Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.
Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.
Статья 115. Умышленное причинение легкого вреда здоровью.
Статья 116. Побои.
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.
Также в Уголовном кодексе есть статья 117: "Истязания", которая наиболее полно отражает преступные действия при домашнем насилии, но при этом практически не используется при рассмотрении случаев, связанных с насилием в семье. Более подробно данная статья будет рассмотрена нами ниже.
При этом, согласно данным исследования, проведенного центром "АННА", большинство специалистов, которым по долгу службы приходится решать вопросы, связанные с проблемой насилия, отмечают, что по действующему законодательству доказуемость случаев домашнего насилия (даже физического истязания, имеющего видимые последствия) крайне затруднена.
Проблема также в том, что российская система правосудия рассматривает насилие, совершенное в общественном месте по отношению к незнакомому человеку, как представляющее гораздо большую общественную опасность, чем такие же действия, но совершаемые в семье по отношению к родственникам. Даже в статистических данных МВД России, опубликованных на сайте министерства, есть отдельная ведомость по преступлениям, совершенным в общественных местах. При этом отсутствуют данные о преступлениях в быту. Таким образом, домашнее насилие рассматривается не как преступление против общества, а как частное дело членов семьи.
Между тем, международная правовая практика стремится к тому, что бы юстиция в случаях семейной жестокости руководствовалась в первую очередь характером актов насилия, а не взаимоотношениями между насильником и жертвой. Более того, домашнее насилие со стороны мужа представляет серьезную угрозу жизни и здоровью женщины, так как она зачастую вынуждена проживать с ним в одной квартире (доме) даже после развода или во время следствия. Если с преступником, совершившим на улице деяние, подходящее под ст.116 ("Побои") пострадавший может встретиться только в милиции или в суде, то пострадавшая от насилия в семье женщина встречается с обвиняемым каждый день в своей квартире. Обвиняемый в данном случае знает круг общения пострадавшей, места проживания ее родных и близких, адрес ее работы, что создает дополнительные условия для преследования пострадавшей или оказания грубого давления на нее.
Другая проблема - отнесение случаев насилия в семье к категории "дел частного обвинения". С момента изменения Уголовного Кодекса РФ в 2003 г. существенно изменилась система рассмотрения дел по насилию в семье. Большинство из них попали в категорию дел частного обвинения (ст.115, 116. ч.1, ст.129 и ст.130 УК России).
Такое выделение с точки зрения законодателей оправдывается тем, что эти преступления затрагивают права и интересы конкретных граждан и от их воли зависит, будут ли они возбуждать уголовные дела против обидчиков или нет.
Однако в реальности это привело к тому, что пострадавшие остались практически без надлежащей защиты со стороны государства.
Проблема здесь заключается в следующем. Статья 20 УПК предусматривает, что дела частного обвинения могут быть возбуждены не иначе как по заявлению потерпевшей стороны и подлежат прекращению за примирением сторон. Моментом возбуждения дела является подача заявления пострадавшей стороной, которое подается мировому судье и должно отвечать требованиям, изложенным в ст.318 УПК России. Если заявление соответствует требованиям, мировой судья принимает его к производству, и потерпевшая сторона становится частным обвинителем.
Таким образом, потерпевшая сторона по делам частного обвинения вынуждена выполнять двойную роль. С одной стороны, как потерпевшая, она вправе рассчитывать на защиту своих интересов со стороны государства. Однако это зависит только от ее воли и происходит по ее собственному решению.
С другой стороны, она должна выступать в качестве обвинителя, представлять доказательства, формулировать обвинения и добиваться осуждения виновного. Выполнение функции обвинителя предполагает знание основ процессуального преследования, основ уголовного права, правил сбора и представления доказательств. Совершенно очевидно, что такими знаниями обычные граждане не обладают, и, следовательно, не в состоянии правильно представить свою позицию в судебном заседании. Когда же речь, помимо вышесказанного, идет о жертвах домашнего насилия, большую роль играют также факторы посттравматического стресса, которому подвержена пострадавшая, а также стадии цикла насилия, на котором подается заявление. Следует иметь в виду, что пострадавшая обычно продолжает проживать с обидчиком в одной квартире, что дает ему возможность оказывать давление и запугивать ее.
