Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции. Суть преобразовательной функции состоит в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служат основанием для выборки и принятия определенных решений. Изменения в обществе должны быть направлены на создание условий и возможностей для сознательной, целенаправленной деятельности личности, социальных институтов. Проблема состоит в преодолении отчуждения человека от рациональной деятельности, в оптимизации и качественном повышении ее эффективности.
В заключение важно сказать о такой функции социологии, как идеологическая. Принято считать, что она включает в себя и информационную функцию, которая предполагает сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация - самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
На вопрос: "Что такое идеология?" - трудно дать единственный исчерпывающий ответ. Чаще всего ее определяют как систему концепций, теорий, защищающих интересы правящего класса, элиты. В центре любых идеологических систем стоят экономические интересы.
Идеология - это первый, высший уровень общественного сознания, система идей, выражающая как интересы, так и мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии.
Пока ни одному социологу не удалось полностью избежать присутствия в его теориях идеологической нагрузки. Разрушение идеологии марксизма в России привело к небывалому социально-информационному прессу в разрушительной идеологии либерал-реформаторов. Для социолога всегда важен объективный анализ общественных явлений. Но социальный статус исследователя, его мировоззренческая позиция также объективно оказывают давление на вывод, рекомендации, которые он готовит для заказчика. Безусловно, надо избегать чрезмерной идеологизации как при составлении социологической документации (программ, опросных листов, бланков интервью, формализованных бланков наблюдений и т.д.), так и при формулировании "обобщения" рекомендаций.
Была ли наука, придуманная Контом следствием его утопии или, наоборот, утопия - следствием его научных воззрений или, наконец, наука и утопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы не ответили на этот вопрос, ясно одно: Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обоснование было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззренческим: очевидно; что изнутри социологии обосновывать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала. Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался реализовать.
Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т.е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания, и обосновывал идею автономии "социального существования" по отношению к индивидуальному. Конт одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как "социальный организм" и "социальная система", сформулировал эволюционную парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Его идеи лежат в основе разнообразных теорий индустриализма и технократии. Конт зафиксировал выдвижение на авансцену социальной жизни и рост значения новых социальных категорий: предпринимателей, банкиров, инженеров, рабочего класса, ученых. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций - традиции исследования социальной солидарности (обозначаемой также терминами "согласие" и "сплоченность").
Огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т.д.
Что касается значения Конта для институционально-организационной стороны развития социологии, то здесь можно говорить не о прямом, а лишь о косвенном его влиянии. Время институционализации социологии при нем еще не наступило. Как говорил сам Конт, "колыбель не может быть троном". В его время социология находилась еще в колыбели. Нельзя сказать, чтобы социология когда-нибудь или где-нибудь до сих пор находилась "на троне". Но в том, что она сегодня занимает вполне достойное место среди наук о человеке, заслуга Конта, несомненно, велика.
1. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1979. - 426 с.
2. История социологии в Западной Европе и США. - М.: Инфра - М, Норма, 1999. - 261 с.
3. История теоретической социологии. Т.1. - М.: Канон, 1997. - 316 с.
4. Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. М.: Деловая Книга, 1998. - 439 с.
5. Тощенко Ж. Социология. - М.: Юрайт, 1999. - 267 с.
6. Социология: учебник для студентов вузов / Н.А. Нартов, В.Ю. Бельский; под ред. проф. В.И. Староверова. - М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 511 с.
[1] Социология: учебник для студентов вузов/Н.А. Нартов, В.Ю. Бельский; под ред. проф. В.И. Староверова.- М.; ЮНИТИ-ДАНА,2005.- с. 60
[2] Тощенко Ж. Социология. - М.: Юрайт, 1999. - с. 94.
[3] Социология: учебник для студентов вузов/Н.А. Нартов, В.Ю. Бельский; под ред. проф. В.И. Староверова.- М.; ЮНИТИ-ДАНА,2005.- с.63
[4] Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М.: Прогресс, 1979.- с. 102.
[5] Социология: учебник для студентов вузов/Н.А. Нартов, В.Ю. Бельский; под ред. проф. В.И. Староверова.- М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - с. 67.
[6] Кравченко А.И. Социология: Хрестоматия. М.: Деловая Книга, 1997.- с. 284.