Тема: Пол, брак и семья
План
Введение
Социальное положение мужчины и женщины в современном обществе
Институты брака и семьи в современном социуме
Распределение ролей в семье
Основные тенденции развития брачно-семейных отношений в современной России
Заключение
Список литературы
Введение
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди жизненных ценностей человека. Семья «в современной отечественной социологии рассматривается как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью».[1] Семейные отношения – это отношения между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками.
Семья является хранителем традиций, общепринятых норм и правил. Без нее практические невозможно представить общество. Каждый человек с самого рождения знает, что счастье можно обрести только в кругу любящих тебя людей, а семья – это как раз то, что можно назвать счастьем в жизни.
Социальное положение мужчины и женщины в современном обществе
Данное положение у обоих полов сейчас переживает значительные изменения. Причем самые глобальные связаны с изменением роли мужчин и женщин в производственных отношениях, семье, характере мужской и женской социализации, что проявляется в культуре и массовом сознании, формируют индивидуально-психологические различия.
Инициатором выступают женщины, так как «их социальные роли меняются быстрее и радикальнее, чем мужские. У. Бек, рассматривая процесс «высвобождения», прежде всего, женщин из традиционной роли, раскрывает пять основных условий этого (демографическое высвобождение, деквалификация домашнего труда, предупреждение беременности, развод, участие в образовании и профессиональной деятельности)».[2]
Роль женщины всегда оценивалась одинаково высоко, так как, прежде всего, она заключается в воспроизводстве и воспитании поколений, организации семейного быта и уюта, что очень важно для социальной деятельности мужчин и женщин.
То, что сейчас «социализация женщин возрастает (участие в общих социальных процессах) является причиной возрастающего противоречия в обществе, то есть смене ролевых установок в семье. Уход женщины в общественные движения, политику, работу отвлекает ее от семейных, бытовых проблем, которые не могут решаться без женского участия. Так, воспитание ребенка, материнская опека в период его развития необходима для защиты, поддержания психологической надежности»[3], при которых развитие ребенка нормализуется.
Ранее существовало распространенное мнение, что необходимо провести социализацию женщин, то есть расширить ее значимость и вне семьи, за счет чего стали расширять спектр женских профессий. Но сейчас оказалось, что все это только отрывает женщину от семьи, от воспитания своих детей.
Можно сказать, что в современном обществе женщина стала более независимой, но она по-прежнему нуждается в традиционных ценностях.
Ситуация же у мужчин совершенно другая, так как их самостоятельность, экономическое обеспечение себя и семейная роль остались такими же. Отцовство никогда не являлось препятствием для профессионального образования, карьеры. А вот в самой профессиональной деятельности мужская роль изменилась. Они стали считать, что полная отдача профессии, отсутствие свободного времени, трата сил на профессиональные задачи ради осуществления роли единственного кормильца не должно быть целью в жизни. Лучше поддерживать ненадежную семейную гармонию и мужчина перестает быть несамостоятельным в повседневной жизни.
Таким образом, «сначала меняется социальное положение и характер деятельности мужчин и женщин, затем – их базовые установки и ценности и только после этого – более тонкие психологические свойства, которые, в свою очередь, влияют на социальную структуру. В политической сфере параллельно этому, хотя с некоторым отставанием, меняются отношения власти».[4] Мужчины постепенно утрачивают монополию на публичную власть. Но с большим движением эволюционируют семейно-брачные отношения. В современном браке больше равенства, взаимоуважения. «Отцовская власть» все чаще заменяется «родительским авторитетом», а «справедливое» распределение домашних обязанностей становится одним из важнейших признаков семейного благополучия.
В ХХ веке стало широко практиковаться совместное обучение девочек и мальчиков, что значительно уменьшает гендреную сегрегацию (преимущественное общение с партнерами своего пола и ограничение контактов с представителями противоположного пола), создает предпосылки для психологически комфортных дальнейших взаимоотношений мужчин и женщин во всех сферах общественных отношений.
Образование повышает степень влияния общества сверстников, а семья формирует самообладание, чувствительность.
Вся современная система воспитания ребенка «способствует его раннему знакомству с формальными и неформальными молодежными организациями, которые оказывают существенное влияние на него. Особенно это касается женщин, социальное положение, деятельность и психика которых изменяются сейчас значительно быстрее и радикальнее, чем мужская».2
Все эти социокультурные перемены распространились на представления о специфике мужского тела, критериях мужской красоты и границах мужской эмоциональной чувственности. Также меняется понятие секса, основанного на взаимном согласии.
Можно сделать вывод, что мужчины и женщины в современном обществе стали одинаково цениться в различных сферах жизни общества, но традиции остаются, в их духе большинство семей воспитывают своих детей. Семья хранит обычаи и передает их все новым и новым поколениям.
Институты брака и семьи в современном социуме
Институты семьи и брака выделились из многих других потому, что именно семья признается главным носителем культуры, наследуемой из поколения в поколение, она является необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, поведения, наблюдает и получает самые начальные знания о жизни.
У каждой социальной группы, у каждого народа существую свои правила, обычаи и традиции семейной жизни. И, как правило, каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные устои самые лучшие и единственно возможные.
«В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов - там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей».[5] Там все вопросы распределения власти, продуктов и других ресурсов решаются в каждой семье отдельно или на советах нескольких семей. То есть, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Таким образом, семья является единственным и достаточным институтом для распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев. Единственный авторитет в таких обществах - это выбранные члены семьи.
Семью, как структуру, можно разделить на два вида:
· Супружеская – пара людей, связанных брачными отношениями;
· Родственная – основывается на кровном родстве большого числа родственников, помимо супружеской пары.
Считается, что второй вариант существования семейных уз намного лучше, так как родственники должны быть рядом, помогать, поддерживать. Ведь когда семья дружная и всегда есть к кому обратиться, даже сходить в гости это очень весело.
Если говорить именно о браке, который связывает супругов, то можно сказать, что это «социально одобренные образцы поведения, с помощью которых два или более людей составляют семью. Заключение брака предполагает не только воспроизводство и воспитание детей, но и множество других прав и обязанностей».2
Так, можно выделить основные формы брака:
1. Экзогамия – общество ограничивает выбор партнера, то есть разрешает выбирать его только вне определенной узкой группы. Так, в российском обществе не принято жениться на сестрах, двоюродных сестрах и некоторых других близких родственниках.
2. Эндогамия – для поддержания закрытости брачных уз, то есть неприятия партнера из низших слоев общества, либо расовая неприязнь.
3. Моногамия – брак одного мужчины с одной женщиной. Такая форма брака особенно распространена у россиян, англичан и американцев.
4. Полигамия – в супружестве существует более одного партнера:
· групповой брак, при котором несколько мужчин и несколько женщин находятся одновременно между собой в брачных отношениях.
· когда одна женщина имеет несколько мужей.
· полигиния, например, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа, и они живут вместе.
Трудно сказать, в каком обществе женщина имеет более высокий статус - в обществе с полигамной или моногамной формой брака. По сути, только наиболее преуспевающие люди с высоким статусом могут позволить себе иметь более одной жены. Но даже в обществах, где считается распространенной полигамная форма брака, большинство семей являются моногамными.
Семья выполняет очень важную роль в социализации общества, поэтому социология определила функции, которые она выполняет для общества в целом:
· Сексуальное регулирование, хотя сейчас достаточно распространены добрачные связи и эту функцию нельзя считать основной в некоторых общественных группах.
· Репродуктивная функция – воспроизводство нового поколения. Семья является самым основным институтом, ответственным за эту функцию.