Города из «полисов» начинают преобразовываться в «мегаполисы». В городах больше нет расслоения на богатых и бедных мещан и купцов, так как в города приезжают и представители других социальных классов: крестьяне, переселенцы из других городов и других национальностей, сельские ремесленники. Происходит смешение классов и социальных групп.
Управление городом приобретает более сложный и масштабный характер:
возникают новые проблемы: канализация, промышленное снабжение топливом, введение постоянного бесплатного медицинского обслуживания и т.д. Появляются и новые социальные «болезни»: бродяжничество, массовые эпидемии, детская проституция, высокий уровень преступности и т.д.
На тот момент правительства городов и страны в целом понимало всю
серьёзность положения, и вводились новые нормативные акты, регулировавшие юридические и экономические отношения, проводилась реформа городского управления, вводились новые институты для контроля и управления городским хозяйством. Но все эти нормативные акты и законы не могли реально улучшить и контролировать ситуацию в городе без методов отслеживания миграции населения, учёта актов гражданского состояния, смертности и рождаемости – всего того перечня функций, которые сейчас принадлежат статистическим органам, основывающим свою работу на методах демографии. Вот тогда в конце XVII – начале XVIII веков в Великобритании, как самой динамично развивавшейся стране Европы, и начинает свою историю современная демография.
Рождение демографии как науки связывают с появлением в 1662 г. в Лондоне книги "Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности, по отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона".
Д. Граунт был капитаном, купцом, учёным-самоучкой. Английский статистик, один из основателей демографии как науки – и при этом галантерейщик по профессии. Пройдя цеховое обучение торговле, Граунт не имел другого более элитного образования, хотя самостоятельно занимался языками, интересовался научными проблемами. Он разрабатывал методы количественного исследования социальных процессов. Его можно считать автором первой книги по статистике, естественным и политическим наблюдениям. На основании записей о смертях в Лондоне за ряд лет он впервые попытался построить "линию дожития" - основу таблиц смертности и сформулировать некоторые закономерности движения населения. Схожие проблемы изучали рассматривали У. Петти и Г. Кинг.
Бюллетени о смертности в то время в Лондоне печатались еженедельно. Бюллетени Смертности (16-17 вв.), это еженедельные списки умерших и родившихся жителей Лондона, публиковавшиеся в столице Англии начиная с первой трети 16 века. Первоначально содержали данные только об умерших от чумы. Постепенно в Бюллетени Смертности были введены сведения о рождениях, распределении умерших и крещёных по полу, возрасте погребённых, браках, различных причинах смерти. Бюллетени Смертности публиковались и в Дублине. Подобные списки погребённых и крещёных велись в других городах Европы (Бреславль, Лейпциг, Гамбург). Бюллетени Смертности - ценнейший демографический источник, который впервые использовали Джон Граунт, Э. Галлей и другие политические арифметики.
По ним лондонцы определяли, что им делать в ближайшее время. При увеличении числа смертей (от чумы, холеры, тифа) горожане прекращали участвовать в торговле, покидали город. Д. Граунт показал влияние уровней смертности на изменение жизни города, т.е. в его книге впервые был сделан демографический анализ.
В январе 1662 года в Лондоне вышла в свет книга Д. Граунта, имевшая длинное, как тогда было принято, название: "Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности по отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта гражданина Лондона» Как следует из названия, Граунт при написании книги руководствовался главным образом данными из так называемых бюллетеней о смертности, так что и первые статистические выкладки человечества сделаны Граунтом именно в этой тематике. Среди прочего, в своей книге Граунт рассказывает о средней продолжительности жизни жителей Лондона (данные он берет за 80 лет). Вот пример. Граунт пишет, что в среднем
из 100 новорожденных до 6 лет доживают только 64 ребенка, а до 16 лет – всего только 40; до 26 лет доживают 25 человек из 100; до 36 – 16, до 46 – 10, до 56 – 6, до 66 – 3, до 76 лет доживал в среднем 1 человек из 100, который почти никогда не отмечал 86-летие…
Также из названия книги виден широкий социальный замысел её автора. Обстоятельства написания книги и был ли Граунт её единственным, автором не установлены. Этим, возможно, объясняется его близость с У. Петти , которому уже с кон. 17 века стали приписывать замысел книги, её редактирование (и даже авторство, что в современной литературе вызывает серьёзные сомнения).
