В социологической науке удовлетворенность браком определяют как характеристику «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений». [1; с.12]
В психологической науке основные факторы, характеризующие внутрисемейную ситуацию, выявляют при сравнении ощущений состоящих в браке и разведенных супругов, то есть с использованием параметра стабильности брака.
Многие авторы не всегда разделяют понятия «удовлетворенность браком» и «стабильность брака» в своих работах [1;3;7;14;17]. Материал по проблеме факторов, влияющих на успешность супружеских отношений, обычно рассматривается в одном ключе независимо от того, в социологическом или социально-психологическом русле было выполнено исследование.
Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками, что и было отмечено в ряде эмпирических исследований [7;11]. Кроме того, существует мнение, что эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов. Первым, самым общим, является уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода). Второй уровень является уровень «приспосабливаемости в браке», «адаптированности супругов». Здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и пр. Третий уровень является наиболее глубоким. Это уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов [1].
В.А. Сысенко (1981) впервые разделяет понятия "устойчивость брака" и "стабильность брака". Устойчивость брака он рассматривает как "устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей супругов" [42; с.89-90]
Существенно расширяет данное понятие В.В. Бойко (1988). Устойчивость брака, по его мнению, имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона прочности брака зависит от вероятности его распада, которая может быть выражена соотношением количества браков и разводов, зарегистрированных в данном регионе за определенный промежуток времени. Субъективная сторона характеристики брака включает в себя удовлетворенность супружескими отношениями, установку супругов на сохранение семьи. Показателями субъективной стороны устойчивости брака, по мнению В.В. Бойко, может служить оценка его прочности, которую дают сами супруги [8; с.24].
Шавлов А.В. дает следующую интерпретацию понятия «удовлетворенность браком»: «супружеская удовлетворенность браком есть ни что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей» [52; с.121]. Из чего следует, что неудовлетворение личных потребностей в браке может являться одним из факторов влияющих на удовлетворенность браком.
Таким образом, с точки зрения различных авторов, семья это малая группа, которая имеет такие специфические особенности как: нормативная заданность, гетерогенность состава, закрытость, полифункциональность и историчность. Данные характеристики в максимальной степени определяют особенности протекания социально-психологических процессов в семье. Главным отличием семьи от брака является наличие детей, а брак характеризуется межличностным взаимодействием двух партнеров.
Мотивом вступления в брак, как правило, является удовлетворение потребности в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продлении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Брак организует, стабилизирует, социально санкционирует удовлетворение этих потребностей.
К моменту вступления в брак каждый из супругов имеет уже сложившиеся потребности, которые не могут быть идентичными у обоих брачных партнеров. Нередко эти потребности оказываются противоречивыми.
В брачной жизни удовлетворяются сексуальные, духовные, материальные потребности супругов. Особое место среди них занимают эмоционально-психологические потребности, которые связаны с психологической структурой и содержанием «Я-концепции».[44; с.156]
Эмоционально-психологические потребности включают в себя потребность любить и быть любимым, потребность в чувстве собственного достоинства, осознании ценности и значимости своей личности, потребность в интимно-доверительном общении, потребность в психической поддержке и понимании. Перечисленные потребности выполняют важнейшие функции, обеспечивающие устойчивость психической жизни индивида, дают ему необходимые условия для гармоничного равновесия всей психической (душевной) жизни, резко повышают общую психическую устойчивость ко всем другим жизненным трудностям.
Потребность в сохранении и поддержании чувства собственного достоинства тесно связана с такими понятиями, как гордость, тщеславие, самолюбие, и затрагивает глубинные слои психики. Анализ человеческих взаимоотношений показывает, что в структуре личности самым болезненным и уязвимым является именно чувство самоуважения, чувство собственного достоинства [51]. Можно предполагать, что устойчивость брака и удовлетворенность семейной жизнью зависят от того, как супруги относятся друг к другу, как поддерживается и сохраняется чувство собственного достоинства. Человек должен испытывать положительные чувства и эмоции по отношению к самому себе, что возможно лишь в условиях, когда другие подтверждают собственную самооценку. Быть любимым и почитаемым близкими людьми - есть весьма сильная гарантия от опасности одиночества, отчуждения, изоляции.
Таким образом, потребность быть любимым выражает психологическую нужду человека быть объектом внимания, заботы, заинтересованности, быть желанным, полезным и нужным его близким и родным. Одно из самых тяжелых и мучительных чувств - бесполезность и ненужность собственного существования. В тех семьях, где супруги относятся друг к другу пренебрежительно, презрительно, унижая чувства другого, появляются вражда, ненависть, отчуждение.
Человеку необходимо интимное, эмоционально-положительное, доверительное общение. Брак и семья дают возможность такого общения. В семейном общении человек может отбросить социальные маски, отстраниться от тех социальных ролей, которые он исполняет в общественной, политической или профессиональной сферах. Личность может полностью прочувствовать свою самобытность и неповторимую индивидуальность. [44]
Таким образом, семейное общение выполняет свои особенные функции, отличные от других видов человеческого общения. К семейному общению по своим функциям, качествам и свойствам вплотную приближается только дружеское общение. В благополучном браке семейное общение отчасти и является именно дружеским.
Удовлетворенность супружескими взаимоотношениями во многом зависит от того, в какой мере, и степени каждый из супругов испытывает чувство радости, удовольствия от совместной жизни. В случае если те или иные потребности личности не удовлетворяются или удовлетворяются в минимальной степени, могут происходить различные нарушения в системе жизнедеятельности личности. Социально-экономические, психологические и физиологические последствия хронического неудовлетворения потребностей могут быть самого разнообразного плана.
Например, если в браке не удовлетворяется сексуальная потребность хотя бы одного из супругов, то возможны отрицательные последствия: измена, половая холодность, появление мыслей о расторжении данного брака и др. Таким образом, устойчивость семейных отношений ставится под угрозу.
Совокупность тех или иных неудовлетворенных или минимально удовлетворенных потребностей личности постоянно влияет на степень удовлетворенности человека жизнью вообще и семейной жизнью в частности.
В.П. Левкович и О.Э. Зуськова [25], изучая негативный характер супружеских отношений, выделили пять групп, наиболее значимых для совместной жизни супругов и влияющих на удовлетворенность браком, потребностей:
1. Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье.
2. Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.
3. Познавательные потребности супругов.
4. Материальные потребности.
5. Потребность в защите собственной «Я-концепции».
Результаты проведенного ими исследования привели их к выводу, что наиболее конфликтогенным и влияющим на удовлетворенность браком оказался блок «культура общения», т.е. соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни, регулирующих их нравственные отношения. Стабильность брака в значительной степени обусловлена высокой культурой общения брачных партнеров. Систематическое нарушение супругами семейной этики в общении друг с другом негативно влияет на их взаимоотношения, приводя к возникновению устойчивых, хронических конфликтов в семье. При этом высокая степень конфликтности данного блока объясняется не только низкой культурой общения брачных партнеров, но и тем, что в нем, прежде всего, отражается неудовлетворенность супругов в потребностной сфере.
Вторым по значимости источником конфликтов в семье явилась недостаточная удовлетворенность потребности в защите Я - концепции. Отсутствие со стороны супруга внимания, заботы, согласия, психической поддержки приводит к неудовлетворенности потребности в любви, уважении, в ощущении своей значимости, в сохранении чувства собственного достоинства, необходимых для поддержания «Я - концепции».