Они обеспечивают непрерывность общественной жизни, в том числе и при изменениях в составе членов общества.
Они соединяют стремления, действия и отношения индивидов, т.е. содействуют социальной сплоченности и тем самым предотвращают противообщественные акции.
Для Дюркгейма социология означала науку институтов. Ядро институтов – различные формы регулируемой совместной деятельности индивидов. При межличностной обыденной коммуникации существуют свои формы институтов, например, этикет общения, разные бесед. То же самое касается выражений, употребляемых в процессе совместной работы. Институты – это компоненты реальной жизни в определенные промежутки времени. В определенных ситуациях, в определенных обществах.
С точки зрения индивида, «свадебный институт» означает возникновение осмысленной связи реальности и действий, причем происходит совпадение собственных ожиданий и ожиданиями окружающих людей об образцах действия и поведения. Индивид, и окружающие люди знают, каковы права, обязанности или возможности, созданные бракосочетанием. Институты управляют человеческим поведением и стабилизирует его.
Социальная система – целостное структурированное образование, основными элементами которого являются люди. Их группы и общности, связи и взаимодействия, социальные ценности и нормы, социальные институты и организации и др.
Наиболее наглядным и показательным примером является само общество, которое неоднородно и имеет свое внутреннее строение и состав, включающие большое число разнопорядковых и разнохарактерных структурных единиц (подсистем). Каждая из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе как социальная система. Структура общества отличает его, с одной стороны, от хаотического, произвольного скопления индивидов, а с другой, от других социальных систем, имеющих иную, свою упорядоченную структуру, а, следовательно, и качественную определенность. Вместе с тем, она служит основой стабильности, устойчивости общества. Кроме того, именно потому, что общество – это не простая сумма индивидов, а целостное образование, оно порождает новое, интегральное, системное качество, не сводимое к качественной характеристике отдельных людей, иных его структурных элементов или их суммы. Как особая социальная система общества функционирует и развивается по своим собственным законам. Все это относится не только к обществу, но и к любой его подсистеме, которая в иной связи выступает как самостоятельная социальная система.
Социальная структура (от лат.structura – строение) – внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядочнная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих в определенных рамках социальных групп, институтов и отношений между ними.
«Культура» – возделывание, обрабатывание.
Предпосылки возникновения культуры – человеческие потребности и требования социальной жизни. О «нарастающей» культуре, когда возникает больше новых элементов, чем исчезает старых. «Аккумуляция» культуры происходит за счет конкретных открытий и изобретений за счет диффузии, т.е. распространения культурных черт с одной территории на другую, с соответствующей адаптации к новым условиям.
Рост культуры проявляется более явно в материальной сфере, чем в духовной. Рост количества знаний, связанный с возрастанием культуры, труднее поддается «исчислению», чем количество неких материальных объектов. Очевидно, что различные социальные, территориальные и демографические векторы могут способствовать или мешать росту культуры.
Быстро распространяются материальные черты, потом внешнее поведение и наиболее медленно – ценности. Социальный спрос способствует изобретательской деятельности: необходимо найти новые решения проблем. Социальный престиж, со своей стороны, стимулирует применение изобретений в обществе.
Аккультурация – это процесс взаимовлияния культур, в котором одна социальная система воспринимает свойства какой-либо другой социальной системы. На практике аккультурация означает медленную ассимиляцию культуры меньшинства с главной или господствующей культурой.
Межкультурные различия, как на индивидуальном, так и на групповом уровнях уменьшаются, создавая при этом предпосылки для ассимиляции. Отличать аккультурацию от диффузии, которая касается лишь элементом и частей культуры, тогда как аккультурация относится к культурам в целом.
Социальная стратификация – процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои, отличающиеся по своему общественному статусу.