Вне зависимости от обстоятельств подготовки книги обращение её автора к «наблюдениям» над народонаселением было не случайным. Хотя само это понятие (англ.- population) ещё не было выработано, задачи изучения народонаселения и прежде всего в его взаимосвязи с экономикой к середине 17 века постепенно определялись. Исследование, осуществлённое в книге Граунта было непосредственно связано с зарождением буржуазной политэкономии в форме «политической арифметики», которая вместе с тем положила начало количественному изучению массовых явлений, развивавшемуся главным образом на материалах народонаселения.
Именно новые источники данных о народонаселении - бюллетени смертности, представлявшие собой периодически публиковавшиеся списки умерших и родившихся жителей Лондона с распределением их по полу, возрасту, причинам смерти, дали возможность Граунту впервые рассмотреть смертность и отчасти рождаемость не в их единичных проявлениях, как это делалось раньше, а в совокупности этих событий, взятых за большие отрезки времени, т. е. в процессе их движения. Такой подход заложил основы изучения закономерностей, которые ранее, при единичном наблюдении этих событий, не могли быть установлены. Это имело огромное значение для последующего развития количеств, изучения массовых явлений, формирования статистики. Наряду с этим была открыта новая область исследования народонаселения связанная с его воспроизводством, положено начало разработке таблиц смертности и других вопросов.
В те времена, когда писалась книга , в Англии нередко свирепствовала чума и прочие заразные болезни, поэтому бюллетени о смертности имели практическое назначение и, публиковались в Лондоне еженедельно. Их читали многие, с тем, чтобы при первых же признаках угрозы для своей жизни быстро покинуть город. Граунт первым увидел в скорбных бюллетенях пользу для науки. Изучив ведомости о смертности и рождаемости в Лондоне за 80 лет, он обратил внимание на существование в населении целого ряда закономерностей.
В частности, он установил, что мальчиков рождается больше, чем девочек, причём соотношение полов среди родившихся – постоянно и составляет для Лондона 14 к 13 (то есть мальчиков рождается на 7,7 % больше, чем девочек) . Джон Граунт, проанализировавший в 1662 г. лондонские церковные книги, отмечал: несмотря на то, что женщины болеют чаще, возрастной показатель смертности у них ниже, чем у мужчин. Причину этого Граунт определял так: "Мужчины более невоздержанны по сравнению с женщинами и гибнут из-за своих пороков". Он заметил также, что и среди умерших больше мужчин, чем женщин, что в Лондоне смертность превышает рождаемость, а прирост населения происходит за счёт внешних миграций из села и других районов страны, что в провинции рождаемость больше смертности, что в среднем каждый брак даёт по 4 рождения, что числам рождений и смертей можно определить численность населения города, а по возрастной структуре умерших – возрастную структуру населения.
Граунт был первым, кто построил первую математическую модель (таблицу) смертности, описывающую закономерное увеличение вероятности смерти по мере старения людей. Ныне такая модель, конечно же, несравненно более совершенная, нежели созданная Граунтом, является одним из главных орудий в арсенале демографии, причём используется для анализа не только смертности, но и брачности, рождаемости, возрастной структуры населения, для разработки прогнозов по численности и структуре населения.
Книга Граунта была встречена тогдашней интеллектуальной элитой очень хорошо. В течение трёх лет она переиздавалась ещё четыре раза, причём второе издание было осуществлено уже в конце того же года, что и первое. Книга так понравилась королю Карлу II, что уже через месяц после её опубликования Граунт был принят в Королевское общество. Более того, король распорядился, если отыщутся ещё купцы, подобные Граунту, незамедлительно всех их принять в общество.
Тоненькая книжка Граунта (всего 90 страниц) стояла у истоков не одной, а сразу трёх наук: статистики, социологии и демографии, которые затем на протяжении трёх столетий выясняли между собой «родственные» отношения – кто кому кем приходится. Граунт был первым, кто провел интерпретацию численных социологических данных. Но сначала прямым потомком книги Граунта явилась политическая арифметика – наука, стремившаяся изучать количественные (точнее, статистические) закономерности общественных явлений и процессов.
Вместе с Уильямом Петти (William Petty) Джон разработал основы статистики – применительно к исследованию людских масс – и ряд аналитических методов, ставших своеобразной основой демографической науки наших дней. Именно Джон Граунт создал первую «таблицу жизни», демонстрирующую вероятность дожить до того или иного возраста. Кроме того, Граунт считается одним из первых экспертов в области эпидемиологии – самый знаменитый из его трудов был посвящен статистическим данным о здоровье нации.