Полисубъектность модели социально-культурной деятельности и культурных правоотношений обусловлена многочисленностью социальных групп и институтов, активно задействованных как в области творчества, так и в области потребления и распространения культуры.
Целевое назначение модели, характеризующее её как эффективный инструмент поддержки и реализации Доктрины культуры мира, включает в себя следующие важнейшие компоненты.
Во-первых, предоставление каждому человеку возможности самоидентификации, самовыражения и проявления как носителя своей национальной культуры и традиции, включающих в себя веру, менталитет, привычки, обычаи, нормы поведения, отношения в обществе, иными словами, всего того, что составляет специфику и особенности каждого народа.
Во-вторых, создание условий для вступления каждого человека в равноправный диалог с инокультурным окружением, достижения гражданского мира и согласия в обществе через сотрудничество в сфере культуры, образования, досуга, спорта, воспитания детей и взрослых в духе толерантности и уважительного отношения к представителям иноязычных культур.
В-третьих, обеспечение включенности личности в современные мировые (евразийские) общецивилизационные процессы, возможности овладения известными средствами вхождения в мировое образовательное, информационное, профессиональное, общекультурное пространство.
Ключевыми в этом отношении направлениями работы, актуальными не только для национального образования, но и для всех социально-культурных институтов, являются:
• изучение национальных культурно-исторических традиций, целенаправленное интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности в контексте национальной культуры и диалога культур;
• формирование понимания многообразия и взаимовлияния культур, необходимости перехода к диалогу и партнерству;
• перенесение акцентов с рассмотрения исторических конфликтов на изучение примеров ненасильственных социально-политических перемен и взаимообогащения различных культур;
• усвоение ценностей, взглядов и норм поведения, свойственных идеологии культуры мира (прежде всего толерантности и уважения прав человека), культивирование позитивных ненасильственных методов предотвращения и разрешения конфликтов. Не только перспективным, но, несомненно, и продуктивным
является положение о том, что воспитание культуры мира и ненасилия - это не кампания и не разовая акция, а как и всякий воспитательный процесс - большая и длительная работа. Участвующим в ней юридическим и физическим лицам, представляющим сферу образования и другие социально-культурные институты, необходимо обладать культурой межнационального, межэтнического и межконфессионального общения, умением формировать гуманистические нормы межличностного общения, создавать обстановку уважения и дружелюбия по отношению к национальным и культурным традициям окружающих, предотвращать конфликты с учетом их конкретной локальной специфики.
Суть и смысл социально-культурной деятельности в данном контексте состоит в освоении и обогащении базовых ценностей и идей, на которых покоится культура мира и ненасилия, формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в обществе. Социально-культурная сфера располагает достаточной инфраструктурой и необходимыми институтами - от СМИ, рекреационной, образовательной и исследовательской деятельности до изобразительного искусства, музыки, кино, театра, словесности и других видов творчества - для того, чтобы распространить и закрепить эти ценности и идеи в культурных моделях поведения детей, подростков и молодежи.
Но само по себе приобщение каждого нового поколения к ценностям и идеям, составляющим основу культуры мира и ненасилия, лишь первый и не единственный шаг в деле социализации, воспитания и образования. Процесс межкультурного обмена и сотрудничества носит цикличный характер, на его пути встречаются и кризисы, и тупиковые ситуации. Из практики известны нередкие примеры деструктивных тенденций, культурного изоляционизма, социальной или конфессиональной сегрегации, отказа от контакта с другими культурами. В повседневном опыте социально-культурной деятельности не так уж редки случаи стирания границы между отстаиванием своей национально-культурной идентичности и открытым национализмом с присущими ему высокомерием и нетерпимостью.
Совершенно очевидно, что крайне важный и эффективный этап в развитии межкультурного обмена и сотрудничества в области социально-культурной деятельности заключается в выработке у каждого человека толерантности, особого типа положительной рефлексии в отношении каждой из национальных культур, устойчивого защитного механизма против любых попыток принижения или искажения подлинных ценностей культуры мира и ненасилия.