Социальная стратификация отражает социальную неоднородность общества, неодинаковость социального положения его членов и социальных групп, их социальное неравенство. Критерии подразделения общества на слои (страты) могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но
чаще всего выделяются профессия, доход, образования, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции и др. При всем различии подходов социологов к проблеме социальной стратификации можно выделить общее: с.с. – это естественное и социальное расслоение общества, имеющее иерархический характер, устойчиво поддерживаемое институционализацией, постоянно воспроизводимое и модернизируемое. Особенно большой вклад в разработку теории С.с внес П.А. Сорокин, который исходил из того, что общество не может быть и не бывает однородным, оно всегда дифференцированно. Вместе с тем, не отрицая деления общества на классы, П.А. Сорокин считал односторонней, упрощающей и огрубляющей социальную структуру общества. Заслуга П.А. Сорокина и в том, что он впервые обратил серьезное внимание на внутригрупповое социальное расслоение по вертикали. Серьезный вклад в разработку С.с внесли социологи-функционалисты (Т. Парсонс, Э. Шилз и др.).
Мобильность в широком понимании – это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другой, так же как и перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию. Внутренняя миграция, так же как и оба типа переселения – эмиграция и иммиграция, содержит компоненты социальной мобильности. Главные формы социальной мобильности – горизонтальная и вертикальная мобильность. Первая означает, например, переселение из одного города в другой или переход на новую работу, когда перемещение не связано с переходом на неравноправную, по сравнению с предыдущей, социальную позицию. Вертикальная мобильность означает перемещение индивида с одной социальной позиции на другую или из одного класса в другой.
Социальная мобильность может означать или социальное повышение, или социальное положение, например, перемены в течение жизни одного общественного класса в другой. В связи с социальной мобильностью надо учитывать степень открытости общества или общественного класса. За исключением отдельных социальных систем, типа кастового общества, социальная открытость всегда имела место.
Социальная мобильность существует в обществе, разделенном на классы и страты. Мобильность не происходит сама по себе и вне связи с другими социальными феноменами: что-то способствует ей, что-то препятствует, что-то является ее последствием.
Социальное неравенство, разное отношение к обладанию экономическими ресурсами, разная степень общественного престижа и политической власти – первостепенные стимулы или соответственно препятствия для перемещения человека с одного слоя на другую.
Миграция – перемещение, переселение, подвижность населения, в результате которых обычно происходит изменение численности населения на той или иной территории.
Социальный слой – обозначение социальной группы. Выделяемой на основании некоторых общих признаков, например, квалифицмрованные рабочие. Пенсионеры и др.
Ценность – приобретенное, усвоенное из опыта обобщенное и стабильное понятие о том, что является желательным; это – тенденция выбора и критерий постановки целей и результатов действия.
Народ – это все население той или иной страны как целостное образование, включающее различные классы, социальные слои и группы, этнические и иные общности, объединенное его государственной общностью, единством исторических судеб, коллективного опыта, образа жизни и самоидентификацией и являющееся высшим носителем власти.
Свобода – самостоятельность социальных и политических субъектов (личностей, их групп, общественно-политических органов, организаций и объединений и др.), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями. В наличии у них соответствующих прав и их гарантий.
В современной социологии нет и, видимо, не может быть одной – универсальной, все объясняющей теории. В ней сосуществует множество различных, часто противоположных, подходов, парадигм, концептуальных схем. Периодически тот или иной подход выдвигается на передний план и временно оказывает определяющее влияние на развитие социологии, стимулируя соответствующие изменения во всех других направлениях, определенным образом «модернизируя» их. Однако весь выработанный социологией комплекс основных теоретических подходов в основном сохраняется и творчески развивается. Поставленные передо мной цели и задачи были выполнены.
Список используемой литературы
1. Э.К. Асп, Введение в социологию, «Алетейя», 2000 г.
2. Л.А. Зеленов, Основы социологии, «ВЛАДОС», 2000 Г.
3. В.Н. Лавриненко, Социология, «ЮНИТИ-ДАНА», 2007 г.
4. Э.В. Падевосян, Словарь справочник по социологии и полиологии, «Знание», 1996 г.
5. В. Харчева, Основы социологии, «Логос», 2001 г.