Настоящее– это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее.
Таким образом, прошлое – это воспоминание, настоящее – созерцание, будущее – ожидание или надежда.
При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира – вместе с тем и начало времени.
Время обладает длительностью, которая характеризует продолжительность всякого движения и изменения.
Вечность – она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность – мир мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.
Говоря о деяниях Бога, мыслители подчеркивали его всеблагость. Но в мире творится и зло. Почему Бог допускает зло?
Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте – всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.
Зло – не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше – хороша».
Бывает и так, что мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению.
Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.
1.1.7 Истина и достоверное знание
Августин говорил о скептиках: «им показалось вероятным, что истину найти нельзя, а мне кажется вероятным, что найти можно». Критикуя скептицизм он выдвинул против него следующее возражение: если бы истина не была известна людям, то как определялось бы, что одно правдоподобнее (то есть более похоже на истину), чем другое.
Достоверное знание – это знание человека о своем собственном бытии и сознании.
Знаешь ли ты, что ты существуешь? Знаю. Знаешь ли ты, что ты мыслишь? Знаю. Итак ты знаешь, что ты существуешь, знаешь, что живешь, знаешь, что познаешь. |
Познание
Человек наделен умом, волей и памятью. Ум сам на себя обращает направленность воли, то есть всегда себя сознает, всегда желает и помнит:
Ведь я помню о том, что имею память, ум и волю; и помню, что я понимаю, желаю и помню; а ещё желаю, чтобы я имел волю, понимал и помнил. |
Утверждение Августина, что воля участвует во всех актах познания, стало нововведением в теории познания.
Ступени познания истины:
внутреннее чувство – чувственное восприятие.
ощущение – знание о чувственных вещах в результате рефлексии разумом над чувственными данными.
разум – мистическое прикосновение к высшей истине – просветление, интеллектуальное и моральное совершенствование.
Разум – это взор души, которым она сама собой без посредства тела созерцает истинное.
В изучении наук людям помогают авторитеты и разум. Следует доверять лишь превосходнейшим авторитетам и соответственно им вести свою жизнь.
Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство – неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.
Государство– наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.
Справедливое государство – христианское государство.
Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.
Необходимо соблюдать международные договоры.
Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые – те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.
В 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем» Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.
В историческом процессе Августин выделял шесть главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):
первая эпоха – от Адама до Великого потопа
вторая – от Ноя до Авраама
третья – от Авраама до Давида
четвёртая – от Давида до вавилонского пленения
пятая – от вавилонского пленения до рождения Христа
шестая – началась с Христа и завершится вместе с концом истории вообще и со Страшным Судом.
Человечество в историческом процессе образует два «града»: светское государство – царство зла и греха (прототипом которого был Рим) и государство Божие – христианская церковь.
«Град земной» и «Град Небесный» – символическое выражение двух видов любви, борьбы эгоистических («любовь к себе, доведенная до пренебрежения к Богу») и моральных («любовь к Богу вплоть до забвения себя») мотивов. Эти два града развиваются параллельно переживая шесть эпох. В конце 6 эпохи граждане «града Божия» получат блаженство, а граждане «земного града» будут преданы вечным мучениям.
Социология, так же как и другие общественные науки, изучает общество. Однако при этом она выделяет собственный предмет исследования и применяет особый понятийный аппарат. В социологии выработаны два основных исследовательских подхода и, соответственно, два подхода к определению предмета этой науки. Один получил название социоцентрического, поскольку исходит из приоритета целого (общества, группы) над индивидом. В теоретических моделях, построенных на методологической основе социоцентризма, поведение индивидов рассматривается как производное от социальной структуры. Второй подход отправляется от индивида и объясняет социальную реальность как производную от осмысленных социальных действий индивидов. Он получил название человекоцентрического, или гуманистического. Различные методологические подходы – это различные «языки» описания и понимания социальной реальности. Им соответствуют и различные типы эмпирических социологических исследований – так называемые «количественные» и «качественные». Однако при любом исследовательском подходе проявляется тот особый взгляд на общество, который отличает социологию от других общественных наук. Его специфика состоит в том, что в социологии общество рассматривается как упорядоченная система социальных общностей, а индивид, индивидуальное действие изучается на фоне отношений социальных групп, а значит не как независимое, но как представляющее какую-то группу, воспроизводящее определенные групповые границы, выражающее определенную групповую позицию по отношению к другим социальным группам, т.е. осуществляющееся в рамках определенных социальных ограничений – структурных, культурных, нормативных и т.п. – и в этом смысле социальное. Поэтому исходными и основными понятиями в социологии являются понятия социальная группа и социальная структура, социальное действие и социальное взаимодействие, социальная стратификация и социальный статус. Причем чем более сложным является общество, тем более упорядоченным и организованным оказывается индивидуальное поведение, тем сложнее механизмы этой упорядоченности и организованности. Социология изучает, как (каким образом) система упорядоченности и организованности, которая в социологии называется социальный порядок, формируется и воспроизводится в ходе социальной практики, как она закрепляется в системе социальных норм и социальных ролей и усваивается индивидами в процессе социализации таким образом, что индивидуальное поведение становится социально типичным и достаточно предсказуемым. Именно социальная типичность и повторяемость поведения людей, наличие устойчивых социальных связей и взаимоотношений свидетельствует об объективности социальной реальности, о существовании объективных социальных законов, которые изучает социология какнаучная дисциплины.
Социология как самостоятельная научная дисциплина сформировалась относительно недавно. Истоки социологии можно найти еще в древней философии, которая пыталась определить порядок общественной жизни, способный обеспечить счастье всем людям и могущество правителям. Античность, среденевековье, Возрождение, Просвещение предложили свои, уже теоретические, модели устройства общества и места человека в нем, свои схемы общественного развития. Однако возникновение социологии в ее современном виде было связано с ориентацией на новый тип научности, характерный для естествознания Нового времени. Ее возникновение связывают с именем О. Конта, который в 30-х гг. 19 века предложил термин «социология» для обозначения принципиально новой науки об обществе, которую еще предстояло создать. В своей знаменитой классификации наук Конт поместил социологию в одном ряду с естественными науками, рассматривая ее как завершение системы наук, как «вершину» всех наук. Эта новая наука, по Конту, должна была отличаться от прежних наук об обществе. Во-первых, тем, что она должна быть построена по типу естественных наук и, в отличие от спекулятивной, умозрительной философии, давать точное, «позитивное», общезначимое знание, открывать неизменные законы функционирования и развития общества, подобные законам Ньютона. Во-вторых, тем, что, подобно естественным наукам, обеспечивающим господство человека над природой, она должна обеспечить господство человека над обществом. Эта методологическая позиция получила название позитивизма и на протяжении многих десятилетий занимала господствующее положение в социологии, находящей для себя идеал научности в классическом естествознании. Общество рассматривалось по аналогии с природным объектом, функционирующим по «неотвратимым» объективным законам. Сталкиваясь с новой, сложной, ускользающей от понимания реальностью, социологи 19 века искали эвристические аналогии или метафорические модели в областях знаний, которые были лучше разработаны. Натурализм, органицизм, социал-дарвинизм, эволюционизм – важнейшие понятия, которые характеризуют данный этап и данное направление развития социологии.