Смекни!
smekni.com

Западноевропейская культура нового и новейшего времени (стр. 1 из 7)

План

Вступительная часть
1. Западноевропейская культура эпохи Просвещения
2. Научно-технический и культурный прогресс в XIX - начале XX в.
3. Основные тенденции в развитии литературы и искусства XIX - начале XX в.
4. Поиск новых путей в художественном творчестве на рубеже веков
Заключительная часть (подведение итогов)

Введение

XVIII в. в истории Западной Европы принято называть веком Просвещения

Общим для всех стран был кризис общественных отношений, идеологии, формирование широкого прогрессивного идейного течения - Просвещения. В его основе был культ первичной, нетронутой Природы и Разума, ее оберегающего; критика современной испорченной цивилизации и мечта о гармонии природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию.

Просвещение - это закономерный этап идейно-культурного развития общества н эпоху крушения феодализма и утверждения капиталистических отношении. Впервые термин «Просвещение» был употреблен Вольтером и Гердером. «Просвещение» как очень широкое понятие, не следует путать с «просветительством», которое является идеологией, т.е. системой взглядов эпохи Просвещения.


1. Западноевропейская культура эпохи Просвещения

Хронологические рамки эпохи Просвещения охватывают XVIII в. При этом условно их можно разделить на два периода: до 1750 г., когда главным предметом критики и нападения просветителей являлась католическая церковь, и вторую половину столетия, когда стали подвергаться критике государственные учреждения и социальные отношения, а на первый план выдвигается идея политической свободы.

Важную роль в культуре эпохи Просвещения играла литература. Ее первоисточником является гуманистическая литература позднего средневековья и эпохи Ренессанса. Но в отличие от них литература Просвещения опиралась не только на античных классиков, но и на достижения естественных наук. Если гуманисты на первый план в литературе выдвигали индивидуализм, то просветители - ее общественную значимость. Итальянские гуманисты не вступали в общественную борьбу. Другое дело просветители (особенно французские), которые выступали в роли смелых борцов. в качестве критиков несовершенства политической и социальной действительности. Если античный мир завещал человечеству идею умственного прогресса, христианство внесло идею нравственного прогресса, то Просвещение XVIII в. обосновало идею социального прогресса. Борьба разума против невежества и предрассудков - вот, что по мнению таких просветителей, как Тюрго (1727-1781), Кант (1724-1804), Лессинг (1729-1781), Кондорсе (1743-1794) и других движет развитие общества. По их мнению движение вперед зависит от того, насколько просвещен и образован человек.

Если в эпоху Возрождения лидирующее положение в развитии европейской культуры занимала Италия, то в эпоху Просвещения- Франция. Некоторые исследователи называют XVIII в. «французским веком». Это можно объяснить тем, что французские идеи отличались своей отвлеченностью и универсальностью. Они вскрывали те пороки, от которых страдали и в других странах. Поэтому французский протест нашел сочувствие в образованном обществе иных народов. Распространению французских идей способствовало также и превосходство французской образованности. Французский классицизм времен Людовика XIV сделался предметом подражания во всей Европе, а французский язык стал одним из признаков аристократизма и превратился в общеевропейский светский язык.

Основоположниками и идейными вдохновителями эпохи Просвещения явились французские просветители XVIII в. Среди них особым литературным талантом и мышлением отличались Вольтер, Монтескье и Руссо.

Несомненным лидером эпохи Просвещения был Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778). Он - выходец из третьего сословия. Его отец был нотариусом. Образование Вольтер получил в иезуитском колледже, но всю свою жизнь выступал против засилья католической церкви и подвергал ее резкой критике. Он написал десятки томов. Выступал в литературе в качестве поэта и романиста, философа и историка, моралиста и публициста. Его философско-исторический труд «Опыт о духе и нравах народов» положил начало философской истории культуры. Политическое миросозерцание Вольтера - «просвещенный абсолютизм», неограниченная власть монарха, умеряемая терпимостью и просвещением. По его мысли программа «просвещенного абсолютизма» предполагала равенство граждан перед законом, обязанность всех платить налоги, ограничение законодательной власти церкви, подчинение духовенства государству.

