Для реализации концептуальных положений культуры мира исключительно важное значение имеет активная позиция человека и семьи как полноправных субъектов культуры, постоянных носителей социальных ролей и культурных ценностей в процессе социально-культурной деятельности. В то же время культура располагает незаменимыми средствами для того, чтобы глубоко проникнуть в человеческую природу, понять истоки конфликтов и страданий, сосредоточить усилия по совершенствованию личности.
Попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока не будет достигнуто гармоничное воспитание альтернативных культур каждым человеком и в каждой отдельно взятой семье. Сама идея культуры мира станет всеобщей только поел того, как её примет значительная часть людей, образующих мирозое сообщество.
Достижение этой цели, что следует подчеркнуть особо, во многом зависит от влияния такого традиционного социально-культурного института, как семья. Вся история развития мирового сообщества - это история развития семьи как социального института, инструмента гуманизации и консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов и достижения гражданского согласия.
Формируя общемировую межнациональную культуру, необходимо иметь в виду, что основополагающую роль в этом процессе играют такие социальные институты, как семья и школа.
Культура мира начинается с культуры в собственном доме Семейная политика становится неотъемлемой частью политики государств мира, а культура брачно-семейных отношений - частью мировой культуры.
В недрах семьи как социально-культурного института таится масса проблем, нуждающихся в обсуждении на уровне честного и предметного межкультурного диалога. Так, представителей восточных народов приводит в недоумение то пренебрежение, с которым люди Запада относятся к семейным ценностям. С точки зрения «азиатских культур», взращенных на глубоких эмоциях, одиночество и отсутствие семейного тепла для человека гораздо более мучительно и страшно, чем несоблюдение прав человека1.
По существу, социально-культурная деятельность не исчерпала всех своих возможностей для того, чтобы привести в действие огромный и пока полностью не востребованный воспитательный и образовательный потенциал, заключенный во внутрисемейных и межсемейных отношениях - как вертикальных (между дедушками, бабушками, родителями, детьми и внуками), так и горизонтальных (между сверстниками, супругами, отдельными семьями и т.д.).
Не менее важная роль в обеспечении гармонизации национальных культур с идеей общемировой культуры принадлежит современной школе, социально-культурному институту образования. Определяющим ориентиром деятельности государства по реализации этнокультурных образовательных интересов становится гармоничное сочетание дифференциации и интеграции в обучении, совмещение этнонационализма и патриотизма. Все этносы должны получить равные возможности для удовлетворения образовательных потребностей, в то же время каждый этнос и этническая группа требуют особого внимания, специфического дифференцированного подхода.
Необходим такой тип образования и такая школа, которые бы учитывали и использовали этнокультурные особенности учащихся: этнически различные структуры восприятия, этническое начало эмоций, памяти, внимания, пространственной ориентировки, мышления. Стержнем воспитания в такой школе является патриотизм, основанный на национальной идентичности каждого, диалоге и взаимопроникновении культур народов, их взаимном обогащении.
Решение проблем национального и общечеловеческого в содержании воспитательной работы учреждений образования приобретает в настоящее время приоритетное значение.
Интенсивное развитие международного обмена в области искусства, спорта, туризма, образования потребовало выработки адекватных основ и технологий межкультурной информации и коммуникации. Проводятся регулярные исследования проблем межнационального и межкультурного общения, разрабатываются рекомендации по конкретным вопросам адаптации к инокультурным явлениям.
Осмысление понятия «культура мира» предполагает изучение механизма так называемой ((культурной экспансии». Под этим термином подразумевается проведение определенной социально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответствует или соответствует не полностью1.
В практике социально-культурного маркетинга факты культурной экспансии представляют собой весьма частое явление. К механизму культурной экспансии относятся: внедрение как высокой, так и массовой культуры определенного образца (например, западной культуры); неоднократное использование необходимого демонстрационного давления с помощью рекламы, средств массовой информации, выставочной деятельности, многих других социально-культурных институтов; соответствующая ориентация института образования; создание ангажированного в определенном смысле слоя интеллигенции.
