В деятельности женских благотворительных обществ имелись, конечно, и недостатки. Обратимся к цифрам. Как известно, одним из основных направлений деятельности обществ взаимопомощи являлся поиск работы для нуждающихся. Например, в Общество вспомоществования окончившим курс наук на Санкт-Петербургских высших женских курсах в 1900 году обратилось с просьбой найти работу 106 человек. Но только 68 получили ее. Многие наниматели предъявляли в числе требований знание домашними учительницами иностранных языков. И только в Русском женском взаимоблаготворительном обществе догадались организовать курсы иностранных языков.
2.3.Другие виды деятельности женских благотворительных обществ.
В 1861 г. А. Н. Стрекалова организовала Общество распространения полезных книг. При участии выдающегося юриста М.Н. Капустина, она организует издательство с типографией и литографией для выпуска дешевых книг по народному и юридическому образованию, исторических рассказов, описания путешествий. С ее помощью в Москве образуется Комиссия публичных и народных чтений с целой системой собственных библиотек, читален, аудиторий. Стрекаловой также принадлежит идея создания дешевых столовых. В 1870 г. начало было положено созданием Школы кухарок с кухмистерской, где так называемыми пробными обедами начинают пользоваться студенты.
По инициативе княгини Надежды Борисовны Трубецкой было образовано Братолюбивое общество снабжения в Москве неимущих квартирами, где, в зависимости от обстоятельств, можно было получить или квартиру, или пособие на ее аренду. К началу 20 века общество располагает уже без малого трехмиллионным капиталом и 40 благотворительными учреждениями.
В 1865 г. княгиня становится попечительницей Арбатского отделения Дамского попечительства о бедных Москвы и организует ремесленную школу для мальчиков, названную в дальнейшем Комиссаровским училищем (в честь спасителя Александра III). Благодаря хорошей постановке преподавания вскоре школа превращается в техническое училище, готовившее помощников инженеров. При нем строится вагоноремонтный завод.
В 1868 г. по инициативе той же Трубецкой создается Дамский комитет Московского отделения Общества попечения о раненых и больных воинах, преобразованный затем в Российское Общество Красного Креста. С началом войны с Турцией Общество организует санитарный поезд, в котором работают сестрами милосердия многие члены Красного Креста, даже сама княгиня Трубецкая в свои 65 лет отправляется на фронт. Среди сестер милосердия, находящихся в действующей армии была и княгиня Шаховская, которая была инициатором создания первой в России общины сестер милосердия «Утоли моя печали».
По подсказке знаменитого московского «доктора для бедных», тюремного врача Ф. П. Гааза, С. С. Щербатова основывает первую в Москве Никольскую общину сестер милосердия. Не просто школу, но и детский приют при ней, богадельню и лечебницу для приходящих больных.
2.4.Трудности.
В своей деятельности женские благотворительные общества сталкивались со многими проблемами. На примере Московского общества улучшения участи женщин видно, как легко загубить благое начинание. Общество постоянно испытывало недостаток средств. Просьбы об открытии того или иного заведения ходили по чиновничьим инстанциям годами. Но основная проблема женских благотворительных обществ состояла в их собственной неорганизованности. Для преодоления этой беды в декабре 1908 года был созван Первый женский съезд. В ходе обсуждения проблем женской благотворительности назывались следующие недостатки: отсутствие контроля за результатами благотворительной деятельности, неумелое и часто недобросовестное ведение дела, отсутствие общих методов и коллективного опыта благотворительности, расход средств на частные нужды сотрудников, отсутствие у призреваемых интереса к процветанию благотворительных учреждений. В резолюции съезда делегаты записали, что для решения всех проблем необходимо создание Всероссийского совета по благотворительности. Но эта идея так и не была реализована.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
С годами женские благотворительные общества теряли своих членов. Это было связано с тем, что нередко члены обществ не ощущали действенной помощи, а отчасти и с тем, что многие женщины не в состоянии были выплачивать членские взносы, колебавшиеся от 3 до 25 рублей в год.
После 1917 г. благотворительность как общественное явление перестало существовать. Власть стремилась всю деятельность по социальной защите населения, помощи и соцобеспечению взвалить на плечи исключительно государства, свернув работу благотворительных организаций. Благотворительность рассматривалась не иначе как «унизительное для трудящихся принятие подачек». «Благотворительность – одно из средств буржуазии обманывать трудящихся и маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной помощи бедным в целях отвлечения их от классовой борьбы».*
Осуществление политики социального обеспечения на основе средств лишь госбюджета по силам экономически развитым, богатым странам. Но при государстве воюющем, ослабленном военно-коммунистическими экспериментами, уповать лишь на государственное призрение и отказываться от благотворительности в угоду идеологическим догмам означало на деле ограничивать возможности оказания социальной помощи нуждающимся соотечественникам. Хотя следует отметить, что элементы благотворительности сохранились, приобретя характер обязательной повинности.
Начиная с 50-х годов благотворительность в стране выступала в виде института шефства. Коллективное шефство отличается от общественной благотворительности тем. Что оно санкционируется государственными и партийными органами.
Изменение практики шефской помощи происходит в 1987 году, когда организуется Советский Детский Фонд им. В. И. Ленина (ныне Фонд защиты детей). В его основе – безвозмездная деятельность, не требующая оказания ответных услуг.
Активизация процессов благотворительной деятельности началась в начале 90-х годов. Для этого времени характерны структурные изменения производственных и социальных отношений и связей.
Развитие современной России не возможно без широко развитой благотворительности. Она важна не только для создания в обществе атмосферы социальной солидарности, она также может стать либерально-рыночной альтернативой административным способам придания экономике социального характера, для сегодняшней России необходимого. В годы реформ российская благотворительность возродилась, но ее облик в общественном сознании искажен. Благотворительные мероприятия крупных финансовых и промышленных структур нередко служат рекламным целям. А благотворительная помощь культуре, образованию, здравоохранению, незащищенным социальным группам остается непостоянной, случайной и бессистемной.
По оценкам Фирсова, рост благотворительных организаций в России следующий: