Есть определенная необходимость в том, чтобы рассматривать два уровня языковой политики - институциональный и личностный (индивидуальный). На институциональном уровне языковая политика в Республике Саха ориентирована на обеспечение равноправного двуязычия - на паритет, правовое равенство функционирования в различных социальных сферах. Однако на индивидуальном (личностном) уровне необходимо обеспечивать приоритет родного языка в социализации. Только личность, сформировавшаяся в основном в собственной языково-культурной среде, получившая профессиональное становление на родном языке, способна поднять свое языковое самосознание до уровня, обеспечивающего языку реальное функционирование во всех сферах социальной жизни (образование, властные структуры, научная деятельность), и тем самым стать основой сохранения и развития родного языка.
Если взять исследования непосредственно социальной структуры, мы увидим, что "социальный институт" выступает здесь в качестве центрального звена, с помощью которого моделируют социальную реальность. Функционирование социальных институтов считают прямым показателем социальной жизни вообще, существования всего общества.
Все исследователи сходятся на том, что ключевым понятием социального института является шаблон, стереотип действий, мы, в свою очередь предлагаем разделить шаблоны и стереотипы поведения на: уже существующие, поощряемые (нормы, правила, предпочтительные или одобряемые способы действий), которые мы условно назовём ценностями действий; существующие отрицаемые (действия, наказуемые, не принимаемые данным институтом); воспринимаемые (действия, которые не признаны, однако поощряемые, и потому некоторые совершающие их индивиды могут добиться успеха); вспомогательные (действия, не идущие вразрез с общепринятыми нормами поведения, однако, не поощряемые ими).
Эмпирическими исследованиями было доказано, что социальные институты, выполняющие одну и ту же функцию, но в разных странах (к примеру, институты образования в США и в России) различаются не формально, но содержательно. Иначе говоря, все названные характеристики структуры социального института конечно же присутствуют, но выражаются по-разному. Мы определили ведущие шаблоны действий, характеризующие социальный институт, обнаружив совпадение некоторых признаков с информационными признаками-дихотомиями (1,5). В дальнейшем это может послужить более углубленным исследованиям внешней политики государства, характеристикой взаимоотношений внутри страны, изучении общей линии развития и т.д.
Исследования были основаны на нескольких принципах: исследования ценностных предпочтений (ценности являются ярчайшим доказательством различий, именно ценности определяют выбор и направление действий); исследования повторяющихся форм и способов действий (моделирование социальных ситуаций и отслеживание последующий реакции); документальный и статистический анализ социальных структур (исследования системы управления учреждения).
Таким образом, мы выяснили схожесть и различие некоторых параметром религиозных институтов указанных стран.
Россия - иррациональность (отсутствие жёсткого контроля, приспособление к ситуации, выбор, отсутствие принципов), динамика (постоянная изменчивость, нестабильность организаций), закрытость (яркие переживания, остающиеся внутри страны, ненавязчивость своих стремлений другим государствам), эмоции, ценность безвременья.
США - рациональность (чёткий контроль, планомерность развития, осознанность, принципиальность), динамика (приспособление к требованиям общества), открытость (активность извне, навязчивость), работа, ценность времени.
Япония - рациональность, статика (неизменность, постоянная стабильность, общество приспосабливается к нормам), закрытость (вера внутри личности, страны, отсутствие каких-либо контактов, навязчивости, свой путь), структура, ценность логики и силы.
Социальное развитие современных обществ обусловлено влиянием различных факторов глобального и локального характера. Одни факторы оказывают позитивное воздействие на развитие обществ и отдельных сфер общественной жизни, другие - препятствуют интенсивному развертыванию социальных процессов. Одним из факторов, способствующих прогрессивному социальному развитию и решению многих социальных проблем, является туризм.
Туризм в настоящее время рассматривается как сложное политическое и социально-экономическое явление, имеющее значительное влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира. Он является высокодоходной отраслью экономики, так как в этой сфере тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, ресторанного, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Развиваясь как отрасль экономики, туризм, тем не менее, имеет огромный социальный эффект. Это создание большого числа рабочих мест, обеспечение возможности рекреации, отдыха и лечения различных групп населения, в том числе и социально незащищенных слоев общества, решение проблемы гендерного неравенства и т.д.