Вторым по значимости французским мыслителем эпохи Просвещения является Шарль Лиу Монтескье (1689-1755). Он происходил из старой дворянской семьи. Главный труд Монтескье «Дух законов» писался автором двадцать лет. Монтескье являлся сторонником конституционной монархии и дворянских привилегий, но вместе с тем он был проповедником индивидуальной и политической свободы. Именно Монтескье обязаны государства, которые стараются придерживаться демократических принципов, ибо он впервые достаточно глубоко обосновал необходимость разделения трех властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Если Вольтер как мыслитель и литератор в большей степени был философом, Монтескье - политиком, то Жан-Жак Руссо (1712-1778) - моралистом. Это нашло отражение в его произведениях: «Исповедь», «Эмиль, или о воспитании», «Новая Элоиза» и других. Если Вольтер подвергал беспощадной критике католическую церковь, Руссо - светское парижское общество. Он был поэтом, романистом, автором политических трактатов, теоретиком музыки. Руссо был сторонником республиканской демократической формы правления. Если Монтескье выступал за равенство людей перед законом, то Руссо за их равенство и во власти. В своем политическом трактате «Общественный договор» он подчеркивает, что даже депутаты от народа не имеют права принимать окончательные решения. Этим Руссо фактически выдвигал идею референдума. Он писал: «Всякий закон, не утвержденный непосредственно народом, не имеет силы; это и не закон вовсе».

Важнейшую роль в пропаганде просветительских идей сыграли «энциклопедисты». Они представляли собой авторскую группу из ученых, мыслителей и писателей, которые поставили перед собой задачу издать многотомную «Энциклопедию», содержащую различные знания. Во главе этой группы стояли Дени Дидро (1713-1784) и Жан Д’Аламбер (1717-1783).

Испытывая на себе громадное влияние французских просветителей, немецкое просвещение носило менее общественный и более индивидуалистический характер. Виднейшими его представителями были писатели и литературные критики Лессинг и Кристоф Фридрих Николаи (1733-1811), издававший «Всеобщую немецкую библиотеку».

Идеи немецкой литературы не имели такого разрушительного характера для отживающего строя, как французские. В них была выражена попытка примирить веру со знанием. Ведущее место в германской литературе занимала не публицистика, а поэзия Иоганна Волфгана Гете (1749-1832), Иоганна Фридриха Шиллера (1759-1805) и других.

Во второй половине XVIII в. немцы прочно занимают место лидера в мировом музыкальном искусстве. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) в духовной музыке обнаруживает недосягаемую для того времени глубину чувства, силу и богатство форм. Музыка Георга Фридриха Генделя (1685-1759) отличалась высоким драматическим подъемом настроений. Начинают свою творческую деятельность великие немецкие музыканты Вольфган Амадей Моцарт (1756-1791) и Людвиг ван Бетховен (1770-1827).

Особенностью английского просвещения является его практическая направленность. В конце XVIII в. в Англии завершился, промышленный переворот, чему благоприятствовал ряд изобретений. В 1767 г. был изобретен прядильный станок Джеймса Харгривса; в 1768 г. - паровая машина Джеймса Уатта (1736-1819), в 1785 г. - механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта (1743-1823).

В XVIII в. происходят также глубокие изменения в архитектуре и изобразительном искусстве. Уже в первой половине столетия барокко сменяется новым стилем - рококо. Рококо (от французского слова рокайль - раковина) отличалось манерностью, вычурностью, декоративностью, носившей причудливый поверхностно-орнаментальный характер, выражавшийся в сложною сплетении резного и лепного орнамента, в причудливо изогнутых линиях, завитках масок амуров и тому подобном. Стиль рококо, или как его еще именовали «стиль Людовика XV» стал постепенно сменяться классицизмом, для которого образцом являлась сдержанность, симметричность и гармоничность античного искусства.

Наиболее известными французскими художниками XVIII в. были Антуан Ватто (1684-1721), Франсуа Буше (1703-1770), писавший в стиле рококо, Жан Шарден (1699-1779) и один из первых представителей классицизма, художник французской революции Жак Луи Давид (1748-1825).

Итальянское искусство XVIII в. по сравнению с французским было менее влиятельным, но его представители не уступали, а порой и превосходили своим мастерством французских художников. Из известных школ в XVIII в. наибольшей популярностью пользовалась школа венецианских мастеров. Лучшим ее представителем в это время был Джованни Баттиста Тьеполо (1696-1770).

В XVIII в. завоевывает европейскую славу и английская живопись. Основоположником реализма в Англия был Уильям Хогарт (1697-1764). Одним из наиболее выдающихся мастеров английской живописи является Джошуа Рейнольдс (1723-1793). Одной из известных его работ является картина «Амур, развязывающий пояс у Венеры».