Не смотря на практическое предназначение многих материальных благ, большинством людей они воспринимаются не как средство облегчения их жизни, а, например, как средство достижения уважения или признания[3] Это явление Маслоу назвал скрытой мотивацией, когда предмет, необходимый для удовлетворения одной потребности, воспринимается как средство достижения совсем иной цели. Такое смещение мотивов часто не обусловлено какими-то новыми свойствами, которые индивид заметил в этом предмете и которые могут помочь ему достичь своей цели, а лишь общественным отношением к предмету. Машина может стать для человека не средством увеличения мобильности, но способом завоевать уважение окружающих[7]. Способность стать средством достижения уважения автомобиль получил благодаря тому, что воспринимается порой как «роскошь». А сама по себе потребность человека в уважении имеет чисто социальное происхождение и удовлетворение ее необходимо для интеграции в общество, коллектив и работы в нем. Итак, общество изменяет имеющиеся потребности человека и формирует новые, ранее не возникавшие.
Вторая особенность – сложность протекания процесса возникновения потребности у человека.
Рубинштейн в своих работах выделял несколько этапов развития единичной потребности
1. Влечение
2. Желание
3. Хотение
Органические потребности представлены в психике прежде всего в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или более или менее острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение – это органическая потребность, представленная в органической (интероцептивной) чувствительности. Влечение не осознается человеком как конкретная нужда в чем то, а лишь вызывает дискомфорт, ощущается как чувство неудовольствия[2]. Часто интенсивность влечения не превышает порог сознания, и, поэтому, не осознается. По мере того как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение необходимо переходит в желание – новую форму переживания потребности, в которой представлен предмет потребности[2]. То есть желание начинается с появлением мотива – предмета, обладающего свойством удовлетворить возникшую потребность. И наконец, хотение – этап, непосредственно предшествующий деятельности и выражающийся уже в осознании и нахождении не только мотива, но и средств, необходимых для достижения предмета потребности, уже включает в себя не только эмоциональный, но и волевой компонент. Итак, потребность, как процесс, сложное явление, и основная особенность здесь – работа сознания, предваряющая деятельность по удовлетворению потребности. И сознание может прервать путь реализации удовлетворения потребности на любом этапе с помощью воли, если удовлетворение невозможно в силу различных причин.
Третья особенность – иерархичность потребностей.
Маслоу в 1954 г. создал иерархическую модель мотивации, предложив следующую классификацию человеческих потребностей:
1. Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и др.
2. Потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
3. Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
4. Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.
5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.
6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.
7. Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Основой концепции является утверждение о строгой иерархичности возникновения потребностей, то есть, пока не удовлетворена низшая, не появляется высшая потребность.
«Когда у человека появляются высшие потребности, именно они скорее доминируют в организме, нежели физиологические стремления, и когда эти потребности удовлетворены, вновь появляются новые, еще более высокие, потребности»
Но все же следует указать, что человек способен усилием воли подавлять одни потребности и удовлетворять другие. Виктор Франкл в своей книге «человек в поисках смысла» критикует позицию Маслоу относительно иерархичности потребностей и постулата – «сначала хлеб, потом мораль». Он, на своем примере и примере других узников, демонстрирует, что даже в нечеловеческих условиях нацистских концентрационных лагерей люди не просто сохраняли человеческий облик, но и пытались как-то самореализовываться, искать уважение и любовь и не думать только о хлебе насущном[8]. Но эти примеры нельзя расценивать как опровергающие концепцию Маслоу, так как движущим фактором здесь становилась личность и сознание, что, с помощью воли, подавляла неудовлетворенные базовые потребности, переходя на более высокий уровень.
Необходимо сгруппировать выводы, что были сделаны при характеристике особенностей потребностей.
Во-первых, потребности социально детерминированы, с одной стороны уровнем развития общества и доступными благами, и нормами поведения в данном обществе, как ограничивающим проявление потребности факторами с другой.
Во-вторых, проявление потребностей, способы и пути их удовлетворения подвластны сознанию, и сознание способно управлять потребностной сферой в определенных границах. Человек избирателен в удовлетворении своих потребностей. А это уже форма проявления направленности.
В третьих, появление новых потребностей обусловлено степенью удовлетворения других, более низших желаний, одна потребность не появляется без удовлетворения другой.
Вернемся еще раз к определению направленности, из него видно, что потребностная сфера не полностью входит в структуру направленности. Это объясняется самой природой направленности, как явления избирательности.
Потребности – это фундамент направленности. Вышеперечисленные особенности потребностной сферы человека – это основа и предпосылка для появления направленности.
На этапе становления направленности, потребности и их удовлетворение играют решающую роль при определении дальнейшего развития личности в целом и направленности в частности.
Например, фрустрация какой-либо потребности в детстве приводит к фиксации человека на ней на протяжении всей жизни. Предмет потребности приобретает особую важность для индивида и становится его главным мотивом деятельности[3]. Маслоу отмечает, что это правило относиться к любым эмоциональным потребностям.
Итак, потребности – фундамент направленности. Факторы, формирующие потребности так же и формируют направленность. Этими факторами будут являться: уровень развития общества, нормы поведения внутри этого общества, и степень удовлетворенности потребностей.
1.3 Интересы
Единого и полноценного определения интересов в психологии нет, поэтому определение будет подобрано такое, какое максимально бы соответствовало тематике работы.
Интерес – Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности[2].
Если исходить из теории мотивации Маслоу, то интересы относятся к пятому уровню пирамиды потребностей – к когнитивным потребностям. Но у явления интереса есть свои особенности.
Потребность в познании порождают познавательную деятельность, часто не имеющую четкого вектора и цели. Классический пример такой деятельности – ребенок от года до трех лет[2]. Он изучает и познает решительно все, что его окружает, у него не возникает необходимости выбора между предметами своего познания, а всякая вещь для него одинаково интересна.
Интерес же всегда предметен и имеет цель. Будучи обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется, прежде всего, во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы – восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизирует деятельность личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает[2].
В ходе индивидуального развития интересы формируются по мере того как дети вступают во все более сознательный контакт с окружающим миром и в процессе обучения и воспитания осваивают исторически сложившуюся и развивающуюся культуру. Интересы являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается на интересы детей, и оно же формирует их. Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется, чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы; формирование полноценных интересов – существеннейшая задача обучения[2].
Размытая и неустойчивая направленность интересов ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения.
Но, по мере взросления, интересы становятся все более устойчивыми, у человека появляется одна или несколько сфер, что интересны для него. У взрослого человека, наоборот, интересы определяют социальное окружение и характер взаимодействия с людьми. Интересы могут обуславливать содержание деятельности общения. Часто причиной неформального взаимодействия становится общность интересов.
Интерес, как и любая потребность, содержит в себе эмоциональный компонент в качестве мотивации. Но важность этого компонента не одинакова в разных ситуациях. У ребенка эмоции при появлении интересов играют ключевую роль. У взрослого большую значимость получает волевой компонент, так как именно он направляет и поддерживает деятельность, направленную на удовлетворение интереса. Но это утверждение относиться только к долговременным интересам. Появление кратковременной фиксации внимания на предмете по-прежнему во многом обусловлено эмоциями, если это не произвольная фиксация[2].