TV-игры: КВН, «Что, где, когда?» и им подобные, в отличие о развлекательных, включают участников в ситуации, где нужны не только знания, но и логика, ассоциативное мышление, юмор, умении найти выход, сделав правильный выбор. Это - интеллектуальные игры и занимаются ими те, кому доставляет удовольствие гимнастика ума.
Как и любой вид досуга, игра предстает в нескольких ипостасях развивающем, развлекающем и разлагающем (азартные игры).
Толкиен, создавший самое интересное и эпохальное произведении стиля фэнтези на основе саксонских и скандинавских мифов, Библии эпосов древних народов, дал начало одноименному движению.
Знакомство с его книгами или их вариантами, а иногда и явным плагиатом в Интернете пробудили фантазию огромного числа любителей, называющих себя «толкиенистами».
Среди последних не только любители-фанаты в майках любимой команды или рыцарей, не пропускающих ни одного турнира, но и те, кто делает древние доспехи, кует мечи, а потом на ристалище сражается, воплощая сюжеты древних мифов и саг. Тут не только элементы режиссуры, актерской игры, но и культуры и этики турниров, основанных на мировоззренческих взглядах тех времен. Это свидетельствует о стремлении к аутентичности воспроизведения обстановки Средних веков: от героев требуется внимательное прочтение и восприятие книг не только Толкиена, но и исторических. А так же умения в изготовлении доспехов, воспроизведении характеров и норм поведения. Теория Л.Г. Ионина о театрализации жизни еще раз подтверждает эту тенденцию.
Игры и развлечения подростковых и юношеских группировок, агрессивное соперничество за лидерство, «война» за контроль над территорией, ведут к сращиванию уличных компаний с организованной преступностью и контролю вожака за поведением каждого из сообщества.
Юношеский конформизм, принадлежность компании деформируют потребности молодых. Неординарность, экстравагантность, необычайность - важный социально-психологический фактор поведения молодежи.
Экстремальные виды досуговой деятельности становятся все более распространение среди обеспеченных людей.
2.6 Тенденции «одомашнивания» досуга
В последние десятилетия усиливается тенденция одомашнивания Досугово-рекреационной деятельности. И философы и социологи, изучающие семейный уклад, быт, образ и стиль жизни отмечают перераспределение функций социальных институтов и учреждений культуры и семьи.
Перераспределение касается временных затрат, интересов, энергии, мотивации и затраченных средств внутри и вне дома.
Чем же вызваны эти перемены? Интенсивная нуклеаризация семьи и возникшие проблемы самообслуживания без кооперации со старшими
родными сокращают время на посещение театров, парков, музеев, клубов. В первую очередь удовлетворяются потребности, связанные с семейным бытом и воспитанием детей.
Возросло время общения с TV. Оно не требует специальной подготовки, интеллектуальной инициативы и обладает свойством «завораживания». Срабатывает механизм воздействия парадоксальной социально психологической установки: не нравится, но смотрю с удовольствием.
В социологии появился термин «фонового» просмотра TV, слушания радио, совмещенного с работой на кухне, домашней трапезой другими бытовыми делами.
Кроме того, это время увеличивается и за счёт просмотра видео фильмов (не будем рассматривать их содержание, оно целиком определяется вкусами и ценностными ориентирами субъектов, престижем, когда неприлично говорить о том, что не видел, не слышал, не читал).
Ширится веер любительских увлечений (коллекционирования, занятиями прикладным творчеством и т.д.), т.е. жилая среда становится полем творческой деятельности для одних, тоскливого безделья для других, притоном для третьих.
Можно констатировать фундаментальные изменения самого механизма взаимодействия человека с культурой. Изменился складываю щийсявеками принцип избирательного отношения к искусству.
Квартира становится центром хозяйственной деятельности. Это многопрофильный склад, заготовительный цех, творческая мастерская офис фирмы, мини-спортплощадка, где сочетается труд, досуг и отдых.
Интересы людей изменились в сторону потребительских. Постоянно меняющаяся мода и набор благ побуждают непрерывно им следовать, Сократилась регулярность и теснота общения по интересам в культурных центрах, во многом потеряны навыки самоорганизации и caмоуправления, они уступают по масштабности стихийным досуговым сообществам (массовым аудиториям поп-звезд и фанатов спортивных команд).
Но наряду с этим ширится движение самодеятельных инициатив; обогащающих содержание культурной активности, которая выходит за профессиональные и отраслевые пределы.
На самом низшем уровнеэто садово-огородные кооперативы. Изучение мотивов деятельности их владельцев показывает реализацию потребности в активном (энергозатратном) отдыхе, испытание радости от физического напряжения, соединенного с непосредственным общением с природой и чисто потребительскими мотивами пополнения бюджета за счет урожая.
