Смекни!
smekni.com

О вкладе Сорокина Питирима в развитие социологической мысли (стр. 3 из 4)

2.6. Социология права

Нормальное развитие общества П.А. Сорокин связывает с мирным, ненасильственным течением истории, без потрясений, сопровождающихся разрушением правовых устоев общества. Вопросам же социологии права П.А. Сорокин уделял внимание на протяжении всей творческой жизни, особенно в российский период. Среди важнейших работ данной проблематики: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о государстве» (1919), «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь» (1922).

П.А. Сорокин считает право той силой, которая, наряду с нравственностью, мотивирует поступки человека. Право предполагает категорически обязательные волевые основы поведения, нравственность — рекомендуемо-желательные. Официальное право, провозглашаемое в законах — это категорически-обязательные требования к поведению членов общества со стороны государственной власти (правительства). Право влияет на человека и общество следующим образом:

­ как мотивационная сила способствует формированию гражданина;

­ как принудительная сила осуществляет акты принуждения со стороны государства или общества, угрозу наказанием или поощрение правовой наградой, и даже проводит «социальный отбор» (при использовании смертной казни);

­ как дрессирующая сила способствует выработке у членов общества одних привычек и искоренению других.

Высшая степень проявления права — это правовое убеждение, осознание индивидом своих прав и обязанностей.

В процессе исторического развития складываются определенные правовые идеалы, то есть представления о том, какими должны быть в идеале правовые нормы, например, «Царства Божия на земле», «Свободы, Равенства и Братства», коммунистически-социалистический идеал. П.А. Сорокин горит о законе социального иллюзионизма, о недостижимости правового идеала в условиях господства произвола и насилия. Революции, стремясь установить новые идеалы насильственными методами, становятся реакцией. Альтернативу правовым идеалам, насаждаемым насильственными методами, П.А. Сорокин видит в идеале права социально-благожелательного поведения. Его суть заключается во взаимной солидарности и любви людей друг к другу. П.А. Сорокин выделяет следующие критерии соответствия этому правовому идеалу:

­ критерий интересов личности;

­ критерий правового равенства между личностями;

­ критерий количественного и качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведения;

­ критерий падения наказаний и наград, в частности, падение жестокости наказаний, уменьшение числа караемых лиц;

­ критерий качества тех средств, которыми обеспечивается социально-благожелательное поведение, в частности, освобождение человека от излишней опеки со стороны государства или групп.

В постепенном приближении к этому идеалу П.А. Сорокин видел будущее человечества.

2.7 Социология революции

П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам.

Всякая революция, согласно П.А. Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения — потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе. Для того чтобы быть предпосылкой революции, такое подавление базовых потребностей населения должно носить массовый характер и сопровождаться бессилием групп поддержания порядка.

В работе «Листы из русского дневника» (1924) П.А. Сорокин высказывает мысль, что всякая революция проходит три стадии: «Первая обычно очень кратковременна. Она отмечена радостью освобождения от тирании старого режима и ожиданиями обещаемых реформ. Эта начальная стадия лучезарна своим настроением, её правительство гуманистично и милостиво, а его политика мягка, нерешительна и часто бессильна. Но вот в людях начинает просыпаться «наихудший из зверей». Краткая увертюра подходит к концу и обычно на смену ей приходит вторая, деструктивная фаза. Великая революция превращается в ужасающий шквал, неразборчиво сметающий всё на своем пути. Она безжалостно искореняет не только обветшалые, но и все ещё жизнеспособные институты и ценности общества, а тем самым уничтожает не только отжившую свой век политическую элиту старого режима, но и множество творческих лиц и групп. Революционное правительство на этой стадии безжалостно, тиранично и подчас кровожадно, а его политика преимущественно деструктивна, насильственна и террористична... Постепенно революция вступает в свою третью, конструктивную фазу, начинает создавать новый социальный и культурный порядок. В постреволюционном порядке обычно новые модели и образцы поведения тем самым гармонизируют со старыми, но не потерявшими жизненную силу образцами дореволюционной действительности». Первую фазу П.А. Сорокин называет фазой революционного подъёма, вторую — революционной диктатурой, третью — реакцией.

Революция, как отмечает П.А. Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А. Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:

­ любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;

­ каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;

­ каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

3. Библиография трудов Сорокина П.А. в прямой хронологии

[1910]

Пережитки анимизма у зырян // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№20. - С.49-62; №22.-С.39-47.

Рыт пукалoм: [Рассказ о жизни сев. деревни] // Арханг.губ.вед.-№203.

[1911]

К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Изв. Ар-ханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№1.-С.34-41; №5.-С.356-361.

"Пестрое кружево": [Дорож. заметки о путешествии в Удор. край с целью этногр. исслед. летом 1911 г.] // Во-логод. листок.-1911.-19, 21, 26 июня; 26 июля; 6,9,17,21, 28 авг.; 2,4,6,11 сент.

Печорская экспедиция и колонизация зырянского края // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера- №8-9.-С.645-651; №11.-С.863-868.

Современные зыряне // Изв. Арханг. о-ва изуч. рус. Севера.-№18.-С.525-536; №22.-С.811-820; №23.-С.876-885; №24.-С.941-949.

[1913]

Брак в старину: (Многомужество и многоженство).-Рига: Наука и жизнь.-47 с.

Преступность и ее причины.-Рига: Наука и жизнь.-46 с.

Самоубийство, как общественное явление.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.

Символы в общественной жизни.-Рига: Наука и жизнь.-48 с.

Границы и предмет социологии // Новые идеи в социо-логии.-СПб..-Сб.1.-С.59-108.

[1914]

О социологии. Преступление и кара, подвиг и награда.-СПб.-78с.

Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали.- СПб..- L, 3.-456 с.

Л.Н.Толстой как философ.-М.: Посредник.-28 с.-(Всемир. б-ка в память Л.Н.Толстого).

Обзор теорий и основных проблем прогресса // Новые идеи в социологии.-СПб..-Сб.3.-С.115-155.

[1915] "Третья" школа и спор "классиков" с "социологами" в уго-ловном праве.-М..-20 с.

[1917]

Автономия национальностей и единство государства.-Пг.: Набат.-16 с.

Вечный мир и всемирное единение народов.-Пг.: Рев. мысль.-31 с.

О свободах: Неотъемлемые права человека и граждани-на.-Пг.: Рев. мысль.-14 с.

Основы будущего мира.-Пг..-32 с.-(Б-чка "Копей-ка").

Причины войны и пути к миру.-Пг..-31 с.

Проблема социального равенства.-Пг.: Рев. мысль.-66 с.

Сущность социализма: Лекция, прочит. во фракции соци-ал-революционеров при Исполкоме Всерос. Совета крест. депутатов.-Пг..-16 с.-(Всеобщ. б-ка изд-ва "Новь").

Формы правления.-Пг..-8 с.

Что нужно народу: монархия или республика?-Пг..-32 с.-(Б-чка "Копейка").-(Сер. полит.-соц. брошюр; №2).

Что такое монархия и что такое республика?-Пг.: Рев. мысль.-32 с.

Что такое социализм?- Пг.: Рев. мысль.-4 с.

К вопросу о первобытных религиозных верованиях зырян // Изв. Вологод. о-ва изуч. сев. края.- кн.IV.-С.48-55.

[1918] Программа по изучению зырянского края.-Яренск: Изд. союза "Коми котыр".