Социальная работа подразумевает, что статус женщины и отношение к ней общества не должны определяться ее брачным статусом или последствиями развода. Социальная работа должна быть основана на уважении достоинства женщины и направлена на повышение ее самооценки. Это достигается посредством поощрения женщин, усилий пораскрытию их потенциала, путем признания их заслуг, оказания им всяческой поддержки в той важной работе, которую они ведут изо дня в день. Однако преодолеть стереотипы в своей профессиональной деятельности оказывается для социальных работников не так уж просто[3].
Несмотря на то, что женские исследования и женское движение получили на Западе весьма существенное развитие уже с конца 1960-х годов, образование и практика социальной работы начали признавать те же самые вопросы, которые поднимались женским движением, лишь в 1980-е годы. В 1984 году была основана Ассоциация женщин в социальной работе (AWSW), одной из целей которой является «развитие феминистских ценностей, знания, положений, исследований, и поведения; и содействие их внедрению в практику и образование по социальной работе». В 1986 году был основан новый журнал - «Аффилия: журнал женщин и социальной работы». Тем самым произошла институализация феминизма в теории, практике и исследованиях социальной работы.
«Аффилия» - это единственный на сегодня журнал, который рассматривает проблемы социальных работников и их клиентов с феминистской точки зрения, предоставляя уникальные исследовательские данные, развивая новые теории и творческие подходы к тем испытаниям, с которыми сталкиваются женщины.
Чтобы пересмотреть возможные предвзятости и предубеждения в своей профессиональной деятельности социальным работникам было бы полезно проанализировать общее и особенное в жизненном опыте женщин, различающемся в силувозраста, этнической принадлежности, характера занятости, доступа к власти. Кроме того, оценка социальными работниками ситуации всех женщин-клиентов и каждой из них в отдельности должна основываться на понимании новых социальных проблем, знании современных жизненных практик. Рост числа монородительских семей, снижение количества детей в семьях, рост разводов и повторных браков, другие тенденции влияют на социальную ситуацию женщин-клиентов. В социальной науке и на практике пересматриваются понятия типичного жизненного пути, одобряемого и отклоняющегося поведения, трансформируются тины семьи и брака, образцы воспитания детей.
Социальным работникам важно признать, что в социальной службе есть своя внутренняя иерархия, причем власть распределена неравномерно не только между начальниками и подчиненными, но и между специалистами и клиентами. Неравные отношения препятствуют установлению доверительных отношений, проявлению эмпатии, не позволяют добиться позитивных изменений в трудной жизненной ситуации. Если социальный работник сможет увидеть этот дисбаланс властных отношений, то реальным будет и предпринять усилия по установлению партнерских отношений с клиентами. Модель таких отношений представлена в различных формах групповой работы, где устанавливаются партнерские, равноправные отношения между клиентами и социальными работниками.
Современным профессионалам в области социальной работы свойственно стремление рефлексировать, то есть подвергать осмыслению собственную деятельность, ее результаты, способы, которыми удалось достигнуть поставленной цели. Для гендерно чувствительной практики характерно подобное рефлексивное отношение к повседневной работе, ведь это ведет к профессиональному развитию и позволяет не только изменить культуру социального обслуживания, но и по-новому посмотреть на систему подготовки социальных работников. Инновации в обучении, в частности, подразумевают включение пользователей социальных услуг в подготовку социальных работников, а изменения в практике социального обслуживания подразумевают переход на принципы партнерства между специалистами и общественными организациями, волонтерами, студентами.
В некоторых службах, например в негосударственных кризисных центрах для женщин, ведется групповая работа с клиентами. Здесь создаются группы самопомощи, которые позволяют женщинам понять и преодолеть эффекты властных и негуманных отношении в обществе, семье, на работе или других сферах, помогая наметить план позитивных изменений. В групповой работе используется диалог между женщинами как рапными, в поисках взаимопонимания и совместного интереса определяется совместная идеология, демонстрируется уважение взглядов друг друга, личные проблемы объясняются в связи с проблемами социальными. Групповая социальная работа, а также группы самопомощи применяются для роста самосознания и развития позитивной идентичности у клиентов. Однако без четкого определения целей, направления движения и идеологии группа самопомощи может превратиться в собрание женщин, жалующихся на систему и смирившихся с реальным положением вещей.