Закрепить эту рефлексию, это неприятие антигуманных явлений в межкультурном сотрудничестве в качестве принципа не только в общественном, но и индивидуальном сознании, внедрить его в практику повседневного поведения и общения людей - задача не из легких. Но решив её средствами своих многочисленных социально-культурных институтов, общество откроет для себя широкие возможности для тесных контактов и взаимодействия народов, религий, национальных и локальных культур, для их непредвзятого диалога и взаимного обогащения.
Вопросы для контроля и самопроверки к разделу V
1.Что или кто является основным объектом в социально-культурных технологиях: а)человек; б)среда; в)деятельность; г)общественные организации; д)все перечисленные.
2.Является ли социально-культурная технология: а)законода-тельным документом государственной культурной политики; б)научной теорией социально-культурной деятельности; в)практическим процессом; г)описанием процесса действий менеджера-педагога; д)формой освоения социально-культурной ситуации?
3.Какие из функциональных технологий преобладают в деятельности таких социально-культурных институтов, как: 1)концертный зал; 2)учреждение дополнительного образования; 3)планетарий, -^общеобразовательная школа; 5)казино; 6)парк; 7)библиотека; 8)спортивный комплекс; 9)телецентр; 10)церковь или мечеть?
4.К какой группе социально-культурных технологий по уровню применения относятся. а)музыкотерапия; б)урок истории в средней школе; в)проведение рейтинга досуговых предпочтений в студенческой аудитории; г)изготовление телевизионного видеоролика о новом спектакле городского театра; д)использование пешеходного маршрута (терренкура) в окрестностях морского побережья; е)проведение конкурса юных музыкантов в рамках программы «Одаренные дети»?
5.Какие свойства преобладают и в наибольшей степени характеризуют социально-культурные технологии: а) непредсказуемость, стихийность; б)вариативность; в)замкнутость, независимость от влияния внешней среды; г)управляемость; д)консервативность; е) традиционность.
6.Какие культурные препятствия могут существовать на пути интеграции многонационального детского или молодежного творческого коллектива - хора, оркестра, театра? 7.Какие из рассмотренных нами социально-культурных технологий наиболее востребованы в: 1) выставочной деятельности; 2)деятельности турагентства или турфирмы; 3)поиске и обработке экспонатов для местного краеведческого музея.
Предложите вариант пресс-релиза для средств массовой информации о премьере спектакля Вашего театра или открытии нового развлекательного центра - аквапарка (возможны другие предложения).
Проверьте свои навыки в создании коммуникативной среды в коллективе Вашей самодеятельной студии или спортивной секции. Продемонстрируйте в мини-сценах различные варианты общения, которые используются в практике педагога или тренера: «доверительное общение», «общение - дистанция», «общение - заигрывание», «общение - устрашение».
Попытайтесь с помощью мини-игр выразить характерные особенности распространенного в условиях социально-культурной деятельности внутригруппового общения с различной поведенческой позицией: «пристройкой сверху», «пристройкой снизу», «пристройкой на равных».
Предложите мастер-план проведения социально-культурных акций на период открытия и функционирования салона по продаже изделий народных ремесел и профессионального искусства.
Что представляет собой мониторинг сохранности и использования памятников истории и культуры на территории Вашего города или края? Какие обязательные пункты включаются в такой мониторинг?
Приведите одну или несколько типичных ситуаций, когда автору/авторам необходимо отстоять правовую состоятельность и юридическую корректность своего социально-культурного проекта. Можно ли гарантировать, что «сила права» данного проекта одержит верх над «правом силы» в лице его противников? Насколько определенна и в юридическом отношении безупречна авторская концепция проекта?
Открытый «круглый стол» с представителями досуговых организаций США и Западной Европы «Международное сотрудничество в социально-культурной сфере: состояние, проблемы, перспективы».
Разработка примерных программ досуга для международного детского лагеря.
Коллективный отбор лучших студенческих рефератов (курсовых работ, проектов) по проблемам организации международных инициатив и акций в сфере детского, молодежного досуга.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев В.В. Формирование команды. - М: Сфера, 1998.
2. Акоф Р., Эмери Р. Целеустремленные системы. - М., 1972.
3. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.
4. Ариарский М.А. Досуговедение в системе человекознания. -Л.: ЛГИК, 1990.
5. Арнольдов А.И. Социальная педагогика: Восхождение к новому гуманизму // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. Сб.ст. / МГУК. - М., 1996.