В результате, по данным судебной статистики, подавляющее большинство дел частного обвинения прекращается по двум причинам:
в связи с невыполнением требований суда по устранению недостатков заявления;
по примирению сторон.
Учитывая, что правильные последовательные действия пострадавших в стадии возбуждения уголовного дела частного обвинения имеют принципиальное значение, и в то же время, исходя из динамики цикла домашнего насилия, вполне очевидно, что вышеперечисленные результаты не случайны. Как правило, на стадии подачи заявления пострадавшие не в состоянии выполнить все требования не только по причине юридической неграмотности, но и из-за состояния посттравматического стресса в результате акта насилия.
С другой стороны, поскольку заявления, как правило, подаются сразу после совершенного насилия, а в это время цикл насилия переходит на стадию раскаяния со стороны обидчика и прощения (примирения) со стороны пострадавшей. Женщины, испытывая чувство вины и веря словам обидчика о том, что насилие больше не повторится, забирают заявление или идут на примирение.
В итоге, как свидетельствуют эксперты, по статистике 9 дел из 10 прекращаются за примирением сторон[15]. Таким образом, обидчики, совершившие насилие в семье, остаются безнаказанными.
В действующем Уголовном кодексе Российской Федерации наиболее полно преступления, связанные с домашним насилием в отношении женщин, должны были бы попадать под статью 117-ю "Истязания":
Статья 117. Истязание.
1. Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями, если это не повлекло последствий, указанных в статьях 111 и 112 настоящего Кодекса, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, совершенное:
а) в отношении двух или более лиц;
б) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
в) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;
г) в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника;
д) с применением пытки;
е) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
ж) по найму;
з) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет[16].
В комментарии к данной статье указывается, что под истязанием следует понимать причинение потерпевшему физических или психических страданий, включая систематическое нанесение побоев, применение пыток, угроз, оскорблений. К иным насильственным способам истязания следует отнести, например, лишение сна, пищи, воды, запирание в холодное помещение, укусы, порку, связывание. Все эти действия, особенно систематические побои, не говоря уже об угрозах и оскорблениях, наблюдаются практически в каждом случае домашнего насилия.
Для признания действий истязанием важно установить систематический характер таких действий виновного. По указанию Верховного Суда РСФСР, чьим толкованием систематичности следуют сегодня, при истязании систематическим следует считать совершение трех и более преступных действий[17]. Как известно, домашнее насилие также характеризуется систематичностью.
Далее, из статьи 117 УК следует, что в результате истязания наступают только последствия, указанные в ст.115 УК, т.е. причиняется легкий вред здоровью пострадавшей, что тоже соответствует большинству дел, связанных с домашним насилием. При наступлении последствий истязания, перечисленных в ст.ст.111 ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью") и 112 ("Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью") УК, преступление квалифицируется по совокупности: соответственно по этим статьям и по ст.117 УК.
Вместе с тем, Верховный Суд РФ в п.14 постановления Пленума в редакции от 21 декабря 1993 г. "О практике рассмотрения судами жалоб и дел о преступлениях, предусмотренных ст.112, ч.1 ст.130 и 131 УК РСФСР"[18], разъяснил, что неоднократное нанесение легких телесных повреждений или побоев не может рассматриваться как истязание в следующих случаях:
если по одному или нескольким эпизодам обвинения, дающим основание для квалификации действий лица как систематических, истек срок давности для привлечения к уголовной ответственности;
если к лицу за эти действия ранее уже были применены меры административного взыскания и постановления о применении этих мер не отменены.