Принадлежа к семейству широко применяемых инструментов международной конкуренции, культурная экспансия подчинена завоеванию рынков сбыта для носителей определенного типа культуры в виде конкретных продуктов или услуг социально-культурного назначения.
К характерным чертам культурной экспансии исследователи относят: перенесение образа жизни и потребительских ориентации стран-«агрессоров» на другие территории; насаждение «своей» культуры как универсальной, исключающей вклад других культур; стремление достичь политических целей, используя культурные связи; развитие одностороннего потока информации - от «центра» к «периферии», от крупнейших монополий в области социокультурного бизнеса (шоу-бизнес, СМИ, индустрия развлечений и т.д.) к многочисленной аудитории зрителей, слушателей, читателей в других странах; формирование в этих странах социально-культурной элиты, которая способствует утверждению ориентации и укреплению влияния стран-«агрессоров»1.
Практика социально-культурной деятельности на мировом уровне наполнена проявлениями культурной экспансии. Они связаны, в частности, с межкультурной коммуникацией. Ряд стран, особенно колоний, постоянно прибегают к использованию чужого языка из-за политических и экономических причин. Некоторые из языков в силу разных причин приобретают статус межнационального (например, русский язык на территории бывшего СССР или английский как средство общения на международном уровне и в Интернеге). Однако в данном контексте факт «культурной экспансии» следует воспринимать как объективную закономерность.
Межкультурное сотрудничество, таким образом, не может не затрагивать ментальной сущности и суверенитета национальных традиций каждого народа. В рамках концепции культуры мира нуждается в корректировке и определенном переосмыслении роль социально-культурной деятельности в освоении, сохранении и обогащении национальных этнокультурных традиций. Под влиянием энергичного натиска современных информационных технологий национальные традиции, этот один из самых почтенных социально-культурных институтов, в последние годы все чаще воспринимается как синоним отсталости, косности, консерватизма, неспособности к восприятию нового.
Существует определенное объективное несоответствие большинства национальных традиций тем требованиям, которые заключены в самой природе современных социокультурных, в первую очередь информационных, технологий.
В рамках общемирового культурного и информационного пространства эти технологии отличаются повышенной мобильностью, отсутствием жесткого закрепления кадровых и финансовых ресурсов за каким-либо одним объектом, динамичным перемещением с одной территории на другую. Не имея однозначной территориальной «привязки», современные социокультурные, информационные технологии в сравнительно сжатые сроки могут быть эффективно освоены любой страной, входящей в мировое сообщество.
Именно такие процессы характерны сегодня для многонациональных государств, внутренняя нестабильность которых обусловлена огромной пестротой национальных традиций образующих их народов. Успешное развитие экономики любой страны объективно зависит от единообразного применения всех используемых технологий, а это единообразие, в свою очередь, неизбежно переносится и на культуру, и на психологию межнациональных отношений. Эрозии обычно подвергаются те этнические культуры, которые испытывают массированное воздействие извне и не имеют достаточно устойчивых и развитых видов социально-культурной деятельности, способных адекватно противостоять внешнему натиску и отвечать новым жизненным требованиям. Примерами подобного рода могут служить культура племени айнов в Японии или культура американских индейцев.
Распространение в пределах той или иной страны чужеродного для нее типа культуры, которая никак не интегрируется с собственной культурой, не обогащает её и остается обособленным придатком, существенно ослабляет культурную конкурентоспособность данной страны в мировом культурном пространстве. Существенно ослабляются её возможности для вывода своих этнокультурных технологий на общемировой уровень.
Страны, располагающие в мировом культурном масштабе поистине сверхмощными информационными ресурсами, обретают право на выработку собственных культурных доктрин, далеко не всегда и не по всем позициям согласующихся с концепцией гуманитарно -направленного развития культуры мира.
Возникает естественный вопрос: каким образом можно защититься от подобной культурной экспансии, уберечь самобытные национальные традиции и виды социально-культурной деятельности отдельных стран и народов от наступления внешнего «духовного агрессора»?
Ответ на этот вопрос может выглядеть парадоксально. Культура мира в силу многоликости самой своей природы содержит весомые гарантии противостояния культурному монополизму, тотальному подчинению, культурному диктату одной, наиболее информатизированной страны.