Смекни!
smekni.com

О вкладе Сорокина Питирима в развитие социологической мысли (стр. 2 из 4)

В фундаментальном четырёхтомном труде «Социальная и культурная динамика» (1937-1941) П.А. Сорокин создаёт свою циклическую концепцию истории человеческого общества и культуры. Под культурой П.А. Сорокин понимает совокупность материальных и духовных достижений, созданных или изменённых людьми в процессе их совместной деятельности. К ним относятся наука, техника, изменённая природная среда, философия, религия, искусство и т.д. В ходе своего развития человечество создаёт различные культурные системы — познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. Эти элементы культуры имеют тенденцию интеграции в более крупные образования. П.А. Сорокин выделяет следующие формы интеграции:

Пространственное или механическое соседство — конгломерат элементов культуры на определённом участке физического пространства;

Косвенная ассоциация на основе внешнего фактора, например, валенки, лыжи, печки как следствие фактора климата;

Каузальная, или функциональная интеграция — когда каждый элемент культуры функционально влияет на остальные элементы, и в то же время сам подвержен их влиянию и не может существовать без них;

Логико-смысловая интеграция (высшая форма интеграции) — когда различные элементы культуры образуют гармоничное целое. Существует общий принцип или основание, связывающий воедино все компоненты культуры, придавая смысл и значение каждому элементу

На основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает социокультурная суперсистема. «Общий принцип» в ней — это «картина мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ. Это господствующая система истин, создающая свою философию, своё мировоззрение, свою религию, свою литературу, эстетику, искусство, свою экономику и политику. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам. Эти изменения составляют суть социокультурной динамики.

В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы — определённый способ осмысления реальности.

Изменение социокультурной суперсистемы носит циклический характер — за идеациональной фазой следует идеалистическая (интеграционная), за ней чувственная, за чувственной — снова идеалистическая, потом снова идеациональная и т.д. В Европе, по оценке П.А. Сорокина, последовательность смены фаз (или основных принципов) была следующей: «Чувственная истина крито-микенской цивилизации уступила место греческой идеациональной истине VIII — VI веков до нашей эры, а она в свою очередь — идеалистической истине V века до нашей эры. Придя ей на смену, чувственная истина вновь безраздельно господствует в период с III века до нашей эры по IV век нашей эры. Затем последовали века доминирования истины христианства с VI века по XII век. (Имеется в виду идеациональная истина — В.П.). В XIII веке идеалистическая истина вновь становится преобладающей (П.А Сорокин связывал это с эпохой возрождения — В.П.), но ненадолго, ей на смену пришла третья фаза чувственной истины, утвердившая своё влияние с XVI века и по настоящее время» (Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 474). Циклические изменения фаз он обнаруживает и в культурах Египта, Вавилона, Индии, Китая. Свои выводы о динамике фаз социокультурных суперсистем П.А. Сорокин подкреплял огромными массивами исторических данных о динамике философских и научных доктрин, изобретений, о характере произведений искусства и т.д. в разные исторические эпохи.

П.А. Сорокин считал эпоху, в которую жил он сам, периодом окончания трёхвековой чувственной фазы, её кризиса, дезинтеграции, и перехода к идеалистической (интеграционной) фазе, когда материальные ценности окажутся потесненными признанием сверхчувственных начал реальности. В этом П.А. Сорокин в какой-то степени перекликается с А.Тойнби, провозглашавшим наступление эпохи иррационализма. Отражением перехода к идеалистической (интегралистской) фазе являются процессы глобализации, вовлечения всего человечества в общее социокультурное строительство. До этого динамика фаз в Европе и Северной Америке не оказывала влияния на другие регионы. Лишь в наше время очередная волна смены системы мировоззрения в Европе и Северной Америке захлёстывает весь остальной мир, вовлекая в этот процесс и незападные народы.

В целом, по мнению П.А. Сорокина, современная эпоха имеет следующие основные черты: (во-первых,) «перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку; во-вторых, продолжающаяся дезинтеграция до сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей; в-третьих, возникновение и постепенный рост первых компонентов нового — интегрального — социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности» (П.А. Сорокин. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997. С. 101).

