необходимо постоянное совершенствование профессионального мастерства. Протестантизм освящает труд как таковой, делает его сакральным долгом (7, с. 31).
Если в протестантизме труд доминирует в целях спасения и, в первую очередь, для достижения материальных благ, то в православии труд как неотъемлемая часть человеческого бытия, обязательной стороной которой является вознаграждение в виде достойного образа жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей и уважения окружающих, так и не занял (по мнению И. Зарубиной) достойного места в общественном сознании (8, с. 85 - 86). Последнее не совсем точно отражает ситуацию. В русском обществе всегда существовал разрыв между утилитаризмом, жаждой обогащения и повседневной трудовой деятельностью. По справедливому замечанию С. Булгакова "труд в духовном контексте православия представал как подвиг самоотверженного служения, как проявление смирения и деятельной силы" (8, с. 85). То есть он служил прежде всего духовному совершенствованию человека. В православной традиции проповедуются беседы с Богом, беседы о Боге, хождение в храм, постоянные молитвы, созерцание и т.д. (4 с. 52 - 54). Таким образом, здесь делается больше упор на духовность духовный труд. Но, в то же время, например, С. Булгаков писал, что "упрек в мироотреченности православия должен быть отстранен". Он считает: что в православии не отвергается социальная и профессиональная деятельность, а "устанавливается особый образ аскетического понятия этого мира, аскетического труда и творчества в нем" (5, с. 32). Церковь показывает, что перспектива вечности не делает жизнь человека пассивной и отстраненной от повседневных забот и обязанностей. Наоборот, эта перспектива придает человеческой деятельности высший смысл и большую ответственность (12, с. 277). Помимо установок на честность, добросовестность и трудолюбие как универсальные ценности, православие не сформировало специфической хозяйственной и предпринимательской этики. Трудолюбие православного верующего было одним из средств внешнего самосовершенствования в то время как суть религиозного спасения составляло все же служение духовное. Труд не являлся самоцелью и не служил накопительству, а был необходимостью и условием для духовного труда. Таким образом, духовный труд в православии ценится гораздо выше, так как он ведет к духовному совершенствованию, и, следовательно, к спасению.
Следовательно, можно сделать вывод, что хотя труд и занимает высокую иерархическую позицию в обеих системах ценностей, однако он имеет и свою сущностную специфику в сравниваемых культурах. Если в американской традиции труд имеет ценность как путь к спасению (то есть приравнивается к спасению) и является способом заработать деньги, то в православной традиции это путь к совершенствованию, это служение обществу и проявление смирения. Здесь не труд - дорога к спасению души, а образ жизни, поступки. Поэтому труд, имея высокий статус в обеих культурах, все же оценивается, в них по-разному и служит различным целям.
Стоит рассмотреть труд и в свете противоположного явления этой категории - лень, безделье. С. И. Ожегов определяет лень как «отсутствие желания действовать, работать; любовь к безделью» (2, с. 276). Православие наряду с протестантизмом крайне негативно относится к проявлению лени. Еще в колониальной Америке в соответствием с этикой кальвинизма существовало "почти садистское отношение к безработным, которые были физически здоровы", - писал американский историк В. Ленз. Поселившиеся в Новой Англии пуритане любили повторять, что бездеятельность - "источник всех пороков" (6, с. 245-246). Довольство достигнутым богатством, нежелание работать считаются в протестантизме грехом. В православии же лень считается "ядом, умерщвляющим душу и источником всех зол" (9, с. 447). Схиархимандрит Иоанн писал: "... суть истые воры и хищники, когда, взявшие достойную цену, не хотят прилежно работать, но ленно и нерадиво работают, и только дни и часы провождают" (Там же, с. 1049). Вследствие высокой иерархической позиции труда в обеих культурах, лень, бездеятельность получили крайне негативную оценку. Однако по причине различного восприятия сущности и целей труда понимание лени тоже будет отличаться. Если в отношении физического труда в обеих культурах лень одинаково порицается, то в отношении духовного есть существенные различия: в православии проявлением лени не является "трата" времени на молитвы, созерцание и т.д., что считается бездеятельностью, пустым занятием в протестантизме.