Женщины - социальные работники и женщины-клиенты, безусловно, имеют много общего не только в аспекте анатомии и физиологии, но и в социальных и культурных аспектах. Даже если социальные работники и клиенты отличаются в аспектах национальной культуры, семейно-брачного статуса, занятости, то их объединяют социальные ожидания, предъявляемые к ним в обществе как к женщинам. Эти социальные ожидания раскрываются в том, как жизнь этих женщин поделена между публичной и приватной сферой (работой и семьей), в том, что они несут двойную нагрузку, выполняя домашний труд и имея оплачиваемую работу. Их часто сближают между собой опыт материнства, отношений с мужчинами, возможно, экономические и социальные эффекты брака и развода, многочисленные собственные проблемы, проблемы детей и родственников.
Для многих женщин - социальных работников признание сходства с другой женщиной порой связано с опасением испытать сверх-идентификацию, то есть ощущение слишком сильного вовлечения в судьбу клиента. В этой связи даже говорят о потенциальной неспособности специалиста точно и объективно оценить проблемы клиента. С одной стороны, признание такого сходства означает потерю власти, экспертного мнения и дистанции. С другой стороны, понимание опыта другого человека на основании родства гендерных идентичностей является важной частью формирования профессиональной идентичности и навыков предоставления социальных услуг, в центре которых находится женщина-клиент.
Безусловно, между социальным работником и клиентом, независимо от их половой принадлежности, есть и целый ряд различий. Прежде всего, это касается неравных позиций, занимаемых той и другой стороной. Возможно, женщина-клиент не имеет работы, ее доход еще ниже, чем у социального работника, возможно, уровень и характер образования, жизненный стиль, трудность жизненной ситуации, природа социальных связей - все это обладает своей спецификой. Другие измерения отличий - возраст, этничность, сексуальные предпочтения, индивидуальные особенности здоровья, история контактов с государственными органами исполнения и наказания, жилищные условия и многие другие - также являются факторами дифференциации.
Процесс признания сходств и различий между собой и клиентом является чрезвычайно важным в развитии профессиональной идентичности социального работника. В случае непризнания родства или, напротив, чрезмерного отождествления позиций есть риск стереотипизации женщин-клиентов и аутостереотипизации женщины - социального работника. В этом случае о женщинах-клиентах могут говорить как о тех, кто не справляется, как об относящихся к группе риска или беспомощных, а об их семьях - как об асоциальных и неблагополучных. Распознавая разнообразие через общность, социальные работники развивают как самопонимание, так и свой профессионализм[4].
Фундаментальная предпосылка в социальной работе с женщинами - верить своим клиентам, принимать их проблемы. Именно партнерство является сегодня одним из критериев профессионализма в теории социальной работы, однако на практике к женщинам-клиентам не всегда относятся как к целостным личностям, достойным равноправного взаимодействия в социальном обслуживании. Индивидуальность, уникальность и целостность таких женщин было бы трудно разглядеть за стереотипным представлением о женском предназначении. Если согласиться с тем, что женщины-клиенты не в состоянии отвечать за себя и свою жизнь, то можно прийти к медикалистскому, экспертному видению социальной работы, где профессионал дает советы и действует подобно врачу, стремясь излечить заболевание одному ему известными способами, реализуя монопольную власть над пациентом. Подобно пациентам клиники, женщины - клиенты социальной службы будут испытывать чувства вины и неполноценности, находясь в абсолютной власти эксперта и не в состоянии справиться с собственной проблемой. Между тем именно женщины могут выступать ресурсом друг для друга, в частности, в упомянутой выше групповой социальной работе, отношения власти в которой будут организованы горизонтальным образом, то есть не-иерархично. В феминистской социальной работе женщины-клиенты принимаются как компетентные субъекты, имеющие свои сильные стропы и права Они ни в коем случае не должны чувствован, вину и неполноценность за то, что не могут справиться с той или иной проблемой. Напротив, им предоставляется возможность эмоционального самовыражения, им помогают укрепить способность самоконтроля и выработать навыки совпадания с трудностями.