Среди великого множества развлекательно-игровых, художественно-зрелищных, обучающих (тренинговых) и других социально-культурных технологий нет ни одной, где не нашел бы своего места метод импровизации. Практически любая образовательная, творческая, игровая акция сопровождается элементами импровизации. Можно утверждать, что импровизированность составляет одну из самых замечательных и впечатляющих особенностей социально-культурного действия. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. И дети, и взрослые очень легко поддаются внушению. Пример одного входит в подсознание другого, минуя разнотональность сознания. В результате включается этот древний, пришедший от прародителей механизм. Импровизация - действие, не осознанное и не подготовленное заранее, так сказать, экспромт. Импровизация выводит на практическую и творческую предприимчивость. Искусство импровизации – это порождение искуса, соблазна творческого усилия. Импровизация базируется на синдроме подражания с привнесением своего авторского начала.
Методы импровизации порождают здоровый азарт не только во взрослой, но и в сугубо детской среде. В досуговой практике многих поколений живут и надолго сохраняются свои тайны и секреты, свои закономерности и методики. Не случайно богатства исчезающего из времени эфемерного досуга странным образом сохраняются в душах людей. Феномен творческой основы досуга -всегда по своему самобытен, неповторим; он очищает душу и потому вечен.
В решении проблем теории и практики социально-культурной деятельности высокую результативность демонстрируют методы педагогических исследований: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, разновидности педагогического эксперимента (констатирующий, созидательно-преобразующий, контрольный), изучение документации и продуктов социально-культурной деятельности, теоретический анализ, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, социологические методы (анкетирование, тестирование, рейтинг, метод экспертных оценок). (См. подробнее параграф пятого раздела учебника.)
Наиболее важным является анализ психолого-педагогических условий и механизмов профессиональной и непрофессиональной (любительской) деятельности.
Сама структура этой деятельности включает в себя следующие обязательные элементы:
- заданные цели, представления о конечном результате (культурном продукте или услугах);
- заданный предмет социально-культурной деятельности, то есть систему взаимосвязанных признаков или свойств какого-либо социально-культурного объекта, явления, процесса, которую необходимо изменить или преобразовать;
- вещественные или невещественные средства труда, с помощью которых человек взаимодействует, работает с предметом социально-культурной деятельности;
- систему должностных (для профессионала) или заданных (для любителя) производственных функций;
- систему прав;
- производственную среду, предметные и социальные условия, необходимые для производства культурного продукта или услуг.
В практике социально-культурной деятельности имеют широкое распространение такие понятия, как комплексные досуговые программы и формы.
В самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное самостоятельное законченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой или индивидуальной). Программы и формы базируются на и&толь-зовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.
Выбор тематики и разработка социально-культурных проектов и программ диктуются государственным, социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами организации досуга и творчества, развития и саморазвития людей, проживающих в регионе. Содержание разрабатываемых проектов и программ черпается из обширного и динамичного «проблемного поля» современной социально-культурной сферы.
2. Педагогические основы технологий
Принципиальное методологическое значение для социально-культурных технологий имеет их опора на основные постулаты педагогики. Этот процесс, как отмечается в специальной литературе, состоит в последовательной трансформации социальных и культурных задач, стоящих перед определенной общностью людей, в задачи педагогические по воспитанию и образованию личности. Это позволяет придать социально-культурным технологиям воспитательную, развивающую и рекреативную направленность.
Основополагающим для их реализации является и соблюдение требований педагогики сотрудничества.
В контексте данного раздела мы рассматриваем менеджеров и педагогов, работающих с группой, в качестве технологов социально-культурной сферы, а саму группу, или определенную общность, объединяющую не только учащихся, но и читателей, слушателей, зрителей, потенциальных партнеров и коллег, - как совокупный субъект социально-культурной деятельности. В каких бы отношениях ни находился технолог (менеджер или педагог) с группой - либо управленческих, либо чисто межличностных, формальных или неформальных, его деятельность неизменно соответствует основным принципам педагогики.
Структурирование содержательного материала в каждой из социально-культурных технологий подчинено, как правило, однотипному алгоритму. Вначале обозначаются основные педагогические категории, с которыми менеджер-организатор так или иначе столкнется в технологическом процессе. Это - педагогические требования и педагогическое воздействие; работа менеджера, педагога, технолога с группой и педагогическая позиция; элементы методики педагогического воздействия и др. Определяются ключевые профессиональные умения и навыки, необходимые специалисту для практического решения проблемы. Осуществляется отбор соответствующих педагогических, художественно-выразительных, технических средств. Далее педагогу следует придерживаться логики технологических действий.
Обращает на себя внимание примечательная особенность. К педагогическим основам социально-культурных технологий относится выработка у самих технологов навыков педагогического воздействия в работе с группой. Значительное число понятий и категорий, составляющих суть и смысл педагогической направленности социально-культурных технологий, вводится и повторяется в технологиях неоднократно. Подобная повторяемость заставляет размышлять о ней как некоей закономерности.
Действительно, любая из социально-культурных технологий формируется на этыке педагогики с дисциплинами культурологического цикла, но как совокупность педагогических по определению профессиональных умений и навыков она, естественно, базируется на одних и тех же педагогических элементах. В каждой из технологий эти элементы выполняют функцию несущих конструкций.
Именно поэтому сам факт педагогических основ технологических действий является постоянным объектом внимания и предметом для тренинга в процессе профессионального обучения менеджеров, педагогов, технологов, занятых в социально-культурной сфере.
Понятием «группа», с которой работает или которую представляет технолог, обозначается взаимодействующая социально-культурная общность, состоящая из трех и более человек. Различия в педагогическом статусе таких групп определяются степенью личного участия каждого из членов группы и характером их взаимодействия. Отсюда разброс в квалификации социально-культурных общностей - от случайно образовавшейся компании до тесно сплоченного благодаря единой Цкли коллектива.
Можно говорить о сложившейся типологии досуговых программ и форм. Среди них выделяются программы, имеющие педагогическую, воспитательную и обучающую направленность, связанные с использованием определенной культурной среды, включая исторические и историко-культурные памятники, мемориальные комплексы, экологические зоны, художественные экспозиции и другие информационные, развлекательные, развивающие программы для однородных и смешанных аудиторий, в том числе программы выходного дня для населения, заказные программы для коллективов предприятий, учебных заведений, кооперативов и т. д.; групповые или индивидуальные обучающие программы различного профиля, реализуемые на принципах хозрасчета и самоокупаемости.
Необходимым условием служат диагностика и прогнозирование социально-экономического, психологического эффекта реализуемых программ и форм.
Основу функциональных методов организации социально-культурной деятельности по направлениям составляет органичное единство культуры, просвещения, информации, творчества, отдыха, спорта, туризма и развлечений. Определяющим признаком всех Функциональных методов является их развивающее начало. Не случайно поэтому функциональные методы носят обязывающие ко многому названия развивающих, формирующих, компенсирующих, реабилитирующих и т.д.
Дифференцированные (частные) методы социально-культурной деятельности ориентированы на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения. У них есть ряд общих черт, связанных с изначальными принципами и функциями социально-культурной деятельности. В то же время каждый из методов обладает характерными особенностями, обусловленными социально-психологическими, физиологическими и другими характеристиками возрастных групп - детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей.
Основу дифференцированных (частных) методов составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы, профилированные для отдельных социально-демографических групп.