Исследователями и практиками отмечается, что наибольшее значение в развитии современных обществ приобретает въездной туризм. Но производство качественного, высокодоходного туристского продукта возможно лишь на основе анализа личностных типических черт, потребностей и интересов потенциальных потребителей - туристов. Поэтому изучение характерных черт туристов различной этнической принадлежности, их образа, формирующегося у производителей туристского продукта, представляется весьма актуальным.
Черты, присущие представителям определенной этнической группы, обозначаются в науке целой группой понятий: "менталитет", "национальный характер" и другие. Менталитет, в частности, характеризует национальные особенности больших общностей людей (этносов, наций, различных социальных слоев), живущих в определенный исторический период, формируется путем их социализации и обнаруживает прямую зависимость от целенаправленности воспитания, средств массовой коммуникации, традиций и обычаев, а также других факторов общественной жизни. Усвоение в онтогенезе существующего в обществе менталитета обеспечивает преемственность поколений.
Отражая специфику психологической жизни людей, менталитет раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающуюся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы, социальные установки, а также предпочтения мест отдыха, видов занятий на отдыхе, форм общения с местным населением во время отдыха и т.п., отличающие указанную общность от других.
В современной России в связи с интенсивным развитием туризма, стремлением ориентировать туристский продукт на привлечение иностранных туристов, особенно "европейцев" и "американцев", способных обеспечить приток значительных денежных средств в туристскую дестинацию, изучение этнических особенностей туристов, а также представлений о данных особенностях российских граждан - поставщиков национального туристского продукта, представляется особенно актуальным. Исследование данной проблемы и использование результатов научного анализа в практической деятельности позволит, на наш взгляд, привлечь в Россию с целью отдыха и знакомства с достижениями национальной культуры большое число американских и европейских туристов.
С целью изучения обобщенных образов "американского" и "европейского" туристов в представлениях студенческой молодежи в ноябре-декабре 2007 года нами было проведено прикладное социологическое исследование с использованием метода анкетирования. Объектом исследования явились студенты Тверского государственного технического университета. Объем выборочной совокупности составил 100 человек, из них 47% - юноши, 53% - девушки. В ходе исследования были получены следующие результаты.
Образ "европейского" туриста в представлениях студентов ТГТУ характеризуется, прежде всего, такими чертами как педантичность и аккуратность (22% от общего числа ответов), расчетливость и экономность (17,5%), любовь к комфорту (20%). В своих туристских предпочтениях, считают студенты, "европеец" руководствуется интересом ко всему новому (18,5% от общего числа ответов), к чужим культурам (21,5%) и любовью к комфорту (23%). Европейский турист предпочитает экскурсионный (20%), познавательный (15,5%) и пляжный (13%) виды туризма, а отдыхать любит в соседних европейских странах (43%), либо в Турции и на Кипре (24% от общего числа упоминаний).
В свою очередь, "американский" турист является патриотом (31,5%), его характеризует целеустремлённость (19%) и, как и "европейского" туриста, любовь к комфорту (30%). В своих туристских предпочтениях "американец" также руководствуется любовью к комфорту (27,5%) и интересом к различным культурам (22,5%). Он, в отличие от "европейца", предпочитает, прежде всего, развлекательный (20% от общего числа ответов), экстремальный (15%), деловой (13%) виды туризма, и лишь затем - экскурсионный (12,4%). Отдыхает "американский" турист преимущественно на территории своей страны (22,5%) и в странах Карибского бассейна (35%).
В ходе исследования также была получена информация о требованиях, предъявляемых, как считают студенты, "европейскими" и "американскими" туристами к отдыху. Было выявлено, что как для "европейцев", так и для "американцев" наиболее значимыми являются высокий уровень сервиса (соответственно, 22,5% и 30% от общего числа ответов) и комфортность размещения (соответственно, 20,5% и 21%). Для "европейцев" более, чем для "американцев" значима экологичность окружающих территорий (соответственно, 11,5% и 5,5%), в то время как для "американцев" важнее, чем для "европейцев" наличие известных достопримечательностей на маршруте (соответственно, 7,5% и 10%).