Когда племена начинают выполнять дифференцированные функции (например, одно из еврейских племен – левиты присвоили себе жреческие функции), возникает союз племен. Вместе с зачатками разделения труда появляются элементы новой, органической солидарности в виде функционально взаимозависимых социальных объединений. С появлением четко стратифицированного общества каждый класс или каста развивают собственную мораль, так что былое моральное единство разрушается. По мере усложнения моральной жизни и усиления взаимозависимости разных видов деятельности происходят изменения и в религиозной сфере: духи перестают идентифицироваться с конкретными объектами, становятся более абстрактными.
Таковы исторически первые социальные структуры – орда, племя и союз племен, которым ответствует механическая солидарность, основанная на сходстве частей, образующих целое: общество строится как система однородных и сходных между собой сегментов.
3.2 Органическая солидарность
Совсем иная структура свойственна обществам, где преобладает органическая солидарность, порождаемая разделением общественного труда и основывающаяся не на сходстве, а на различии индивидов.
Органическая солидарность начинает доминировать с появлением древних городов-государств; она преобладает в средневековом обществе и, наконец, в современном индустриальном обществе почти вытесняет механическую солидарность. Прогресс рассматривался Дюркгеймом как увеличение структурно-функциональной сложности общества: появляются новые функции в обществе и соответственно появляются социальные институты для их выполнения. Структурно-функциональные трансформации приводят к изменениям в религиозной жизни, в частности к изменению форм религиозных верований. В результате этих изменений всеохватывающее, эмоциональное и очень детализированное «коллективное сознание» примитивных обществ на каждом новом этапе развития выражается во все меньшем числе все более абстрактных верований и обрядов. Индивид все более освобождается от коллективной доминации, и в современном обществе в религиозном символизме в конце концов торжествует индивидуализм. При этом религиозные функции, ранее выполнявшиеся обществом в целом, берут на себя возникающие подгруппы религиозных «специалистов». Позже, в современном обществе, религиозный индивидуализм порождает внецерковную религиозность, приобретающую все большее распространение. Исторически этот процесс выглядит следующим образом.
В древнем городе-государстве социальное единство возникает в результате проживания на общей территории. Кровнородственные связи перестают играть решающую роль. Подразделениями города являются территориальные общины, совокупность которых и образует данное общество. Главную роль в организации общественной жизни начинают играть централизованные административные и юридические органы. Город становится символическим и институциональным контролирующим центром. В результате этих изменений возрастает органическая солидарность общества. Индивиды группируются здесь уже не в соответствии со своим происхождением, но в соответствии с особой природой социальной деятельности, которой они себя посвящают. Их естественная и необходимая среда – это уже не родимая среда, а профессиональная.
Изменение способов, обеспечивающих солидарность общества, приводит к изменениям религии на этом этапе общественного развития. Прежние, основанные на кровно-родственных отношениях религии теряют свой общезначимый характер, сфера их действия сводится к семье, дому. Общественные законы постепенно перестают принуждать к выполнению религиозных обрядов этих религий. Претерпевшие приватизацию семейные культы начинают вступать в конфликт с вновь возникающей гражданской религией, религией государства. Утрачивая эмоциональную насыщенность и связь с повседневной жизнью, гражданская религия городов-государств становится более абстрактной, всеобщей, отдаленной от людей. Постепенно государство начинает дифференцироваться от религии, хотя ищет у нее поддержки.
В средневековом обществе происходит более четкое, по сравнению с античностью. Выделение социальных институтов, ответственных за управление, религию, образование и экономику. Кроме того, для средневекового общества характерна внутрирегиональная дифференциация. В связи с этим христианская религия становится максимально абстрактной, являя собой культ «абстрактного человека».
Современное индустриальное общество характеризуется, по мнению Дюркгейма, переходом от изолированных общностей (маленьких городов, провинций), ведущих собственную жизнь и самодостаточных, относительно мало связанных с внешней средой, т.е. общества сегментарного типа, к большим специализированным институтам, ведающим управлением, образованием, медициной, производством, искусством и т.д. Причину индустриальной революции Дюркгейм видит в развитии рыночной системы, сопровождаемой дифференциацией экономического сектора социальной структуры. Индивиды объединены в институты в соответствии с их профессиональными ролями. В силу развития специализации каждая часть такого социального целого зависит как от этого целого, так и от его составных частей. В силу этого общества с органической солидарностью. Как полагает Дюркгейм, сплоченнее обществ, основанных на коллективном сознании.
Нижеследующая схема, составленная С.Люксом, дает прекрасное представление о дюркгеймовском описании механической и органической солидарности в связи с определенными типами обществ.
Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии с определенными типами обществ (по С.Люксу)
Механическая солидарность | Органическая солидарность | |
Морфологическая (структурная) основа | Основана на сходствах(преобладает в менее развитых обществах)Сегментарный тип (вначале на клановой, затем на территориальной основе)Слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи)Относительно малый объем населенияОтносительно низкая материальная и моральная плотность | Основана на разделении труда (преобладает в более развитых обществах)Организованный тип (слияние рынков и рост городов)Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)Относительно большой объем населенияОтносительно высокая материальная и моральная плотность |
Типы норм (воплощенные в праве) | Правила с репрессивными санкциями Преобладание уголовного права | Правила с реститутивными санкциямиПреобладание кооперативного права (гражданского, коммерческого, процессуального, административного и конституционного) |
3а) Формальные признаки коллективного сознания | Большой объемВысокая интенсивностьВысокая определенностьВласть группы абсолютна | Малый объемНизкая интенсивностьНизкая определенностьБольший простор для индивидуальной инициативы |
3б) Содержание коллективного сознания | Высокая степень религиозностиТрансцендентность (господство над интересами человека и беспрекословность)Приписывание высшей ценности обществу и интересам общества как целогоКонкретность и детальный характер | Возрастающая светскостьОриентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливостиАбстрактность и общий характер |
Заключение
Дюркгейм – один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Дюркгейм видел в обществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы.
Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освещению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем – науки об обществе – социологии.
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
Список использованной литературы
1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Уч.пособие для вузов. – 2-ое изд. – М.: «Книжный дом Университет», 1999
2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. СПб., 1997
3. История социологии: В 3 кн.: Учебник /Под ред.проф. В.И. Добренькова. – Кн. 1: История социологии (19 – пер. пол. 20 в.) – М.: ИНФРА-М, 2004