Весной 1907 г. Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы» - произведение, ставшее манифестом кубизма в живописи. Вокруг художника объединяются последователи нового направления. Появление кубизма ознаменовало конец импрессионистской эпохи в живописи. Это была школа, отрицавшая значение темы и психологического содержания в произведении. Сводя к минимуму изобразительно-познавательные задачи искусства, кубизм выдвинул на первый план формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Однако следует заметить, что у Пикассо новый стиль служил не только решению чисто технических задач. Он добивался в своих полотнах подлинной психологической глубины. Увлечение кубизмом носило в начале XX в. массовый характер.
В начале XXв. на смену символизму и другим течениям декаданса приходят новые, которые правильнее будет называть не декадентскими, а авангардистскими. Свою задачу их представители видели в том, чтобы прокладывать пути искусству XXв., идти в его авангарде. Они превратили новизну выразительных средств в самоцель.
Одним из таких течений в литературе и живописи был футуризм, творцом которого выступил итальянский поэт Филиппе Маринетти, пропагандировавший «геометризированное» поэтическое творчество. Он предлагал заменить поэзию бессмысленными ритмическими повторениями, передающими пульс жизни огромного современного города.
Среди авангардистских направлений особое место занимает экспрессионизм (от французского выражение), сложившийся в первое десятилетие XXв. в Германии. Он объединил талантливую молодежь страны. Своей целью она считала освобождение скованной «материальным» души, полагая, что духовное начало вновь объединит людей в царстве грядущей гармонии. Экспрессионисты изображали действительность в кричащих формах. В их работах чувствуется настроение отчаяния. В рядах экспрессионистов был молодой Бертольд Брехт, поэт и драматург Ф. Верфель, художники Э. Кирхнер, М. Пехштейн, М. Бекман, драматург В. Газенклевер, прозаик Л. Франк. Крупнейшим драматургом экспрессионизма стал Георг Кайзер .
В целом особенностью художественного творчества конца XIX - начала XXв. явился поиск новых, нетрадиционных решений. Это время отмечено сложными творческими исканиями. Такое бурное развитие литературы и искусства было обусловлено в первую очередь коренными изменениями в образе жизни людей, новшествами, которые произошли в результате научно-технического прогресса, принесшего человечеству динамизм бытия, более тревожное состояние духовности, иное видение своего места в мире.
Список используемой литературы
Виппер Р.Ю. История Нового времени: учебное пособие / Р. Ю. Виппер. - К.: Ника-Центр, 1997.
Горелов А.А. Культурология: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Юрайт-М, 2002.
Жебар Э. Начало Возрождения в Италии. – СП. Б., 1990.
Кармин А.С. Культурология: учебник / А. С. Кармин. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Издательство «Лань», 2003.
Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки (1870-1917).-М., 1987.
Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. - 4-е изд. - М.: Академический Проект; Трикста, 2003.
Куликов И.Г. Философия и искусство модернизма. - М., 1980.
Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н. - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.
Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. д.ф.н., проф. Г.В. Драча. - 6-е изд. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991.