Смекни!
smekni.com

Теоретические аспекты социального служения как разновидности социальной работы (стр. 3 из 6)

Одна из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения.

Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия

Социальное служение дает человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.[40]

Способность выразить свою гражданскую позицию.

Возможность выразить свою гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но и активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей,— важнейшее условие социализации и личностного развития человека.

Выполнение общественного и религиозного долга.

Социальное служение является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга. Потребность в исполнении общественного и религиозного долга свидетельствует о высокой мотивации личностного развития, о высоком уровне самосознания.[41]

Организация свободного времени

Немаловажным мотивом участия в социальном служении является возможность организации собственного свободного времени, с пользой для дела и для души.

Организация свободного времени не должна быть ведущим мотивом для участия в социальном служении. Но при наличии других мотивов, может стать эффективным стимулом для участия в общественной, добровольческой деятельности.[42]

Сотрудниками и студентами Академическою института социального служения Российского государственного социального университета в период с февраля 2004 года по февраль 2008 года было проведено исследование на тему «Мотивационная готовность молодежи к добровольческому служению».

Целью исследования являлся анализ мотивационной готовности и установок молодежи в связи с возможным участием в социальном служении.

Цель была сформулирована исходя из той гипотезы, что многие молодые люди готовы участвовать в социальном служении, но местные сообщества не обладают достаточными ресурсами и возможностями для организации их добровольческой деятельности.[43]

В исследовании приняли участие молодые люди из разных регионов России. Средний возраст респондентов – 17,9 лет.

Всего в исследовании приняли участие 1756 человек 54 % девушек и 46 % юношей. Исследование проводилось в следующих регионах: г. Москва (Южный и Центральный административный округ); Московская область (г. Руза, Егорьевск, Клинский р-н); г. Екатеринбург; г. Тверь; г. Верхняя Салда (Свердловская обл.); г. Углич (Ярославская обл.); г. Элиста (Республика Калмыкия); г. Саранск (Республика Мордовия).[44] В результате проведенного исследования были выявлены, в порядке предпочтения, основные социально значимые мотивы.[45]

Таким образом, вышеописанные социально значимые мотивы являются основными мотивами, побуждающими к участию в социальном служении.

Глава II. Место и роль социального служения в системе социальной работы

2.1 Объекты и субъекты социального служения как разновидности социальной работы

Наиболее востребованы добровольческие усилия в сфере социальной политики и социальной работы.

Субъекты социального служения.

Под субъектом понимается носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.[46]

Классификация субъектов социального служения может быть проведена по участникам и организаторам социального служения.

Участники социального служения могут быть следующими:

– Молодые люди. Социальное служение молодежи имеет наиболее ярко выраженные особенности. Молодые люди требуют больше возможностей для их личностного развития, формирования компетентности, удовлетворения личностных потребностей. Данное направление добровольческой работы называют молодежным служением. Под социальным служением молодежи понимается добровольный, осознанный, ответственный выбор ценностей и целей, имеющих высокую социальную значимость и требующих личностного, жертвенного участия. Молодые люди, жертвуя временем, силами и другими своими возможностями ради общественных целей, становятся сопричастными общественной жизни, ее полноценными и равноправными участниками.[47]

– Взрослые люди. Социальное служение взрослых людей требует меньше компенсационных затрат.

– Специалисты. Специалисты также могут участвовать в социальном служении в том случае, если имеют возможность участия в добровольческих проектах в свободное от основной занятости время.

– Стажеры. Участники социального служения, готовящиеся к дальнейшему профессиональному росту в данном направлении имеют наибольшую мотивацию для развития профессиональных навыков.

Организаторы социального добровольческого служения.

Социальное служение может быть организовано различными организациями и общественными институтами, накладывающими определенные специфические особенности на данную деятельность:[48]

– Религиозные общности (организации). Религиозные общности осуществляют социальное служение на добровольных началах, и на доктринальных основаниях, изложенных в священных книгах разных религий, а также в богословских трудах и социальных концепциях конфессий. Так, например, Русская Православная Церковь, согласно Основам социальной концепции, на первые места ставит проблемы, имеющие общесоциальный (общегосударственный) масштаб: миротворчество на межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; забота о сохранении нравственности в обществе; патриотическое воспитание; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия и т. д. Попечение о воинах, о лицах, находящихся в местах лишения свободы, поддержка института семьи, материнства и детства находятся в середине и в конце этого перечня.[49]

Протестантская церковь в своем официальном документе на первые места ставит заботу о духовно-нравственном здоровье общества, поддержку института семьи, материнства и детства; служение милосердия и благотворительность; содействие толерантности, взаимопониманию и сотрудничеству между людьми. Содействие социально-экономическому развитию занимает последнее место.[50]

Российские мусульмане на первое место ставят защиту прав и свобод человека, затем идут поддержка неимущих, семьи.[51]

Описанные различия в выстраивании религиозными организациями последовательностями сфер своего социального служения не отражают реальную расстановку их приоритетов. То есть первое место, отводимое миротворчеству, и предпоследнее – поддержке семьи в социальной концепции РПЦ, не означает, что Церковь, таким образом, выстраивает свои приоритеты. Точно таким же образом дело обстоит и в позициях других рассмотренных религиозных организациях. Отмеченные различия есть отражение, во-первых, специфики их оценки основ социального мироусторйства, того, что первично – социум или индивид и, во-вторых, - своей роли в жизни и общества и индивида.[52]

Религиозные общности посредством социального служения берут на себя выполнение определенного объема социальных сервисных функций, для реализации которых государство создает специализированные органы и учреждения, функционирующие за счет бюджета. Религиозные объединения осуществляют деятельность по социальному служению за счет собственных средств.[53]

– Общественные, благотворительные, некоммерческие и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.[54]

Благотворительные организации в России осуществляют свою деятельность согласно Федеральному закону "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"[55]

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.[56]

Росийский Детский Фонд активно участвует в благотворительной деятельности и может использовать свои средства и имущество для реализации тех или иных благотворительных программ в интересах детства.[57]

Общество Красного Креста (в частности Российского Красного Креста) осуществляет гуманитарные программы, направленные на помощь в развитии сферы здравоохранения, образования и социальной поддержки наиболее незащищённых слоёв населения: детей из социально незащищённых семей, беспризорных и безнадзорных детей, сирот, одиноких престарелых и ветеранов, беженцев и лиц, ищущих убежище, людей с ограниченными возможностями и лиц, пострадавших при чрезвычайных ситуациях.[58]

– Молодежные организации.[59] К молодежным организациям относятся волонтерские движения молодежи, молодежные общественные благотворительные организации, молодежные объединения, детско-молодежные объединения, объединения молодежи и др.