МЖК развивают новые формы быта, обслуживания, воспитания детей, организацию досуговых центров, гостиных и своего кабельного телевидения.
С распространением персональных компьютеров, имеющих выход в Интернет, увеличивается число трудящихся «надомников». К ученым, работникам культуры и искусства, литераторам, преподавателям, осуществляющим часть профессиональных функций дома, присоединяются студенты, работники фирм.
Основной функцией семейного образа жизни в наше нестабильное и неспокойное время становится функция уже не только психологической защиты, покоя и уюта, но даже защиты физической.
Тенденции одомашнивания культурной деятельности изменяют характер коммуникации между производителем и потребителем ценностей культуры. Технологии лично-культурной деятельности обновляются быстрее публичных и меньше нуждаются в посредниках.
Повышается роль второго жилища семьи: дача, дом в деревне, садовый участок, жилище родителей, воспринимается как второй дом.
Это порождает дополнительные функции не только отдыха, но и самообразования, творчества, обретения новых навыков. Возделывание участка по существу побуждает человека овладеть агрономическими знаниями, а «передвижной» дом (машина) расширяет возможности путешествий. А все вместе взятое способствует развитию способностей и самовыражения человека.
В этом плане важна роль СМИ в умелом и тонком руководстве такой Деятельностью и повышению интеллектуального уровня людей и расширению их интересов.
3 Концепции досуга и рекреации в современной социологии
3.1 Модели и признаки досуговой деятельности
Современная социология располагает широким диапазоном досуго-вых концепций (лат. conceptio- мысль, понятие системы, руководящая идея, ведущий замысел, конструктивный принцип деятельности), которые опираются на большинство макросоциологических теорий.
Концепция должна объяснить социальное явление и дать обоснование методологии и методики конкретного исследования и быть операциональной. Концепции досуга всегда связаны с историческим и культурным контекстом и изменяются в процессе развития человечества и социологического знания. Поскольку функции рекреации и досуга сливаются, мы будем рассматривать их в совокупности, согласно зарубежной и отечественной традиции.
Наиболее полно концепции досуга классифицированы М. Капланом и Дж. Шивере. Разница состоит в определении места, ранга функции) досуга и рекреации, поэтому мы ограничимся их перечислением и краткой характеристикой.
В гуманистической модели концепция досуга рассматривается как цель жизни и идеал (Это характерно для современного Китая.).
Из современных западных ученых ее придерживаются С. Де-Гразия и Дж. Пипер, которые характеризуют досуг как созерцание, удовольствие, состояние свободы, условие существования человека. Б. Рассел подчеркивал: досуг - это путь к счастью и радости. Все эти точки зрения близки к греческому идеалу досуга как способности души быт! свободной.
Гуманистическая или гедонистическая теория была заложена еще Аристотелем, рассматривающим досуговую деятельность как высшую форму проявления творческого начала: цель досуга не в самовыражении, а в самосознании, понимаемом как самосотворение. Основным является то, что это самосознание совершается не по необходимости. ;
Терапевтическая модель рассматривала досуг как действенное средство физической реабилитации и влияния на психическую структурачеловека. А кальвинизм рассматривает его как релаксацию и восстановление сил после труда.
Т. Веблен рассматривал досуг как средство, инструмент (метод статификации).
Количественная модель рассматривает досуг как время, остающееся после работы. Она долгое время доминировала среди зарубежных (у Дж. Шивере) и отечественных ученых.
Институциональная модель отличала различия в досуговой деятельности на основе ценностных установок в сфере религии, образования, культуры и политики и изучала соответствующие им сообщества и объединения по интересам и формам работы.
Эпистемологическая связывала содержание деятельности в связи с аксиологическими и эстетическими взглядами на мир.
Экзистенциальная рассматривала досуг как состояние бытия, свободы, т.е. условий существования человека (Дж. Гразия, А. Пак, Дж. Нейлингер), учёные считали досуг единственной сферой, где человек может достичь самореализации, удовольствия и удовлетворения. Но эта модель учитывает и влияние социальных факторов на стиль жизни и ценностные ориентации, определяющие развитие индивидов.
Досуг как функция досуговых мероприятий. Наиболее крупным и известным представителем этого направления является французский социолог Ж. Дюмазадье, который, как и Дж. Шивере, во многом отождествляет досуговую деятельность с рекреацией. Он изучает досуг как средство расслабления, удовлетворения, свободного выбора, расширение сферы познания и спонтанного участия в общественной жизни, проявления творческих возможностей. У Дж. Шивере на первом месте стоит функция рекреации.