Структура авторской образовательной программы
• Название программы.
• Для каких групп обучающихся она предназначена.
• Автор программы: фамилия, имя, отчество, занимаемая педагогическая должность.
• Вводная часть (введение). Цели и задачи программы. Основные принципы программы. Особенности программы. Особенности методики обучения и способов реализации поставленных задач. Концепция разработки и преподавания курса. Психологическое обоснование реализации программы.
• Основная часть программы. Распределение материала по четвертям и годам обучения. Краткая характеристика поурочного тематического плана. Особенности индивидуальной и коллективной деятельности учащихся на уроках. Методические принципы (методы) реализации программы. Выводы и рекомендации для коррекции программы в процессе проведения занятий. Заключительная часть программы.
Рабочие материалы: педагогический дневник; перечень используемых на занятиях пособий и предметов, включая слайды, картины, схемы и т.д.; библиография.
7. Социально-защитные и реабилитационные технологии
Сущность и общая характеристика
Сфера культуры, искусства, образования, досуга, спорта характеризуется наличием различных по содержанию и направленности социально-защитных, реабилитационных (адаптационных, анимационных, коррекционных) технологий.
Исторически в традициях российской культуры - уважение к возрасту и старшинству. Общеизвестен тот факт, что лица старшего возраста и инвалиды всегда старались не быть обузой, занимались посильным трудом и вносили свою лепту в общее хозяйство, в воспитание детей и молодежи. Все эти компоненты и сегодня определяют значение социально-культурной реабилитации для личностного развития и социализации людей, постоянно нуждающихся в социальной защите и поддержке.
Обучение этим видам технологий, объединенным общей информационной и коммуникативной доминантой, обязательно включается в основное содержание современного социокультурного образования. Наряду со специализированными социально-реабилитационными центрами и учебными заведениями в эту работу вовлекаются учреждения социально-культурной сферы -клубы, Дома культуры, библиотеки, театры и филармонии, парки, музеи.
Классификация и типология социально-защитных и реабилитационных технологий
Классификация и типология социально-защитных, реабилитационных технологий предполагает прежде всего их разделение в зависимостиотфункционального назначения. Здесь выделяются две крупные и тесно взаимосвязанные категории. Это, во-первых, основные, базовые технологии типа специализированных игровых, культуротерапевтических, арттерапев-тических и других; они широко представленны в Атласе социально-культурных реабилитационных технологий (Атлас социально-культурных реабилитационных технологий/ Сост. Ю.С. Моздокова. - М.: МГУКИ, 2002).
Эти технологии не случайно обозначаются как базовые. Они первичны по своей сути, не зависят от влияния внешних социально-экономических, политических, культурных и других факторов, отличаются определенной стабильностью, постоянством составляющих их элементов.
В качестве постоянного ресурсодержателя базовых социально-защитных и реабилитационных технологий фигурируют, как правило, государственные и негосударственные структуры, в их числе органы муниципального управления, государственные учреждения социально-культурной сферы, общественный сектор и коммерческие организации. В повседневной практике социально-культурной деятельности по-прежнему остаются приоритетными традиции просветительства, меценатства, попечительства, благотворительности, социального посредничества и сотрудничества, проявления общественной заботы о незащищенных слоях населения. Благоприятную среду для этого представляет наличие льготных систем налогообложения и социальных гарантий, которые являются существенным фактором привлечения отечественных и зарубежных инвесторов к реализации социально-защитных проектов и инициатив. К таким методикам работы с потенциальными спонсорами социально-культурной сферы относится так называемая технология фандрайзинга.
Наряду с базовыми технологиями в работе среди социально незащищенных категорий населения - детей-сирот, воспитанников детских домов, инвалидов, лиц пожилого возраста - используются вспомогательные (прикладные) технологии. Прикладными в данном случае являются диагностические, информационные, исследовательские, проектные, коммуникативные, управленческие и другие технологии. Они вторичны и зависят от множества объективных и субъективных факторов, но без них квалифицированное, профессиональное осуществление социально направленных реабилитационных (групповых и индивидуальных) программ практически невозможно.
