В основе практики использования инновационных социально-культурных технологий находится постоянный учет закономерности «нововведение - социально-культурная среда». Следуя этой закономерности, мы неизменно должны иметь в виду критерии подготовленности этой среды к инновационным действиям, её реакцию на привнесенную извне инновацию. Это даст возможность предупредить возникновение ситуации, при которой среда попросту отторгает, «выталкивает» внешнего агента инновационной технологии.
Механизм отрицательной реакции на привнесение инновационных методов и подходов в общепринятый стиль и содержание работы социально-культурных учреждений имеет, по оценке практиков, множество аспектов. Психологический аспект восприятия новации в социально-культурной среде зависит не только от уровня общей культуры окружающих (менеджеров, педагогов, рядовых исполнителей), но и от имеющегося у этих людей запаса креативного мышления. Давно известно, что дефицит как общей культуры, так и креативного мышления часто не позволяет выслушивать нестандартную точку зрения, допустить сам факт наличия альтернативных решений поставленной проблемы.
Социальный аспект восприятия заключается в том, что крайне трудно найти социальную среду, определенный социум, любую социально-культурную общность, которые смогли бы единодушно проявить максимум терпимости к новшествам. У одних нововведения порождают скептицизм, другим избыток энергии в генерировании новых идей часто мешает доводить это новое до широкого распространения и внедрения. Наконец, этический аспект восприятия инновационных технологий связан с соблюдением соответствующих этических норм и правил.
Наиболее уязвимой стороной в социальной защите альтернативных технологий остается охрана авторского права. Даже деятелям культуры, образования, спорта, обладающим высоким личным инновационным потенциалом, чей опыт и эрудиция перекрывают возможности многих последователей, не всегда удается выдержать жесткую конкуренцию в своей сфере, запатентовать свое авторское право на свою технологию. В какой-то мере решение этой проблемы состоит в создании фирм, клубов, объединений, информационных банков социально-культурных инноваций, деятельность которых сосредоточена на личности самих новаторов, на работе с ними в многообразии жизненных аспектов, поддержке их творческих поисков.
Функциональные модели этих служб и организаций могут в себя включать: 1) банк исторического опыта использования инновационных технологий в регуляции социально-культурной среды региона (обучения и воспитания; избирательности каналов и средств информации; состояния и улучшения экологической обстановки и природной среды; этнокультурной принадлежности людей и т.д.); 2) информационный банк инновационных проектов и программ по актуальным проблемам развития социально-культурной инфраструктуры региона; 3) повседневную работу с авторскими коллективами и отдельными авторами альтернативных технологий, организацию внедрения их инновационных предложений, социально-правовую защиту авторов проектов и программ.
12. Технологии коммуникации и общественных связей
Современные технологии коммуникации и общественных связей с полным основанием считаются универсальным инструментом как в политической и экономической, так и социально-культурной сфере. Между ними и также широко распространенными в социально-культурной сфере информационными технологиями (распространением информации) существуют определенное сходство и различия. Сходство состоит в том, что оба вида технологий, во-первых, сконцентрированы на формировании, приеме, переработке, хранении и распространении различных по масштабам и содержанию объемов информации, касающихся практически всех сторон политической, экономической, социальной, духовной жизни людей; во-вторых, их объединяет общий предмет в виде конкретного информационного продукта или информационных услуг делового или бытового характера.
В то же время между ними имеются существенные различия. Информация и информационные технологии преимущественно выполняют обслуживающую, сопутствующую, прикладную функцию (например, политической или коммерческой рекламы). В противоположность информации для технологий коммуникации и общественных связей первичным является сам акт формального и особенно неформального общения как в деловом мире, так в повседневной социально-культурной, бытовой, досуговой среде. Это, в первую очередь, относится к технологиям вербальной (устной, речевой) и невербальной коммуникации.
Технологии невербальной коммуникации
Наравне с языком социально-культурную ценность у многих народов представляет накопленный ими феноменальный опыт невербальной коммуникации. К примечательным элементам коммуникативных технологий относится широко известная профессиональная, возрастная или социальная символика.