2.4. Доктрина интегрализма

П.А. Сорокин активно вводил в общественные науки идеи интегрализма или комплексного, синтетического, объединительного подхода к изучению общества и человека. Он предлагает изучать общество как с точки зрения объективных изменений социокультурных суперсистем, так и с точки зрения интегральной сущности человека. В работе «Интегрализм — моя философия» (1957) П.А. Сорокин рассматривает действительность как бесконечное множество различных качеств и количеств: духовных и материальных, меняющихся и неизменных и т.д. Наивысшей формой действительности П.А. Сорокин считает активное разумное творческое начало — Бесконечное Творческое X. С точки зрения способов познания П.А. Сорокин различает:

­ эмпирический аспект действительности (постигаемый опытом);

­ рациональный (постигаемый разумом, то есть посредством логики и математики);

­ сверхчувственно–сверхрациональный (постигаемый творческим озарением и интуицией);

Наиболее полной является истина, полученная через все три эти аспекта, а не какой-либо один из них.

Сам человек — тоже интегральное существо. Он и познающий субъект, и рациональный мыслитель, и сверхчувственное и сверхрациональное существо, активный участник творческого X всей Вселенной. Человек не только сознательное творенье, но и сверхсознательный творец, создающий явления культуры, отличающиеся от явлений неживой природы и органического мира. Этот культурный («суперорганический») мир существенно изменил поверхность земли и уже простирает своё влияние к Космосу (здесь идеи интегрализма суперорганического мира П.А. Сорокина перекликаются с мыслями В.И. Вернадского о ноосфере).

Важнейшей компонентой суперорганического мира является смысл. Высшей интегральной смысловой ценностью является единство Правды (Истины), Добра (неэгоистической любви) и Красоты (эстетических ценностей, произведений искусства). Таким образом, интегрализм П.А. Сорокина выступает не только как познавательная, но и морально-этическая доктрина. И эти понятия для него неразделимы. Каждая открытая истина, согласно П.А. Сорокину, это одновременно вклад в добро и красоту. Любой акт неэгоистической любви (добра) обогащает мир правды и красоты. В то же время П.А. Сорокин констатирует, что за последние столетия деятельность человечества в области истины (научные открытия) и красоты (произведения искусства) опережала деятельность в области добра (неэгоистической любви). Поэтому ему не удалось открыть пути для морального облагораживания суперорганического мира и контроля над своими животными пристрастиями. В современную эпоху это накладывается на смену фаз социокультурной суперсистемы западной части суперорганического мира. В результате совместного действия двух этих причин встал вопрос о самом выживании человеческой цивилизации. Выход из этого кризиса П.А. Сорокин видит в необходимости увеличения неэгоистической творческой любви и этики солидарности. Отсюда его интерес к теории созидательного альтруизма, которую он разрабатывал в 1940-е — 1950 –е годы.

2.5. Доктрина конвергенции

Основы теории конвергенции были намечены П.А. Сорокиным ещё в работе «Россия и Соединённые Штаты», написанной в 1944 году, когда СССР и США были союзниками во Второй мировой войне. Но и позднее, уже в годы Холодной войны, в частности, в работах «Взаимная конвергенция Соединённых Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу» (1960) и «Главные тенденции нашего времени» (1964), П.А. Сорокин проводит мысль о том, что наблюдается постепенная конвергенция (схождение) черт, характеризующих советское и западное общества, СССР и США. Он считал, что если удастся избежать новой мировой войны, то доминирующей формой общества будет не капитализм, и не социализм, а некая интегральная форма, сочетающая в себе лучшее из обеих систем. Но в тоже время она будет характеризоваться новым типом личности, новыми социальными институтами, новыми культурными ценностями, не сводимыми ни к «капиталистическим», ни к «социалистическим». Для Запада конвергенция будет означать отказ от иллюзорных материальных ценностей чувственной фазы, ограничение власти денег. Для СССР конвергенция будет означать уважение прав человека и повышение материального уровня жизни масс. Постепенно и Запад, и Советский союз придут к смешанному типу экономики, отличающемуся и от экономики свободного предпринимательства, и от чисто государственной экономики. В этом вопросе П.А. Сорокин был солидарен с Дж. Гэлбрейтом. В Советском Союзе в 1970-е годы идеи конвергенции разделял академик-диссидент А.Д. Сахаров, в то время как на официальном уровне теория конвергенции клеймилась в СССР как буржуазная. Во второй половине 1980-х гг. мысли о конвергенции высказывал и советский лидер-реформатор М.С. Горбачёв. И хотя реальные пути развития США и особенно СССР оказались несколько иными, чем предсказывал П.А.Сорокин, доктрина конвергенции оказала большое влияние на различные теории нарождающегося и будущего типа человеческого общества (модели постиндустриального общества и др.).