Другое немаловажное логическое основание классификации социально-защитных и реабилитационных технологий составляет структурно-содержательный признак. Он определяет направление и характер социально-защитного, реабилитационного воздействия на личность ребенка или взрослого, отбор и локализацию соответствующих средств и способов. С этой целью используются многочисленные социально-культурные технологии, в первую очередь оздоровительные (медико-биологические, валеологиче-ские, курортологические, лечебно-профилактические), культуро-ориснтированные и культуротворческие: (арттерапия, библиотерапия, экологические, гарденотерапия, иппотерапия, клубно-спортивные и спортивно-оздоровительные, лекотерапия, фитотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др.), художественно-прикладные, ремесленные и другие. Например, в детской инвалидной среде хорошо себя зарекомендовала так называемая юморо-терапия - например, проведение выступлений артистов эстрады, цирковых клоунов, фокусников, шоу-групп в детских клиниках и реабилитационных центрах.
Часто для получения конкретного результата в реабилитации, коррекции, адаптации прибегают к выборочному отбору технологий по признаку преобладания одного или нескольких доминирующих на занятии методов, способов и приемов.
В этих случаях в распоряжении педагогов-организаторов находятся игровые и развлекательно-игровые (подвижные, малоподвижные, театрализованные и др.), художественно-зрелищные, диалогические и эвристические (показ, рассказ, пересказ, объяснение, иллюстрирование), репродуктивные и творчески развивающие (тренинг, импровизация), обучающие (упражнения, повтор), проблемно-поисковые, информационные, в том числе масс-ме-дийные (компьютерные, системы «репетитор», «консультант», кино, телевидение, радио, пресса). Конечно, любая из этих технологий помимо преобладающего метода опирается и на другие способы и приемы, всегда остается комплексной. Но своим характерным акцентом на ту или иную сторону процесса реабилитации детей и взрослых она приобретает свое название.
Для достижения социально-защитных и реабилитационных целей психологически оправдан и выбор соответствующей организационной формы использования технологии. В данном случае характер и содержание работы менеджера, педагога, технолога зависят от целевой направленности мероприятия, состава участников и условий их социально-культурной деятельности.
Социальная защищенность и реабилитационное воздействие обеспечиваются за счет использования таких технологий, как внедрение льготного социально-культурного обслуживания нуждающихся групп населения, технологии специализированные, индивидуальные, мелкогрупповые, групповые и массовые; семейные, клубные, классно-урочные; дифференцированные и разновозрастные, стационарные и туристско-экскурсионные и другие. Одни из этих технологий являются традиционными, другие - нетрадиционными, альтернативными, нередко содержащими элементы инновации.
Особенности процесса социально-культурной реабилитации инвалидов и пожилых людей
Возможны и другие подходы к классификации социально-защитных и реабилитационных технологий. В качестве доминирующего признака может фигурировать место постоянного проживания клиентов (домашние условия, приют, детский дом, интернат, клиника, загородный пансионат и т.д.) или тип конкретного дефекта (полная или частичная утрата зрения, слуха, двигательных возможностей, психические аномалии и т.д.) и связанных с этим медико-социальных ограничений и степени социально-культурной недостаточности пожилых людей и инвалидов.
Социально-защитные технологии часто отличаются друг от друга по различным типам включенности клиентов в процесс социально-культурной реабилитации (пассивному, потребительскому, творческому), а также по возрастным, тендерным, профессиональным и другим характеристикам.
Вне зависимости от своего типа все перечисленные выше технологии не могут и не должны быть средством только «приятного времяпровождения», удовлетворения гедонистических потребностей пожилых людей и инвалидов в общении, зрелищах и развлечениях. Каждая из технологий выполняет по отношению к инвалидной и пожилой среде совершенно определенную утилитарную, сугубо прагматическую функцию: достигнуть необходимого медико-социального, психологического, культурно-реабилитационного результата. Очевидно, что при всем своем разнообразии эти технологии, входящие в новую для себя среду, должны отличаться принципиально новыми качествами: ориентацией инвалидов на их интеграцию в культурную жизнь, выходом за пределы удовлетворения их узкоутилитарных досуговых потребностей, использованием педагогических и культуротворческих резервов для самоутверждения и самореализации.
Если конкретизировать реабилитирующие функции социокультурных технологий в жизненном пространстве инвалидов, то речь пойдет об обыденных для каждого из них вещах: адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях, найти на рынке труда нишу для применения своих творческих способностей, уметь отыскать и использовать нужную для своей практической деятельности и досуга информацию. Назначение социокультурных технологий состоит и в том, чтобы научить ребенка или взрослого-инвалида адекватно участвовать в самых разнообразных формах и ситуациях общения, пользоваться всеми доступными средствами массовой информации, компьютером, книгами, обучить инвалида знаниям и навыкам, увеличивающим степень его самостоятельности в выборе и осуществлении способов трудовой деятельности, проведения досуга и развлечений, круга общения и самообслуживания.