Невербальная коммуникация у отдельных этнических, культурных, возрастных, тендерных групп находит яркое отражение и в других элементах социально-культурных, коммуникативных технологий - таких, как проксемика, кинетика и параязык
Проксемикой специалисты - социальные психологи - называют язык приветствия или обращения, четко обозначающий границы социального пространства между людьми. Причем под этим социально-культурным феноменом подразумевают пространство в буквальном смысле: так, у одних культурных групп не принято близко подходить к собеседнику, у других, наоборот, считается неприличным удаляться от него на большое расстояние. То же самое относится к приветствиям, принятым у различных этнических групп -у одних это пожатие одной или обеих рук, у других - приветствия сопровождаются объятием, у третьих -поцелуями и т.д.
Весьма своеобразна и кинетика- язык тела, включающий мимику лица, жесты и другие движения тела, способные передавать информацию и выражать чувства Кинетика красноречиво свидетельствует о культурной принадлежности человека. Среди восточных народов распространенным жестом для выражения чувств признательности или благодарности служит прикладывание пальцев ко лбу и груди (где расположено сердце). Еще один элемент кинетики в невербальной коммуникации с собеседником: это прямой взгляд «в упор», который нередко воспринимается как вызов, хотя такой взгляд у подростка или взрослого человека часто ничего общего с вызовом не имеет, а просто является характерной чертой национальной или культурной группы, к которой он принадлежит.
Параязык, или полуязык, характерный для многих культурных, в том числе этнических, социальных, возрастных, половых групп, содержит множество таких выразительных элементов, как тон, интонация, смех, улыбка, вздохи, слезы и т.д.
Роль технологий коммуникации в практике социально-культурной деятельности
Оба вида - вербальной и невербальной коммуникации - представляют собой уникальный, неповторимый способ поистине самостоятельного и независимого социально-культурного взаимодействия людей. Не случайно повседневные формальные и неформальные общественные отношения, межличностные контакты, коммуникативное общение на самых разных уровнях рассматриваются как одна из ведущих функций практики социально-культурной деятельности.
В современных условиях проблема целенаправленной корректировки процесса развития новых общественных отношений приобрела особую актуальность. Нельзя не заметить, что их формирование идет довольно болезненно. Сместилась система этических ценностей. Разрушение норм, управляющих взаимодействием, достигло той стадии, которая именуется аномией. Произошло катастрофическое снижение уровня коллективизма. Непривычные для нас процессы социального расслоения, дифференциации общества на богатых и бедных породили серьезную социальную напряженность. Постоянная нужда тревожит людей. Во всяком случае, система его повседневного взаимодействия с другими людьми, социальными группами, обществом в целом за годы перестройки и постперестройки не только не гармонизировались (что предполагалось зачинателями реформы), но, наоборот, обострилась.
В этом случае трудно переоценить благотворное воздействие социально-культурной деятельности на систему общественных связей и отношений. Эта функция осуществляется прежде всего через работу по организации повседневного общения. Она реализуется практически во всех видах досуговых центров, но наиболее яркое выражение находит в разнообразных структурах клубного типа.
Важно при этом подчеркнуть, что речь здесь идет не просто об общении (оно может развиваться и вне социокультурных институтов), а о культурном общении. Соединение досуга с культурой, с широкой общественной жизнью, насыщение возникающих в этой сфере контактов духовным содержанием как раз и составляет суть и сердцевину социокультурной деятельности.
Умелая организация повседневного общения - важное средство гармонизации социальных связей. Развивая устойчивые культурные контакты, досуговые центры создают уникальные возможности для оперативного распространения определенных сведений, свободного обмена мнениями, выработки правильных оценок и т.д. Двусторонний поток информации способствует лучшему взаимопониманию, созданинэ атмосферы доверия, формированию доброжелательности и стремления к сотрудничеству. Нельзя не отметить, что менеджер досуга выступает здесь как специалист в области «паблик рилейшнз» и прямо нацелен на педагогическое регулирование межличностных отношений.
Механизм коммуникационных технологий
Говоря о сущности механизма коммуникационных технологий (включая диалоги, язык жестов, мимику и многое другое), следует подчеркнуть, что структура комуникационной модели предельно проста. Она подразумевает наличие источника (отправителя) информации; самого информационного сообщения; передатчика, преобразующего (кодирующего) сообщение в сигнал, удобный для